Основные подходы к оцениванию иноязычной письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 28.06.2023

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Патрон, Д. В. Основные подходы к оцениванию иноязычной письменной речи / Д. В. Патрон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104551/ (дата обращения: 10.05.2024).



Письменная речь как средство коммуникации имеет свои психолингвистические особенности. Во время письма задействованы несколько органов чувств (каналов восприятия). Зрительный канал: мы видим, что пишем. Слуховой канал: звуки речи ассоциируются с определёнными буквами, буквосочетаниями. Речедвигательный канал: человек сопровождает письмо внутренней артикуляцией. Двигательный канал: движения рукой. Поскольку в процессе письма задействованы различные каналы, большинство людей лучше усваивают материал, если у них есть возможность его письменно зафиксировать. Стоит отметить, что в настоящее время рекомендуется взаимодействие устного и письменного общения в процессе учебных занятий, что не исключает устного опережения на стадии введения материала и его первичного закрепления и активизации [1, с. 75].

Письменная речь на иностранном языке на начальном этапе изучения обладает следующими отличительными характеристиками: трудности в написании текстов (планирование, разделение и вопросы содержания), характерные для письменной речи на родном языке, дополняются трудностями, обусловленными иностранным языком (орфография, грамматические, лексические и: обращение, структура письма) проблемы. Эти трудности постоянно усложняют процесс планирования, и поэтому продуцирование письменного текста на иностранном языке протекает медленнее и требует больших усилий, чем на родном языке.

Оценивание письменной речи является важной частью образовательного процесса, поскольку позволяет оценить уровень умений обучающихся в данной области и определить их потребности в дополнительной поддержке и развитии. Однако существует несколько подходов к оцениванию письменной речи, которые могут различаться по своим целям и методам. Рассмотрим основные подходы к оцениванию уровня сформированности умений иноязычной письменной речи. Андрей Викторович Хуторской выделяет три базовых подхода к процедуре оценивания. Охарактеризуем каждый из предложенных им.

  1. Традиционный подход — этот подход основывается на оценке правильности и грамматической корректности написанного текста. Оценка выставляется на основе следующих критериев: грамматика, пунктуация, правильность использования языковых единиц. Этот подход ориентирован на выработку правильной формы написания, но не учитывает особенности индивидуального развития обучающихся и может приводить к подавлению их творческого потенциала.
  2. Формативное оценивание — этот подход ориентирован на процесс обучения и развития обучающихся. Он предполагает непрерывный анализ и обратную связь по результатам каждого этапа обучения, что помогает обучающимся увидеть свои успехи и ошибки и скорректировать свою работу. Оценка выставляется не только на основе правильности написания, но и на основе качества и содержания текста.
  3. Оценивание на основе компетенций — этот подход предполагает оценку комплекса знаний, умений обучающихся, необходимых для успешного выполнения конкретной задачи. Он ориентирован на развитие учебных компетенций обучающегося и позволяет оценить его уровень сформированности компетенций в целом. [3]

Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки, и выбор конкретного подхода к оцениванию письменной речи зависит от целей обучения, особенностей обучающихся и контекста обучения. Важно учитывать их при выборе методов оценивания в процессе обучения.

Кроме того, важно отметить, что оценивание уровня сформированности умений письменной речи может проводиться как формально, так и неформально. Формальное оценивание подразумевает использование стандартизированных тестов и критериев оценки, которые позволяют сравнивать результаты разных обучающихся и групп. Неформальное оценивание, в свою очередь, может проводиться в ходе обычных уроков, когда учитель оценивает работу обучающихся на основе своих собственных знаний и опыта.

Некоторые из методов оценивания письменной речи включают в себя анализ структуры текста, оценку грамматической и лексической точности, а также оценку содержания и качества аргументации. Кроме того, оценивание может включать в себя анализ стиля и тоновой окраски, что может помочь учителю определить, насколько хорошо обучающийся может адаптироваться к разным жанрам и аудиториям.

