Обзор изменений правового положения республиканских печатных средств массовой информации в избирательных процессах Республики Татарстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (475) июль 2023 г.

Дата публикации: 12.07.2023

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Гильманова, А. Н. Обзор изменений правового положения республиканских печатных средств массовой информации в избирательных процессах Республики Татарстан / А. Н. Гильманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/475/104858/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье дан обзор изменений правового положения республиканских печатных средств массовой информации в избирательных процессах Республики Татарстан. Автором проанализирована трансформация республиканского законодательства о выборах — разделы, статьи законов о выборах, касающиеся предвыборной агитации.

Ключевые слова: избирательное право, правовое положение, избирательные процессы в Республике Татарстан, нормативные правовые документы, трансформация республиканского законодательства.

Отражение избирательных процессов в печати регулируется большой совокупностью нормативных правовых документов, в которых оговариваются правила и формы информационного обеспечения выборов средствами массовой информации. Изменения в политической и экономической сфере жизни общества приводят к изменениям в законодательстве, в том числе и норм избирательного законодательства, касающихся правил освещения избирательных процессов средствами массовой информации. Поэтому прежде всего нами проанализирована трансформация республиканского законодательства о выборах за двадцатилетний период — разделы, статьи законов о выборах, касающиеся предвыборной агитации.

В 1989 годуПленумом ЦК КПСС в рамках проводившейся в стране перестройки реализуется «национальная политика партии в современных условиях». Решающими для автономных республик становятся разделы проекта закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР и изменениях в законе о выборах», где говорится о поднятии роли и правового статуса национальных автономий, положения о национальных культурах и языках, о национальном вопросе и правах граждан.

27 октября 1989 года принимается закон РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР и изменениях в законе о выборах». Прежде всего эти изменения были направлены на устранение излишне жесткого определения в союзной Конституции системы представительных органов государственной власти республик [1].

В главах 12 и 13 Конституции РСФСР устанавливается право образования постоянно действующих Верховных Советов в качестве высшего звена власти и на уровне Союза ССР и в каждой союзной и автономной республике. В статьях 138 и 144 Конституции РСФСР, предлагается уйти от излишней детализации вопросов, связанных с высшими органами государственной власти и управления союзных и автономных республик. В них останутся лишь самые необходимые отправные положения о системе этих органов. Таким образом, для автономных республик открывается гораздо больше возможности. После принятия поправок в Конституцию РСФСР и принятия изменений в законе о выборах, разрабатывается проект закона о внесении изменений в Конституцию ТАССР. 5 сентября 1989 года в «Советской Татарии» опубликован Проект Закона Тат АССР «Об изменении и дополнении Конституции Тат АССР», Закона Тат АССР «О выборах народных депутатов Верховного Совета» [2].

Впервые автономным республикам разрешили иметь Верховный Совет на постоянной основе и свои Президиумы Верховного Совета. Заново составлена глава Конституции ТАССР о Верховном Совете. Верховный Совет ТАССР назначается не только высшим органом государственной власти, но и постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом, что существенно расширяет его компетенцию. За Верховным Советом закрепляются функции внешнеполитической деятельности и окончательное принятие решений по вопросам административно-территориального устройства ТАССР, внесение предложений о созыве внеочередных заседаний съезда народных депутатов РСФСР и сессий. Решение вопросов о развитии национальной культуры, языка и охраны памятников. Продлевается срок полномочий до 5 лет.

Дается возможность вынесения важнейших вопросов на республиканские референдумы. За Верховным Советом ТАССР закрепляется право законодательной инициативы в высших органах власти РСФСР. Закон расширяет круг субъектов, которые могут выдвигать кандидатов: трудовые коллективы, коллективы учащихся и студентов средних специальных и высших учебных заведений.

Данные проекты «Об изменениях и дополнениях Конституции Татарской АССР», «О выборах народных депутатов Верховного Совета автономной республики» обсуждаются на сессии Верховного Совета ТАССР 3 ноября 1989 года. В итоге по проекту Закона об изменениях и дополнениях Конституции предложили уточнить и дополнить 23 из 40 статей.

