Импровизация — составляющая джазовой и эстрадной песни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 25.07.2023

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Шихшабеков, С. М. Импровизация — составляющая джазовой и эстрадной песни / С. М. Шихшабеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 190-193. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105081/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье рассмотрены и раскрыты основные принципы и учебные элементы формирования навыка вокальной импровизации и скэтового пения у вокалистов профильных специальностей. Освещается роль импровизации в музыкальной культуре, в частности, в эстрадно-джазовом искусстве.

Ключевые слова: импровизация, эстрадно-джазовое пение, вокальная импровизация, эстрадная песня, джаз, скэт.

The article discusses and reveals the basic principles and educational elements of the formation of vocal improvisation and skat singing skills among vocalists of specialized specialties. The role of improvisation in musical culture, in particular, in pop and jazz art, is highlighted.

Keywords: improvisation, pop-jazz singing, vocal improvisation, pop song, jazz, scat.

Творческая импровизация лежит в основе джазовой музыки. Это было и остается важнейшим художественным принципом, как характер и особенность музыкального исполнения. Этот жанр определяет органичное соавторство композиторов и музыкантов. Практика показывает, что несмотря на находчивость удачной импровизации и записи ее в нотную тетрадь, различные изменения часто незаметны при исполнении другими музыкантами. Это связано, прежде всего, с тем, что нотная запись не может корректировать тонкости техники игры, присущие конкретному исполнителю. Стремление к творческой импровизации, проявляющейся в оригинальной разработке музыкального материала отдельными исполнителями, является ценным качеством музыкантов джазовых оркестров, ансамблей и вокалистов, а нередко является основным показателем, творческим лицом солистов и коллективов. Джаз-бэнды также обучают искусству импровизации, так как солисты, исполняющие записанные по нотам соло, имеют больше возможностей для проявления творческой индивидуальности, чем участники симфонического, духового или джазового оркестра, что немаловажно. В джазе солист может не только изменять динамический оттенок и темп произведения, но и вводить определенную игру голоса (глиссандо, вибрато, субтон, трели, сурдины, электронные эффекты, тембровые изменения голоса и т. д.) Он может даже изменять текст и основную мелодию музыки, обогащая её виртуозно-выразительными пассажами, оригинальными звуками в зависимости от характера и стиля произведения.

Обращаясь к истории музыкального искусства, можно заметить, что импровизация существовала всегда. К ней часто прибегали в вокальной народной музыке, одна мелодия подвергалась различным изменениям во время исполнения песни. Не обошла стороной импровизация и средние века, где она встречается в вокально-культовой музыке и в светской музыке эпохи Возрождения.

Творчество в импровизации составляет сложный процесс создания музыки напрямую в момент исполнения, который дает музыканту специфическую способность, а именно: умение мгновенно реагировать на создание характерности исполнения товарища и подхватывать музыкальные идеи для того, чтобы развивать их, а дальше требуется внимательная реакция на процесс создания импровизационных линий, вовремя сделанных акцентов и подготовку к динамическому построению кульминации. Для создания художественно совершенного импровизированного соло требуются многие другие навыки. Тем самым, как показывает практика, далеко не все музыканты достигают высокого исполнительского мастерства, но преподаватели предоставляют возможность каждому освоить азы авторского сочинения и совмещать готовые заученные фразы для соло. Аналитическое исследование не прекращается в течение всего периода обучения, так как позволяет довольно-таки быстро развить начинающего импровизатора.