Все методы оценивания письменной речи имеют свои преимущества и недостатки, и каждый из них может быть выбран в зависимости от целей обучения и уровня подготовки обучающихся. Важно помнить, что оценивание должно быть честным и объективным, а также должно давать обучающимся возможность получить обратную связь и советы по улучшению своей письменной речи.

Еще одним важным аспектом оценивания письменной речи является учет индивидуальных особенностей обучающихся. Например, обучающиеся с дислексией или другими нарушениями обучения могут испытывать трудности с орфографией и пунктуацией, и оценка их работ должна учитывать эти особенности. Также важно учитывать культурные и лингвистические различия между обучающимися, особенно в многоязычных классах. [3, с. 211]

В последние годы в образовании стали использовать также информационные технологии для оценивания письменной речи. Например, автоматические системы оценивания могут анализировать тексты на основе заданных критериев, таких как грамматика, структура, содержание и т. д. Однако, такие системы не всегда способны учитывать контекст и тон текста, и могут давать неточные или неполные оценки.

В целом, оценивание уровня сформированности умений письменной речи является важной частью образовательного процесса, которая помогает обучающимся улучшить свои умения письменной речи и развить критическое мышление. Важно использовать разнообразные методы и подходы к оцениванию, чтобы давать обучающимся максимально полную и объективную обратную связь на пути к развитию их письменных навыков.

Для эффективного оценивания уровня умений письменной речи необходимо учитывать не только качество текста, но и процесс его написания. Например, можно оценивать способность ученика планировать и составлять план текста, а также его способность редактировать и корректировать текст после написания.

Кроме того, важно учитывать контекст, в котором был написан текст. Например, если обучающийся писал текст на экзамене или контрольной работе, то его оценка может отличаться от оценки текста, написанного в процессе свободного творчества вне учебной среды.

Важным аспектом оценивания письменной речи является обратная связь. Учителя должны давать обучающимся конструктивную обратную связь, показывая, где они допустили ошибки и как их можно исправить. Также важно поощрять обучающихся и отмечать их успехи, чтобы они могли продолжать развивать свои письменные навыки.

Литература:

  1. Гец, М. Г. Обучение студентов языкового вуза творческой письменной речи в контексте межкультурной коммуникации (английский язык): дис. канд. пед.наук / М. Г. Гец. — Минск, 2003. — 184 с.
  2. Хуторской «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.58–64
  3. И. В. Муштпавинская, Е. В. Боголюбова «Современная оценка образовательных достижений учащихся»
Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, обучающийся, иностранный язык, обратная связь, оценивание, оценивание уровня, подход, аспект оценивания, образовательный процесс, родной язык.


Похожие статьи

Особенности оценивания знаний по иностранному языку...

Критерии оценивания письменной части экзамена ГИА

Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1985. Критерии оценки письменных работ [Электронный ресурс].

критерий оценивания, речевая деятельность, ECTS, английский язык, иностранный язык, оценка, оценка результата, устная речь, экзамен.

Эффективное применение технологии формирующего...

Эффективное применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка.

Боровик, М. А. Эффективное применение технологии формирующего оценивания на уроках

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Таким образом, оценивание — это процесс, а оценка — результат этого процесса.

Особенности организации контрольно-оценочной деятельности...

Ключевые слова: контрольно-оценочная деятельность преподавателя, контроль и оценивание в преподавании иностранных языков, процесс обучения, виды контроля, формы контроля, технологические и дидактические особенности образовательных платформ.

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности...

Контроль и оценка уровня практического владения обучающихся иностранным языком и знаниями

Контроль играет роль оперативной «обратной» связи, информирующей учителя

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности...

Рубрики как инструмент формирующего оценивания на уроках...

В связи с этим, значительные изменения происходят в системе оценивания.

В связи с этим, на уроках иностранного языка необходимо применять формы и методы оценивания

Ниже приведены примеры использования рубрик на уроках иностранного языка. Пример 1.

Коммуникативно-прагматический подход к фактам языка. Как таковую ее характеризует...

К вопросу оценки и отметки на уроках английского языка в рамках...