4 ноября 1989 года принят Закон ТАССР «О выборах народных депутатов Тат АССР» [3]. Основным пунктом становится ст. 8, в которой провозглашается гласность при подготовке и проведении выборов народных депутатов ТАССР. 13 мая 1991 года принимается закон РТ «О выборах Президента Республики Татарстан», где также отдельной главой «Предвыборная агитация» рассматривается участие СМИ в предвыборной кампании [4].

Впервые в данных законах за средствами массовой информации закрепляется право освещать ход подготовки и проведения выборов народных депутатов ТАССР. Закон обязывает избирательные комиссии, государственные общественные органы, трудовые коллективы предоставлять средствам массовой информации материалы, связанные с подготовкой и проведением выборов.

В Законах ТАССР «О выборах народных депутатов Тат АССР» и «О выборах Президента Республики Татарстан» [4] пока нет описания механизма проведения агитационной кампании в СМИ, регламентаций по поводу предоставления государственными СМИ на бесплатной основе равного количества печатной площади и эфирного времени для кандидатов. Не описывается механизм изготовления и распространения листовок и иной агитационной продукции в период предвыборной кампании.

Отсутствие механизма проведения агитационных предвыборных кампаний говорит также об изменениях моделей коммуникации в рамках трансформации избирательного процесса. До 1989 года в соответствии с советской моделью выборов проводились однопартийные выборы, коммуникация носила односторонний характер и работала с целью пропаганды и агитации. Переход к демократической системе, альтернативным выборам позволил использовать СМИ двусторонние модели коммуникации, которые предполагают обратную связь с читателем. Вполне логично, что в последующие годы в печати начинают развиваться методы двусторонней коммуникации — паблик рилейшнз и политическая реклама.

Трансформация законодательства о выборах была неизбежна, так как развитие института выборов, опыт проведения предвыборных кампаний показал его несовершенство. Примечательно, что поправки в законы о выборах вносились перед каждыми президентскими и парламентскими выборами (1994, 1995, 1999, 2000, 2003, 2004, 2007, 2012, 2014, 2016 гг.). Изменения глав, касающихся деятельности СМИ в период избирательных кампаний, пошли по пути «от политического декларирования к правовому регулированию» [6]. Но процесс правового регулирования механизма работы СМИ в предвыборных кампаниях пошел по пути запретов форм и методов отражения избирательных процессов Татарстана в республиканской печати, обеспечивающих двустороннюю коммуникацию, присущую демократическим режимам.

Уже в 1994 году в редакцию Закона РТ «О выборах народных депутатов РТ» [7] вводится ст. 27, регламентирующая предвыборную агитацию через средства массовой информации. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение), одним из учредителей которых являются государственные органы, организации, учреждения, а также средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств республиканского бюджета Республики Татарстан, обязаны обеспечивать равные возможности (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир, объему печатного материала и другим условиям) для предвыборных выступлений всем зарегистрированным кандидатам в депутаты.

Средства массовой информации законодательно типологизируются по форме собственности. В редакции закона РТ «О выборах народных депутатов РТ» от 29 ноября 1994 года выделяются только «государственные» СМИ. Также СМИ законодательно разделяются по средствам воздействия на печать, радио и телевидение. В Законе ТАССР «О выборах народных депутатов Тат АССР» от 4 ноября 1989 года таких разделений не проводилось. Важным для нового закона становится п. 2 ст. 27, который не допускает коммерческие выступления в СМИ [8].

Таким образом, СМИ, учредителями которых не являются государственные органы, могут освещать предвыборную кампанию только в новостном режиме либо по собственному желанию предоставить печатную площадь, эфир бесплатно, что естественно невыгодно «частным» СМИ. Впервые вводится жеребьевка порядка выступления кандидатов в народные депутаты.

Итак, мы можем сделать вывод, что механизм проведения предвыборной агитационной кампании в СМИ с 1994 года начинает формироваться. Законодательно прописывается механизм работы в предвыборных кампаниях «государственных» СМИ. Средства массовой информации законодательно разделяются на группы: печать, телевидение, радио. Коммерческие выступления в СМИ законом не допускаются, поэтому «частные» СМИ практически не участвуют в предвыборных агитационных кампаниях либо освещают предвыборную борьбу в новостном режиме. В 2007 году Государственным Советом РТ принимается «Избирательный кодекс РТ», который регламентирует проведения выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Главы (Раиса) Республики Татарстан, депутатов представительного органа муниципального образования, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Татарстан, а также гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Татарстан, при проведении выборов в органы государственной власти Республики Татарстан и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом.. Законодательство о выборах, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Кодекса, составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Конституция Республики Татарстан, настоящий Кодекс, иные нормативные правовые акты о выборах, действующие на территории Республики Татарстан [9]. Статья 8 в «Избирательном кодексе РТ» декларирует гласность при подготовке и проведении выборов. Статья 23 кодекса регламентирует деятельность средств массовой информации на выборах. Статья 57 «Избирательного кодекса РТ» подробно рассматривает условия организации работы телерадиовещания и периодических печатных изданий, используемых для информационного обеспечения выборов.

