Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.07.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Гимранова, А. С. Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе / А. С. Гимранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104634/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье автор рассматривает основные характеристики понятия «смешанное обучение» и роль данной технологии в образовательном процессе.

Ключевые слова: технологии, смешанное обучение, образовательный процесс, информационно-коммуникационные технологии.

В соответствии с новым Федеральным государственным стандартом, основным принципом организации образовательного процесса стало большое внимание обучающемуся. Получаемое им образование должно быть специально адаптировано под его потребности. Роль учителя также изменилась: теперь он выступает в качестве организатора, партнера и помощника ученику в процессе его обучения. С учетом указанных критериев и условий, современные педагоги разработали новую систему обучения, называемую системой смешанного обучения. Эта система сочетает в себе различные методики, направленные на повышение качества обучения и адаптацию к потребностям каждого обучаемого. Она предусматривает использование, как традиционных классных занятий, так и дистанционного обучения, что позволяет учителю эффективно организовывать учебный процесс и обеспечивать максимальную информационную доступность для обучающихся.

В начале 2000-х годов в американских деловых кругах появилось понятие смешанного обучения, которое представляет собой метод обучения персонала и переподготовки кадров. Данный подход стал широко использоваться в системе высшего образования после выпуска первых книг на эту тему. Так, в 2006 году вышла книга Бонк и Грэхэм «Handbook of Blended Learning», а в 2008 году — книга Гэррисона и Воган «Blended Learning in Higher Education: Framework, Principles, and Guidelines» [4].

В современной отечественной методике преподавания существует несколько определений данного понятия. Созданная недавно методика изучения данного метода, может быть названа также гибридной, интегрированной и т. д. Однако существующие терминологические определения пока еще носят скорее описательный, нежели научный характер. Данный метод обучения характеризуется тесным взаимодействием нескольких видов обучения в рамках одной образовательной программы. Он ориентирован на активное взаимодействие и обмен информацией между преподавателем и учеником, учениками между собой, а также на использование различных форм технологий обучения. Данный метод обучения является эффективным инструментом для обеспечения более глубокого и разнообразного погружения обучающихся в процесс учебы, а также для совершенствования их навыков и знаний в конкретной области.

Проведем терминологический анализ понятия. Так Крис Рид и Харви Синх описывают смешанное обучение как «…обучающую программу, в которой используется более одного способа подачи материала с целью оптимизировать результаты обучения и расходы на реализацию программы». Оно направлено на достижение целей обучения с помощью использования «right» learning technologies для передачи «нужных» умений «нужному» человеку в «нужное» время [5]. П. Валиатхан предоставляет более подробное описание, где отмечается, «…что способы подачи материала могут включать аудиторные занятия (face–to–face (F2F) classrooms), электронное обучение (e-learning) и самостоятельное обучение (self-paced learning) [6].

Согласно Дарлин Пейнтер, смешанное обучение является «…объединением строгих формальных средств обучения в аудитории с неформальными средствами». Среди неформальных методов можно упомянуть обсуждение по электронной почте, конференцсвязь и прочие [1].

По-новому понимается смешанное обучение в системе школьного образования. Это форма обучения, которая включает элементы традиционного образования и технологии дистанционного обучения. В своей статье Rossett и Frazi (2010) определили, что «…смешанное обучение совмещает два принципиально разных подхода: формальное и неформальное обучение, общение «лицом к лицу» и общение «онлайн», управляемые действия и самостоятельный выбор пути достижения личных и организационных целей». Они полагают, что смешанное обучение является эффективной формой обучения, объединяющей все преимущества традиционного и дистанционного обучения и способствующей достижению лучших результатов в обучении [5].

С учетом представленных исследований, можно сформулировать определение смешанного обучения как эффективного и инновационного метода обучения, объединяющего возможности дистанционного и аудиторного обучения. Смешанное обучение включает в себя оптимальное сочетание преимуществ каждого из режимов и позволяет достичь наиболее высоких результатов в обучении.

Смешанное обучение — это форма образования, требующая от преподавателя высокой квалификации и специальных знаний. В этой модели педагог выступает в роли не только преподавателя, но и консультанта-советника и координатора учебного процесса. Для организации самостоятельной работы обучающихся и эффективной системы контроля, преподаватель должен не просто транслировать информацию, а активно взаимодействовать с обучающимися. Он должен находиться в постоянном контакте с ними как на очных занятиях, так и в электронной среде общения.

Кроме общепринятых требований к педагогическому профессионализму, в работе преподавателя, использующего смешанное обучение, возникают и новые требования. Один из таких требований — это техническая подготовленность педагога. Он должен быть знаком с особенностями работы по модели смешанного обучения, уметь оперативно и качественно обеспечивать связь между обучающимися и собой. Кроме того, преподаватель должен учитывать психологические особенности обучающихся и эффективно распределять временную нагрузку между очными занятиями и работой в электронной среде [2].