 Оценивание и подведение итогов на современном уроке претерпело большие изменения.

оценивание — непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью

В силу специфики работы, учитель в основном будет проводить оценивание на уровне.

Формирующее оценивание является инструментом обратной связи и для учителя, и для.

Разноуровневые задания как средство оценивания в процессе...

Оценить письменные творческие задания можно с помощью критериев и схем оценивания, предлагаемых во всех пособиях по подготовке к

Критерии и схемы оценивания выполнения заданийтворческого уровня (максимум 14 баллов).

Обучение взрослых иностранному языку в процессе ролевой игры.

Особенности оценивания знаний по иностранному языку...

Современные формы и методы оценивания образовательных...

Библиографическое описание: Хавелова, Н. А. Современные формы и методы оценивания

ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений

оценивание — непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью

Я считаю, что оценивание на уроке — это процесс ирезультат. Процесс, т. к. учитель...

Система оценивания предметных, метапредметных и личностных...

На примере урока английского языка разберем как оценивать предметные, метапредметные и

Оценка личностных результатов — это сформированные у обучающихся универсальные учебные действия

В ходе учебного занятия важным аспектом является соблюдения всех этапов урока.

1. «.Оценки достижения и технология оценивания планируемых результатов»...

Похожие статьи

Особенности оценивания знаний по иностранному языку...

Критерии оценивания письменной части экзамена ГИА

Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1985. Критерии оценки письменных работ [Электронный ресурс].

критерий оценивания, речевая деятельность, ECTS, английский язык, иностранный язык, оценка, оценка результата, устная речь, экзамен.

Эффективное применение технологии формирующего...

Эффективное применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка.

Боровик, М. А. Эффективное применение технологии формирующего оценивания на уроках

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Таким образом, оценивание — это процесс, а оценка — результат этого процесса.

Особенности организации контрольно-оценочной деятельности...

Ключевые слова: контрольно-оценочная деятельность преподавателя, контроль и оценивание в преподавании иностранных языков, процесс обучения, виды контроля, формы контроля, технологические и дидактические особенности образовательных платформ.

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности...

Контроль и оценка уровня практического владения обучающихся иностранным языком и знаниями

Контроль играет роль оперативной «обратной» связи, информирующей учителя

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности...

Рубрики как инструмент формирующего оценивания на уроках...

В связи с этим, значительные изменения происходят в системе оценивания.

В связи с этим, на уроках иностранного языка необходимо применять формы и методы оценивания

Ниже приведены примеры использования рубрик на уроках иностранного языка. Пример 1.

Коммуникативно-прагматический подход к фактам языка. Как таковую ее характеризует...

К вопросу оценки и отметки на уроках английского языка в рамках...

 Оценивание и подведение итогов на современном уроке претерпело большие изменения.

оценивание — непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью

В силу специфики работы, учитель в основном будет проводить оценивание на уровне.

Формирующее оценивание является инструментом обратной связи и для учителя, и для.

Разноуровневые задания как средство оценивания в процессе...

Оценить письменные творческие задания можно с помощью критериев и схем оценивания, предлагаемых во всех пособиях по подготовке к

Критерии и схемы оценивания выполнения заданийтворческого уровня (максимум 14 баллов).

Обучение взрослых иностранному языку в процессе ролевой игры.

Особенности оценивания знаний по иностранному языку...

Современные формы и методы оценивания образовательных...

Библиографическое описание: Хавелова, Н. А. Современные формы и методы оценивания

ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений

оценивание — непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью

Я считаю, что оценивание на уроке — это процесс ирезультат. Процесс, т. к. учитель...

Система оценивания предметных, метапредметных и личностных...

На примере урока английского языка разберем как оценивать предметные, метапредметные и

Оценка личностных результатов — это сформированные у обучающихся универсальные учебные действия

В ходе учебного занятия важным аспектом является соблюдения всех этапов урока.

1. «.Оценки достижения и технология оценивания планируемых результатов»...

Задать вопрос