Далее задача исполнителя становится сложнее. Каждому необходимо научиться записывать импровизированное выступление популярного джазового вокалиста. Учебные материалы тщательно отбираются преподавателем. Импровизация начинается с простого, но затем становится немного сложнее. Артист определяет не только форму произведения, но и содержание, особенности выразительных средств, состав фразы, характер исполнения, отклонения и модуляции. Подобная сфера деятельности позволяет развить слух, чувства ритма и формы, разрешает создавать и развивать собственные импровизации, а также разрабатывать свои идеи. Одной из главных целей на этом этапе является сочинение музыкальной импровизации. Многие известные коучеры предлагают новичкам в данной сфере начать обучение с создания мелодии на основе заданной, примерно очерченной гармонической структуры. Педагог готовит специальный материал, исходя из личных особенностей ученика и особенностей изучения стилей джазовых произведений. Учебным материалом являются две музыкальные строки. Верхний ряд свободен для составления мелодии, нижний ряд заполняется аккордами, а в дальнейшем появляется только буквенное обозначение плана гармонии. Воспитательное преимущество этого метода состоит в том, что начинающие вокалисты, не знающие теоретических основ джазовых гармоний, освобождаются от правил, связанных с соблюдением вокальных прогрессий, а тем самым гармонии, подготовленные опытными педагогами, заключаются в том, что он стимулирует творческое воображение учащихся, начинающих импровизаторов. И всё-таки, опираясь на фон гармонии, легче добиться красоты и выразительности мелодии.

Важной задачей в этот период является формирование у исполнителя стремления к упрощению выражения мысли через сочинённую мелодию. Начинающие музыканты ошибочно думают, что более сложные и непонятно «закрученные» импровизации произведут большее впечатление на зрителей, нежели простые и более комфортные для восприятия. Для них показать свою виртуозность с помощью технически сложных импровизаций является самоцелью, а не средством прояснения содержания и характера. Для создания импровизированных строк используются не только ноты, которые содержатся в аккордах, но и ладовые конструкции. Учитывая низкий уровень технической оснащенности исполнителей джазовой музыки, а также недостаточное владение ими техникой исполнения скэт приёмов, целесообразно начинать с обучения гармонической аккордовой импровизации. Преподаватель анализирует тему и совместно с учащимися определяет ее структуру, мелодическое развитие, кульминацию, а затем завершение темы. Определившись с формой, коучер даёт задание составить несколько импровизированных отрывков, используя только аккордовые звуки, близкие по структуре и содержанию темы. Следующий этап импровизационного обучения связан с употреблением вспомогательных и проходящих звуков. Преподаватель должен сначала объяснить, что, находящиеся между ступенями в аккорде, проходящие звуки располагаются на слабой или относительно сильной доле, лежащей в основе какой-либо гармонической сетки. Стоит отметить, что они могут быть диатоническими или хроматическими. После того как вы освоили и применили в практике вспомогательные и проходящие звуки, можно переходить к использованию вводных звуков. В соответствии с правилами, эта задача выполняется в том же порядке, что и предыдущая. Учитель объясняет смысл использования вводных нот, а также предлагает использовать их для сочинения и воспроизведения мелодий. Поэтому, чтобы постепенно усложнять задание гаммообразными конструкциями и арпеджио, овладевая характерными для джазовой музыки ритмическими рисунками, переходя от простых ритмических структур к более сложным, учащимся рекомендуется стараться добиться мелодичности фраз и предложений.

Следующее, что хотелось бы подробно разобрать это характеристики импровизационного пения, известного как скэт. Скэт — это особая форма джазовой вокальной импровизации, в которой голос используется для имитации инструмента, а пение не имеет никакой смысловой нагрузки. Некоторые считают, что скэт возник в западноафриканской музыке, где ударные звуки превращались в вокал, а определенные звуки — в ритм. Однако более вероятно, что скэт стало популярным среди американских джазовых певцов, которые пытались имитировать звучание джазовых инструментов своим голосом. Это можно увидеть в ранних блюзовых и новоорлеанских джазовых записях.

Эстрадные песни представляют собой довольно простые куплетно-припевные формы с дополнительными элементами, которыми могут быть мосты (музыкальные произведения, контрастирующие по содержанию с окружающими разделами и подготавливающие переход или возврат к основной музыкальной теме). Эта структура помогает слушателю легко узнать и запомнить песню.

Сегодня импровизация встречается во всех направлениях поп-музыки, от популярных хитов и рока до хип-хопа и джаза. Импровизация особенно широко распространена в джазе, импровизационной музыке и международной музыке, поднимая импровизатора на серьезный профессиональный уровень. Особенно широко импровизация представлена в джазе, импровизационной и интернациональной музыке, выводящая исполнителя- импровизатора на серьезный профессиональный уровень.