Смешанное обучение является эффективной и востребованной моделью при изучении иностранных языков. Его применение предъявляет определенные требования к преподавателям. Во-первых, необходимо определить правильную организацию учебного материала, учитывая сложность и время, необходимое для изучения заданий и упражнений. Преподаватель должен четко знать, какой материал будет изучаться в аудитории, а какой может быть предоставлен для самостоятельного изучения. Во-вторых, преподаватель должен четко представлять организацию учебного процесса и составить поурочный план, в котором будут прописаны виды деятельности на занятиях в аудитории и дистанционно, а также виды контроля. Гармоничное взаимодействие всех компонентов смешанного обучения возможно только при методически верной организации [2].

В 2012 году сотрудниками американского института Кристенсена Х. Стейкером и М. Хорном Staker, H., Horn, M. B. были разработаны шесть моделей организации смешанного обучения:

1) Поддержка очного обучения (face-to-face driver) — это поддержка очного обучения, где преподаватель лично основной объем учебной информации на занятиях, по мере необходимости внедряя онлайн обучение как вспомогательное.

2) Ротационная модель (rotation model) — где обучение осуществляется путем поочередной смены традиционного обучения в аудитории с самостоятельным онлайн обучением.

3) Гибкая модель (flex model) — в основном использующая онлайн платформу, в которой преподаватель поддерживает обучающихся, время от времени работая с небольшими группами или с отдельными обучающимися.

4) Онлайн лаборатория (online lab) — позволяет передавать содержание всего учебного курса на занятиях в аудитории через интернет-платформу. В этом случае, обучение происходит при непосредственном участии преподавателя, который может контролировать процесс и помочь обучающимся в случае необходимости.

5) Модель «Смешай сам» (self-blend model) — обучающийся сам решает, какую часть учебного курса ему следует дополнить онлайн занятиями, чтобы более углубленно изучить материал.

6) Поддержка онлайн обучения (online driver model) — предполагает поддержку через онлайн драйвер, который предполагает в основном обучение через интернет-платформу и удаленный контакт с преподавателем. При этом возможны добавление очных занятий и встреч с преподавателем, когда это необходимо.

Таким образом, преподаватель может подобрать правильный подход и настроить программу смешанного обучения таким образом, чтобы эффективно использовать имеющиеся ресурсы и решить специфические задачи каждой группы обучающихся. Это поможет достичь лучших результатов в обучении и повысить интерес обучающихся к получению новых знаний [5].

Таким образом, одним из главных преимуществ смешанного обучения является возможность получения знаний в интерактивном формате и на дистанционном уровне при помощи технических средств обучения. Это дает обучающимся дополнительную свободу и возможность самостоятельно планировать свое время, однако требует от них большей самодисциплины и ответственности за процесс обучения. Одновременно очное обучение с преподавателем помогает в укреплении материала и ответе на любые вопросы, а также обеспечивает возможность обучения на практике. Таким образом, смешанное обучение сочетает в себе преимущества как онлайн-обучения, так и очного обучения, что делает данный подход более эффективным и универсальным.

В условиях современного образования применение ИКТ является важным инструментом повышения эффективности учебного процесса. Также отмечается значительный рост популярности дистанционного образования. В результате, появляется необходимость использования различных моделей смешанного обучения, которые могут быть успешно применены при изучении любого предмета. Следует отметить, что данные подходы необходимо эффективно интегрировать в учебную программу, учитывая особенности каждого предмета и уровень подготовленности обучающихся.

Активное использование различных информационных технологий при обучении иностранным языкам является современным трендом. Эти технологии делают образовательный процесс более доступным, открытым и мобильным. Однако, наряду со стандартной аудиторной формой обучения, применяются и другие инновационные подходы, в том числе технологии смешанного обучения (blended learning), которые становятся все более предпочтительными. Смешанное обучение обеспечивает максимальную результативность за счет эффективного планирования времени преподавателя и учащегося. Кроме того, такой метод может сделать изучение иностранного языка более увлекательным и доступным. Это позволяет рассматривать технологии смешанного обучения как одну из самых востребованных и эффективных технологий при изучении иностранного языка [6].

В современной школе метод смешанного обучения заключается в интеграции изучаемого языка в общий контекст учебного процесса и способствует более эффективному использованию ранее полученных знаний и умений. Одним из основных преимуществ такого подхода является формирование системы отношений ученика к образовательному процессу, которая включает в себя различные виды занятий, формы контроля и предметы. Мотивационно-целевая основа обучения формируется на основе этой системы и представляет собой ключевой критерий эффективности в психологическом аспекте. Исходя из этого, постулируется, что использование смешанного обучения повышает уровень учебной мотивации обучающихся путем привлечения их ранее приобретенных знаний и навыков, а также помогает видеть конечный результат своей деятельности [3].

