Образовательная система в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 04.07.2023

Статья просмотрена: 772 раза

Библиографическое описание:

Лагода, М. С. Образовательная система в годы Великой Отечественной войны / М. С. Лагода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 301-303. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104493/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье рассматривается система образования в период Великой Отечественной войны. Школьное образование, перешло на военные рельсы. Дети не заканчивали даже начальную школу, однако уже помогали в тылу. Более старший контингент уходил на фронт наравне с учителями. Однако немного позже, адаптированная под военное время школа, начала снова давать уроки. Во главу угла ставилось патриотическое воспитание молодежи. Была реорганизована система образования таким образом, что, несмотря на сложившуюся тяжелую ситуацию, советское государство поддерживало образование детей.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, образование, система образования, дети, подростки.

Великая Отечественная война — одно из самых трагичных событий нашей истории. Безусловно, она повлияла не только на экономическую или политическую ситуацию, но и на духовную сферу жизни советского общества. Военная обстановка так или иначе сказалась на школе, образовательном процессе в целом. С началом войны все кардинально изменилось, и систему образования уже было не узнать: она встала на так называемые «военные рельсы». Старшеклассники уходили на фронт, та же самая ситуация была и с педагогическим составом. Многие из них активно трудились в тылу. Так, например, проводились специальные совещания комсомольско-молодежных бригад, где выявлялась необходимость детской и подростковой помощи на производстве. Здесь объявлялась информация о передовиках производства, выполнявших план более, чем на 300 % [1, с. 46]. Согласно данным источников, среди тех, кто помогал взрослым на сталинградских заводах, были лица, не получившие даже основное общее образование. Так, например, порядка пяти человек не закончило даже 4 класса школы, около тридцати человек были учениками 5–6 классов. Семиклассное образование смогли получить двадцать девять человек [2, с. 117]. Получается, что подростки в возрасте 12–14 лет помогали трудиться на благо своей любимой Родины [3, с.383].

Что касается руководства всех образовательных учреждений, то порой должности директоров занимал, кто придется: люди, не имеющие специального образования. На долю глав школ выпало незавидная участь: нужно было мобилизовать, реорганизовать и систематизировать жизнь школы в более сложных условиях. В задачи каждого директора, учителя входило сохранение школ, жизни и здоровья обучающихся [4, с. 57].

Безусловно, в тяжелых условиях военного времени уровень образования сводился к минимуму. Связано это с тем, что порой тяжелый труд на заводе исключал обучение. Однако взрослые все же делали поблажки и давали ребятам возможность получать знания.

В военное время упор делался на патриотическое воспитание. А сама архитектоника урока была адаптирована под условия того времени.

Перед школами во второй половине 1943/44 учебного года встал, в связи с комплексом правительственных решений, ряд новых, взаимосвязанных задач: дальнейшее расширение раздельного обучения, расширение сети школьных интернатов и улучшение их общего состояния, своевременное проведение ремонта школьных зданий и обеспечение их топливом, проведение мероприятий по повышению квалификации учителей, завершение подготовки учителей на краткосрочных курсах для удовлетворения потребности в учительских кадрах, обеспечение своевременной реэвакуации учителей в освобожденные районы РСФСР, возвращение в школу учителей, работающих не по специальности, возвращение школьных зданий, используемых не по назначению.

Важное государственное значение имело введение с 1944/45 учебного года всеобуча с семи лет. Это давало возможность подросткам завершить семилетнее образование к 14 годам и после этого отправиться в ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО или на предприятия и в колхозы, испытывающие острый недостаток в рабочей силе. Организуя, по решению правительства, обучение детей с семи лет, школа оказывала государству большую экономическую и культурную помощь, готовя подростков для квалифицированной работы в различных отраслях народного хозяйства.

Возросло при этом значение воспитательных дошкольных учреждений, учителей начальной школы. Педагогические работники и воспитатели должны были учесть особенности возрастной группы детей, перенять все наиболее ценное из практики работы дошкольных учреждений с детьми младшего возраста, усовершенствовать методики.