Джазовая импровизация — своеобразный продукт взаимодействия между западом и востоком, что наглядно демонстрирует художественные тенденции. Значимым феноменом в джазе выступают не только инструментальные, но и вокальные импровизации, одним из видов которых является подражание вокалиста инструменталистам. К таким, например, относится скэт, который основан на гармоничном сочетании слогов, мелодии и ритма. Это импровизированный джазовый вокализ, в котором пропеваются слоги, не несущие за собой никакой смысловой нагрузки.

Безусловно, вокалисту необходимо обладать чутьем к звучанию ансамбля изнутри для исполнения импровизированной партии, развитым чувством свинга, наконец, талантом.

Следует отметить, что в исследовательской литературе различают сознательную импровизацию, спонтанную и подготовленную. Но сколько бы ни было написано об импровизационной природе джаза, существует один важнейший аспект, вытекающий из родовых признаков джазовой музыки. Джаз следует законам спонтанного, интуитивного самораскрытия музыканта- импровизатора. В джазовой трактовке нет условной знаковой фиксации для импровизации. Описание этого объекта музыковедения подвластно, скорее, метафорическим, но никак не аналитическим приемам. Импровизация в эстрадной и джазовой песне — это в основном создание сольной мелодической и/или ритмической линии, применение особой вопросно- ответной формы, при которой могут перекликаться два импровизирующих инструмента либо инструмент и голос вокалиста. Тональность, гармония и темп здесь остаются неизменными. Очень важным в импровизации является сохранение особенностей стиля исполняемого произведения. Суть джаза заключается, прежде всего, в его импровизационном начале, в субъективном ощущении импровизатором присущих ему музыкально-выразительных средств.

Таким образом, импровизация позволяет разнообразить уже известную форму песни, которая могла бы потерять свою актуальность из-за отсутствия своего развития. Она может быть как инструментальной, так и вокальной, и может находиться в любой части произведения. Также импровизация является отдельным способом самовыражения для эстрадного артиста. Она позволяет оставить в каждой песне свой отпечаток, добавить индивидуальные черты, по которым слушатель мог бы узнать определенного исполнителя.

Литература:

  1. Мирная, Р. Р. Индивидуальный подход к формированию исполнительской культуры эстрадного вокалиста / Р. Р. Мирная // Музыкальное искусство и образование в XXI веке: проблемы, традиции, перспективы: Сборник материалов Второйвсероссийской научно-практической конференции, Москва, 28 мая 2021 года. — Москва: ООО «Издательство «Спутник+», 2022. — С. 84–92.
  2. Плаксина, Н. А. Некоторые вопросы обучения джазовой импровизации вокалиста / Н. А. Плаксина, Т. В. Решетникова // Развитие личности средствами искусства: Материалы V Международной научно-практической конференции, Саратов, 15 марта 2018 года / Под общей ред. Ю. Ю. Андреевой и И. Э. Рахимбаевой. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2018. — С. 135–141.
  3. Руденко, А. А. О роли импровизации в контексте формирования творческой личности / А. А. Руденко // Прорывные научные исследования как двигатель науки: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пермь, 25 сентября 2017 года. — Пермь: Общество с ограниченной ответственностью «Омега Сайнс», 2017. — С. 149–152.
Основные термины (генерируются автоматически): импровизация, джазовая музыка, джаз, звук, вокальная импровизация, музыкант, никакая смысловая нагрузка, серьезный профессиональный уровень, творческая импровизация.


Ключевые слова

импровизация, джаз, эстрадно-джазовое пение, вокальная импровизация, эстрадная песня, скэт

Похожие статьи

Разработка новой методики преподавания джазовой гитарной...

В данной статье раскрывается суть нового подхода в изучении джазовой гитарной импровизации. Ключевые слова: нота, интервал, интервальная конструкция, импровизация, джаз, аппликатура, методика, гитара, гриф.

Cпецифика подготовки к конкурсным выступлениям в номинации...

Джазовый вокал определяется индивидуальными качествами певца (музыканта), а именно: джазовая манера исполнения, характерные вокальные тембры, уникальные тональные качества, джазовое фразировки, джазовая «атака».