Проанализировав изложенный выше материал, можно сделать вывод, что при учете того, что обучение направлено на достижение главной цели, заключающейся в превращении обучаемого из объекта в субъект управления, приходит на первый план активность личности как особенность, определяющая качественную и количественную меру взаимодействия человека с окружающей средой. Однако, при обучении иностранному языку в старших классах средней школы наставникам рекомендовано использовать смешанную форму обучения, которая обеспечивает повышение эффективности учебного процесса.

Литература:

  1. Желнова Е. В. 8 этапов смешанного обучения (обзор статьи «Missed Steps» Дарлин Пейнтер//Training & Development) / Е. В. Желнова. — Текст: электронный. — Режим доступа: http://www.obs.ru/interest/publ/?thread=57. (Дата обращения 10.12.2022).
  2. Кондакова М. Л. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии / М. Л. Кондакова — Текст: электронный. — Режим доступа: http://vestnikedu.ru. (Дата обращения 22.12.2022).
  3. Чумакова В. А. Психологические особенности и проблемные аспекты электронной образовательной коммуникации / В. А. Чумакова — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. Конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 111–113.
  4. Garrison, R. Blended learning. Uncovering its transformative potential in higher education. Internet and Higher Education / R. Garrison, H.Kanuka — San Francisco, 2004. — P. 95–104.
  5. Singh H. A White Paper: Achieving Success with Blended Learning / H. Singh, Ch. Reed // American Society for Training & Development, 2001. — p.356.
  6. Valiathan P. Blended Learning Models / P. Valiathan // American Society for Training & Development, 2002. — 324 p.
Основные термины (генерируются автоматически): смешанное обучение, учебный процесс, образовательный процесс, преподаватель, обучение, очное обучение, дистанционное обучение, занятие, иностранный язык, обучающийся.


Похожие статьи

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, группа, дистанционное обучение, время, образовательный процесс, творческое задание.

Смешанное обучение на уроках иностранного языка

Таким образом, смешанное обучение — универсальное средство реализации ФГОС, для которого характерны новые образовательные возможности, индивидуальная образовательная траектория, активная позиция обучающегося.

Эффективность смешанного обучения при обучении...

В системе высшего образования смешанное обучение понимается как форма обучения, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения.

Использование смешанного обучения в процессе обучения...

1. Очное обучение в классе (Face-to-Facemodel), в которой основную часть учебной программы студенты получают лично от преподавателя при обучении в классе.

Исследование традиционных методов обучения для изучения...

Таким образом, проанализировав традиционные методы обучения, можно сделать вывод, что для изучения формальных языков следует использовать информационно-компьютерных технологии, а также лекции или дистанционное обучение.

Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения

Смешанное обучение сочетает в себе преимущества как традиционного, так и дистанционного метода обучения. С позиции традиционного метода, смешанное обучение дает преподавателю и студентам много возможностей взаимодействовать во время занятий.

Возможности смешанного обучения при подготовке учащихся...

студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Перспективы использования смешанного обучения при...

Традиционно смешанное обучение состоит из комбинации синхронных и асинхронных технологий обучения. При синхронной форме работы преподаватель и студенты одновременно присутствуют в системе обучения и взаимодействуют в реальном времени.

Современные методические принципы преподавания...

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах. студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых...

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные...

Похожие статьи

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, группа, дистанционное обучение, время, образовательный процесс, творческое задание.

Смешанное обучение на уроках иностранного языка

Таким образом, смешанное обучение — универсальное средство реализации ФГОС, для которого характерны новые образовательные возможности, индивидуальная образовательная траектория, активная позиция обучающегося.

Эффективность смешанного обучения при обучении...

В системе высшего образования смешанное обучение понимается как форма обучения, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения.

Использование смешанного обучения в процессе обучения...

1. Очное обучение в классе (Face-to-Facemodel), в которой основную часть учебной программы студенты получают лично от преподавателя при обучении в классе.

Исследование традиционных методов обучения для изучения...

Таким образом, проанализировав традиционные методы обучения, можно сделать вывод, что для изучения формальных языков следует использовать информационно-компьютерных технологии, а также лекции или дистанционное обучение.

Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения

Смешанное обучение сочетает в себе преимущества как традиционного, так и дистанционного метода обучения. С позиции традиционного метода, смешанное обучение дает преподавателю и студентам много возможностей взаимодействовать во время занятий.

Возможности смешанного обучения при подготовке учащихся...

студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Перспективы использования смешанного обучения при...

Традиционно смешанное обучение состоит из комбинации синхронных и асинхронных технологий обучения. При синхронной форме работы преподаватель и студенты одновременно присутствуют в системе обучения и взаимодействуют в реальном времени.

Современные методические принципы преподавания...

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах. студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых...

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные...

Задать вопрос