Литература:

  1. РСФСР. Законы. Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР и изменениях в законе о выборах [Федер.закон: принят 27 октября 1989 года] // Советская Татария. — 1989. — 11 ноября.
  2. Проект Закона Тат АССР «Об изменении и дополнении Конституции Тат АССР», Закона Тат АССР «О выборах народных депутатов Верховного Совета» // Советская Татария. — 1989. — 5 сентября.
  3. Закон Татарской АССР № 340 «О выборах народных депутатов Татарской АССР». [Республ. закон: принят Верховным Советом Татарской АССР 4 ноября 1989 г.] — Казань.: Татарское книжное издательство, 1989 г. С.26.
  4. Закон Татарской АССР № 916-XII «О выборах Президента Татарской ССР» [Республ. закон: принят Верховным Советом Татарской АССР 13 мая 1991 года // Советская Татария 16 мая 1991 года.
  5. Там же
  6. Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. / М. А. Федотов. — М., 2022. — С.46.
  7. Закон Республики Татарстан № 2244-XII «О выборах народных депутатов Республики Татарстан». [Республ.закон: принят Верховным Советом РТ 29 ноября 1994 г.] — Казань, 1994. — С.23.
  8. Закон Татарской АССР № 340 «О выборах народных депутатов Татарской АССР». [Республ. закон: принят Верховным Советом Татарской АССР 4 ноября 1989 г.] — Казань., 1989 С.30.
  9. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан [Электронный ресурс] //Документы. — URL: https://izbirkom.tatarstan.ru/zrt.htm (дата обращения: 24.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, Верховный Совет, выбор, Татарстан, проведение выборов, СМИ, народный депутат Тат, предвыборная агитация, предвыборная кампания, республиканское законодательство.


Ключевые слова

избирательное право, правовое положение, избирательные процессы в Республике Татарстан, нормативные правовые документы, трансформация республиканского законодательства

Похожие статьи

Тенденции правового регулирования предвыборной агитации...

В статье ставится задача рассмотреть развитие правовых основ предвыборной агитации в сети

сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации [1, с. 5].

До внесения в избирательное законодательство нормы о предвыборной агитации в

7. Борисов И. Б. Выборы в мире: агитация в сети Интернет / И. Б. Борисов, А. Г. Головин, А. В...

Виды нарушений в ходе предвыборной кампании

Данные правонарушения возникают на всех стадиях предвыборной кампании и в процессе голосования.

8) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой

8. Проведение агитации в период и местах ее запрещения.

4. По итогам проведения выборов предоставлять статистическую информацию через каналы теле...

К вопросу о сущности предвыборной агитации и ее проекции...

Ключевые слова: предвыборная агитация, правовое регулирование предвыборной агитации, сущность

Но в противном случае сроки проведения агитации остаются неурегулированными для

Пассивная поддержка не обязательно конвертируется в активную в день выборов

11. Федоров, В. В. Особенности предвыборной агитации в российском законодательстве / В. В...

Использование чужой интеллектуальной собственности в период...

Наиболее важным элементом в предвыборной кампании является период предвыборной агитации

Предвыборная агитация в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на

Грань между тем моментом, когда права всех участников выборов соблюдены, и когда

Во время выборов депутатов Государственной Думы в 2007 г. Верховный Суд РФ...

Методы политической агитации на выборах в Кыргызстане на...

Ключевые слова: пропаганда, СМИ, политические партии, выборы.

В законе говорится, что информация о выборах поддерживает «в том числе информацию об

Мониторинг СМИ периода предвыборной агитации к парламентским выборам 2020 года выявил некоторые

Так в соответствии с законом о выборах, агитация, проводимая в средствах массовой...