Формирование мотивации к занятиям музыкой у подростков...

Предмет «Джазовая импровизация» ведется в нашей школе уже несколько лет. Ученики-пианисты 5–7 классов (подростки 11–15 лет), обучающиеся по предпрофессиональной программе, занимаются джазовой импровизацией на фортепиано один час в неделю.

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего...

В качестве примера возможна организация видеоуроков по вокалу в учебном процессе, а также в разных видах смежных предметов (уроки сольфеджио, уроки музыкальной литературы, уроки по курсу «Элементарная теория музыки»).

Работа над фортепианным произведением, содержащим...

Джаз (английское jazz), род профессионального музыкального искусства, сложившийся на рубеже XIX-XX веков в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры и утвердившийся прежде всего в негритянской среде в США.

Импровизация как компонент творчества современного педагога

2. импровизация «изнутри» (зависит от индивидуально-творческих особенностей педагога); 3. импровизация, вызванная логикой изложения материала (осуществляется за счет активного участия педагогического мышления)

Формы самостоятельного музыкального творчества студентов

Решение данной проблемы возможно в рамках развития самостоятельного музыкального творчества, а именно — через включение студентов в различные формы музицирования (конструирование аккомпанемента, импровизация, подбор по слуху, сочинение).

К успеху через музыку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Данная статья посвящена музыкальной деятельности людей разных профессий. Музыка обогащает духовный мир человека, развивает его творческие способности. Музыкальный опыт, приобретённых людьми, позволяет им расширить кругозор, развить креативное мышление...

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие...

Цель учебной работы в моём оркестре — это обучение детей профессиональным навыкам игры в духовом оркестре, развитие творческих способностей оркестрантов, воспитание сплочённого музыкального коллектива.

Похожие статьи

Разработка новой методики преподавания джазовой гитарной...

В данной статье раскрывается суть нового подхода в изучении джазовой гитарной импровизации. Ключевые слова: нота, интервал, интервальная конструкция, импровизация, джаз, аппликатура, методика, гитара, гриф.

Cпецифика подготовки к конкурсным выступлениям в номинации...

Джазовый вокал определяется индивидуальными качествами певца (музыканта), а именно: джазовая манера исполнения, характерные вокальные тембры, уникальные тональные качества, джазовое фразировки, джазовая «атака».

Формирование мотивации к занятиям музыкой у подростков...

Предмет «Джазовая импровизация» ведется в нашей школе уже несколько лет. Ученики-пианисты 5–7 классов (подростки 11–15 лет), обучающиеся по предпрофессиональной программе, занимаются джазовой импровизацией на фортепиано один час в неделю.

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего...

В качестве примера возможна организация видеоуроков по вокалу в учебном процессе, а также в разных видах смежных предметов (уроки сольфеджио, уроки музыкальной литературы, уроки по курсу «Элементарная теория музыки»).

Работа над фортепианным произведением, содержащим...

Джаз (английское jazz), род профессионального музыкального искусства, сложившийся на рубеже XIX-XX веков в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры и утвердившийся прежде всего в негритянской среде в США.

Импровизация как компонент творчества современного педагога

2. импровизация «изнутри» (зависит от индивидуально-творческих особенностей педагога); 3. импровизация, вызванная логикой изложения материала (осуществляется за счет активного участия педагогического мышления)

Формы самостоятельного музыкального творчества студентов

Решение данной проблемы возможно в рамках развития самостоятельного музыкального творчества, а именно — через включение студентов в различные формы музицирования (конструирование аккомпанемента, импровизация, подбор по слуху, сочинение).

К успеху через музыку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Данная статья посвящена музыкальной деятельности людей разных профессий. Музыка обогащает духовный мир человека, развивает его творческие способности. Музыкальный опыт, приобретённых людьми, позволяет им расширить кругозор, развить креативное мышление...

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие...

Цель учебной работы в моём оркестре — это обучение детей профессиональным навыкам игры в духовом оркестре, развитие творческих способностей оркестрантов, воспитание сплочённого музыкального коллектива.

Задать вопрос