Начиная с 1944/45 учебного года, в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1944 г. «О подготовке школ к 1944/45 уч. году», в РСФСР, в том числе в районах, освобожденных от немецкой оккупации, стали восстанавливаться специальные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (преимущественно для детей с нарушениями зрения и слуха), которые были закрыты с началом войны. Правительство обязало советские органы, отделы народного образования «обеспечить обязательное обучение слепых, глухонемых детей, для чего восстановить сеть специальных школ» [2, с. 118].

Повысилась требовательность учителей к качеству и глубине знаний учащихся, а также к качеству своего педагогического труда. Значительно вырос интерес учителей к разработке наиболее серьезных вопросов педагогической теории и практики [4, с. 57].

Внимание учителей и воспитателей обращалось на необходимость наблюдать за нравственностью учащихся и их поведением вне школы. Во внешних атрибутах это проявилось в восстановлении школьной формы, ученического билета и учительского билета, золотой и серебряной медалей, в осуществлении раздельного обучения мальчиков и девочек. То есть, мы можем утверждать, что под контролем советской партии и правительства система образования была не просто восстановлена, но и реорганизована. Появилась тактика организации всеобщего образования на освобожденных территориях и это позволило решить не только проблемы, связанные с просвещением, но и успешно решить часть задач заключительного этапа войны.

Литература:

  1. Коренюк В. М. Военная повседневность детей репрессированных родителей в годы Великой Отечественной войны (на материалах Молотовской области) // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 6. С. 44–52.
  2. Большакова М. Н. Детский труд в годы Великой Отечественной Войны (1941‒1945 гг.) как фактор великой победы // Вестник СПБГУ промышленных технологий и дизайна. 2020. № 2. С. 115–120.
  3. Крапивина Т. С. Детская повседневность в годы Великой Отечественной Войны по материалам газеты «Красный Курган» // Документ. Архив. История. Современность. 2016. № 1. С. 382–384.
  4. Ляпунова Н. В. Социальная политика советского государства в годы Великой Отечественной Войны // Наука и современность. 2017. № 4. С. 57
Основные термины (генерируются автоматически): система образования, великая Отечественная война, военное время, начало войны, начальная школа, ребенок, школа.


Похожие статьи

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны...

Война началась, когда в районе колхозы готовились к уборке урожая, зерновых культур.

Военные и послевоенные годы учителей-фронтовиков Северо-Енисейской школы № 1.

[1]. В год начала Великой Отечественной войны в Якутске появилась школа в новом...

Во время Великой Отечественной войны, когда мужчины были на полях войны, женщины трактористы...

Программы и проекты, направленные на воспитание...

Одним из главных направлений воспитательно-образовательной работы начальной школы

Система военно-патриотической работы в нашей школе включает в себя систему

Рассказы педагогов о Великой Отечественной войне, о жизни и подвигах детей во время войны

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала тяжелейшим испытанием для советского.

Книга приказов по Тисульскому РОНО о школьном обучении...

Вспоминает учитель начальной школы № 2 Тисуля Евдокия Афанасьевна Позднякова

В 1943 году учителями начальных классов могли стать выпускники 9–10 классов после прохождения 3–10

Беженцы на территории Костромского края в годы Великой Отечественной войны.

В системе военного образования России, во второй половине XIX — начале XXI.

Реализация воспитательных целей на уроках истории в школе при...

...Отечественная война 1941–1945 гг.». отводится значительное количество времени.

Изучение истории Великой Отечественной Войны имеет особое место в системе

Советский Союз, ребенок, испанец, СССР, дом, Великая Отечественная война, быль, Гражданская

По программе предмета «История» в 10-м классе теме «Великая Отечественная война...

Приобщение младших школьников к истории своей страны на...

Когда началась война, Машу направили служить в батальон аэродромного обслуживания.

Во время одного из немецких налетов Маруся была контужена и попала в госпиталь.

Великая Отечественная война 1941–1945 года затронула каждый дом и каждую семью. Ключевые слова: Битва за Москву, Великая Отечественная война, военный авиационный.

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой...

Ключевые слова:Великая Отечественная война, дети войны, история повседневности, тимуровское

Великая Отечественная война в корне изменила привычное мирное течение жизни страны.

В 1941 г. ей было 9 лет, и в годы войны она училась в средней школе № 2 г. Якутска.

С началом Великой Отечественной войны был мобилизован на военную службу.

Дети Великой Отечественной Войны и их судьба

Так было и во время Великой Отечественной Войны.

Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство.

А как жили женщины и дети в тылу во время Великой Отечественной Войны?

В 1943 году моя прабабушка пошла в 1 класс. Классы в школе были переполнены, т. к. места в школе было очень мало.

Помнить, нельзя забыть! | Статья в журнале «Юный ученый»

С С учениками начальной школы мы посещаем кинотеатр, где смотрим фильмы на военную

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала тяжелейшим испытанием для советского.

великая Отечественная война, Неизвестный солдат, ответ детей, война, поль сражений

У моего прадедушки Никиты Григорьевича образование 3 класса. После школы он работал в.

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы...

История Великой Отечественной войны всегда была, есть и будет чрезвычайно актуальной

Дело в том, что по итогам приёма учащихся в школы к началу нового 1942–1943 учебного года

Связь обучения с жизненной практикой в работе школ требовалась как никогда. В дни Великой Отечественной войны школы воспитывали в своих питомцах мужество, храбрость и...

Похожие статьи

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны...

Война началась, когда в районе колхозы готовились к уборке урожая, зерновых культур.

Военные и послевоенные годы учителей-фронтовиков Северо-Енисейской школы № 1.

[1]. В год начала Великой Отечественной войны в Якутске появилась школа в новом...

Во время Великой Отечественной войны, когда мужчины были на полях войны, женщины трактористы...

Программы и проекты, направленные на воспитание...

Одним из главных направлений воспитательно-образовательной работы начальной школы

Система военно-патриотической работы в нашей школе включает в себя систему

Рассказы педагогов о Великой Отечественной войне, о жизни и подвигах детей во время войны

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала тяжелейшим испытанием для советского.

Книга приказов по Тисульскому РОНО о школьном обучении...

Вспоминает учитель начальной школы № 2 Тисуля Евдокия Афанасьевна Позднякова

В 1943 году учителями начальных классов могли стать выпускники 9–10 классов после прохождения 3–10

Беженцы на территории Костромского края в годы Великой Отечественной войны.

В системе военного образования России, во второй половине XIX — начале XXI.

Реализация воспитательных целей на уроках истории в школе при...

...Отечественная война 1941–1945 гг.». отводится значительное количество времени.

Изучение истории Великой Отечественной Войны имеет особое место в системе

Советский Союз, ребенок, испанец, СССР, дом, Великая Отечественная война, быль, Гражданская

По программе предмета «История» в 10-м классе теме «Великая Отечественная война...

Приобщение младших школьников к истории своей страны на...

Когда началась война, Машу направили служить в батальон аэродромного обслуживания.

Во время одного из немецких налетов Маруся была контужена и попала в госпиталь.

Великая Отечественная война 1941–1945 года затронула каждый дом и каждую семью. Ключевые слова: Битва за Москву, Великая Отечественная война, военный авиационный.

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой...

Ключевые слова:Великая Отечественная война, дети войны, история повседневности, тимуровское

Великая Отечественная война в корне изменила привычное мирное течение жизни страны.

В 1941 г. ей было 9 лет, и в годы войны она училась в средней школе № 2 г. Якутска.

С началом Великой Отечественной войны был мобилизован на военную службу.

Дети Великой Отечественной Войны и их судьба

Так было и во время Великой Отечественной Войны.

Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство.

А как жили женщины и дети в тылу во время Великой Отечественной Войны?

В 1943 году моя прабабушка пошла в 1 класс. Классы в школе были переполнены, т. к. места в школе было очень мало.

Помнить, нельзя забыть! | Статья в журнале «Юный ученый»

С С учениками начальной школы мы посещаем кинотеатр, где смотрим фильмы на военную

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала тяжелейшим испытанием для советского.

великая Отечественная война, Неизвестный солдат, ответ детей, война, поль сражений

У моего прадедушки Никиты Григорьевича образование 3 класса. После школы он работал в.

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы...

История Великой Отечественной войны всегда была, есть и будет чрезвычайно актуальной

Дело в том, что по итогам приёма учащихся в школы к началу нового 1942–1943 учебного года

Связь обучения с жизненной практикой в работе школ требовалась как никогда. В дни Великой Отечественной войны школы воспитывали в своих питомцах мужество, храбрость и...

Задать вопрос