Контроль за соблюдением законодательства в области...

‒ Проверка финансовых отчетов избирательных объединений, кандидатов, инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативных агитационных групп при проведении федеральных выборов, референдума Российской Федерации.

Политическое представительство женщин в Бурятии (на примере...)

Порядок проведения выборов регламентируется законом о выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия от 25 декабря 2003 года.

Согласно результатам выборов из 66 депутатов 7 женщин.

Исходя из информации, указанной на официальном сайте Народного Хурала, мы

За период избирательной кампании по выборам депутатов Народного Хурала...

Политические (избирательные) PR-кампании: понятие...

Технологии немаркетингового типа игнорируют потребности получателей информации, т. е. граждан, и

Для него характерны законодательно установленные стадии: Назначение выборов.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Предвыборная агитация.

К таким ресурсам относятся средства массовой информации: телевидение, радио, печать, интернет.

Роль сети Интернет в ограничении свободы слова в ходе...

Ключевые слова: общественное мнение, массовая информация, Российская Федерация

Так в соответствии с законом о выборах, агитация, проводимая в средствах массовой

общественное мнение, массовая информация, Российская Федерация, предвыборная

2. Ужесточение санкций за нарушения проведения предвыборной агитации, агитации по.

Похожие статьи

Тенденции правового регулирования предвыборной агитации...

В статье ставится задача рассмотреть развитие правовых основ предвыборной агитации в сети

сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации [1, с. 5].

До внесения в избирательное законодательство нормы о предвыборной агитации в

7. Борисов И. Б. Выборы в мире: агитация в сети Интернет / И. Б. Борисов, А. Г. Головин, А. В...

Виды нарушений в ходе предвыборной кампании

Данные правонарушения возникают на всех стадиях предвыборной кампании и в процессе голосования.

8) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой

8. Проведение агитации в период и местах ее запрещения.

4. По итогам проведения выборов предоставлять статистическую информацию через каналы теле...

К вопросу о сущности предвыборной агитации и ее проекции...

Ключевые слова: предвыборная агитация, правовое регулирование предвыборной агитации, сущность

Но в противном случае сроки проведения агитации остаются неурегулированными для

Пассивная поддержка не обязательно конвертируется в активную в день выборов

11. Федоров, В. В. Особенности предвыборной агитации в российском законодательстве / В. В...

Использование чужой интеллектуальной собственности в период...

Наиболее важным элементом в предвыборной кампании является период предвыборной агитации

Предвыборная агитация в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на

Грань между тем моментом, когда права всех участников выборов соблюдены, и когда

Во время выборов депутатов Государственной Думы в 2007 г. Верховный Суд РФ...

Методы политической агитации на выборах в Кыргызстане на...

Ключевые слова: пропаганда, СМИ, политические партии, выборы.

В законе говорится, что информация о выборах поддерживает «в том числе информацию об

Мониторинг СМИ периода предвыборной агитации к парламентским выборам 2020 года выявил некоторые

Так в соответствии с законом о выборах, агитация, проводимая в средствах массовой...

Контроль за соблюдением законодательства в области...

‒ Проверка финансовых отчетов избирательных объединений, кандидатов, инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативных агитационных групп при проведении федеральных выборов, референдума Российской Федерации.

Политическое представительство женщин в Бурятии (на примере...)

Порядок проведения выборов регламентируется законом о выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия от 25 декабря 2003 года.

Согласно результатам выборов из 66 депутатов 7 женщин.

Исходя из информации, указанной на официальном сайте Народного Хурала, мы

За период избирательной кампании по выборам депутатов Народного Хурала...

Политические (избирательные) PR-кампании: понятие...

Технологии немаркетингового типа игнорируют потребности получателей информации, т. е. граждан, и

Для него характерны законодательно установленные стадии: Назначение выборов.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Предвыборная агитация.

К таким ресурсам относятся средства массовой информации: телевидение, радио, печать, интернет.

Роль сети Интернет в ограничении свободы слова в ходе...

Ключевые слова: общественное мнение, массовая информация, Российская Федерация

Так в соответствии с законом о выборах, агитация, проводимая в средствах массовой

общественное мнение, массовая информация, Российская Федерация, предвыборная

2. Ужесточение санкций за нарушения проведения предвыборной агитации, агитации по.

Задать вопрос