Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 24.06.2023

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Рынкевич, А. А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе проектной деятельности / А. А. Рынкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104387/ (дата обращения: 10.05.2024).



Данная статья посвящена изучению формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе проектной деятельности. В работе рассматриваются подходы к изучению познавательного интереса, исследуется природа и этапы его формирования.

Кроме того, в приведённой статье анализируется применение проектной деятельности, её эффективность в процессе обучения, истоки и история данного метода в образовании, а также труды учёных, работавших над разработкой, исследованием и совершенствованием проектной деятельности. Для формирования более понятного и полноценного восприятия в работе приведены примеры проектов на школьном и городском уровнях.

Ключевые слова: познавательный интерес, интерес, младший школьный возраст, проектный метод.

Изучение познавательного интереса является актуальным направлением в психолого-педагогической науке. Наличие познавательного интереса у младшего школьника — одно из важнейших условий эффективности его обучения. Интерес к учёбе помогает детям не только получать новые знания, но и увлекаться учебным процессом. В связи с этим, педагогу необходимо развивать познавательный интерес у обучающегося.

Формирование познавательного интереса начинается с самого раннего детства и должно продолжаться на протяжении всей жизни. Познавательный интерес может быть одним из сильнейших мотивирующих факторов, влияющих на учебу младших школьников.

Вопросами познавательного интереса, в частности, занимались такие учёные, как: М. Ф. Беляев, Д. К. Гилева, А. Ю. Дейкина, Т. В. Костаева, А. К. Маркова Н. Г. Морозова, В. И. Селиванов, Г. И. Щукина и др.

Педагог Я. А. Коменский может по праву считаться родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса. В своей книге «Великая дидактика» он указывал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно» [3]. А. Коменский считал, что основная цель работы педагога по активизации познавательной деятельности состоит в развитии творческих способностей у его учеников, ведь даже у слабых учеников под влиянием познавательного интереса, процесс обучения проходит гораздо более эффективно. Я. А. Коменский писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения» [2, с.138].

Формирование познавательного интереса может быть достигнуто через использование различных методов обучения, таких как:

– интерактивные методы обучения (использование игр, конкурсов, дискуссий и других форм активного участия учеников в обучении);

– изучение и обсуждение интересных, практических тем (выбор тем, которые будут интересны и актуальны для обучающихся. Например, здоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, изучение Московского Кремля и т. д.);

– использование современных технологий (компьютерные программы, интерактивные доски, мультимедийные презентации и другие средств, которые могут привлечь внимание младших школьников и сделать процесс обучения интереснее);

– организация экскурсий и выездных занятий (посещение музеев, выставочных залов, библиотек, парков и других мест, где дети смогут получить новые знания и опыт;

– применение проектных методов обучения (создание проектов, которые будут интересны и практически полезны для младших школьников).

В своём развитии познавательный интерес проходит несколько этапов, среди которых можно выделить такие, как: любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес. Если в дошкольном возрасте преобладающими вопросами у детей были: «Что это?» и «Почему?», то для детей младшего школьного возраста характерны такие вопросы, как: «Для чего?» и «Как?». Главной особенностью познавательных интересов детей данного возраста выступает внимательное наблюдение за определенным процессом, рассмотрение того или иного объекта, явления в стремлении узнать у взрослых людей его причины и особенности.

Особое внимание заслуживает изучение познавательного интереса младших школьников через проектную деятельность. Данный метод позволяет детям самостоятельно исследовать тему, которая интересна им, и находить ответы на свои вопросы. Важно выбирать темы проектов, которые будут интересны именно детям и поддерживать их на всех этапах исследования и получения новых знаний. Младшие школьники — это маленькие исследователи, которым интересно изучать всё вокруг, — именно поэтому так важно не только не пресечь данный интерес, но и всячески поощрить, укрепить.

Подходами к организации проектной деятельности занимались такие исследователи и педагоги, как: Л. П. Виноградова, Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик, Э. Коллингс А. В. Леонтович, А. Н. Поддъякова, А. И. Савенков и др.

Проектный метод — это средство организации учебного процесса, в основе которого лежит взаимодействие учителя, ученика и родителей. В рамках данного метода существенную роль играет взаимодействие ученика с окружающей средой, а также поэтапная практическая деятельность по достижению цели, поставленной в рамках проекта.

Термин «Метод проектов» пришёл к нам из Америки в начале прошлого века. Основателями его считаются американские учёные Дж. Дьюи и его ученик В. Х. Килпатрик. Они предлагали выстраивать процесс обучения на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни [6].

Проектная деятельность может проводиться в рамках учебного процесса, а также во внеурочное время. Она может быть организована на различных уровнях — от классных проектов до международных конкурсов и фестивалей.

Деятельность учащихся в рамках проектного метода направлена на выполнение учебного проекта. Учебный проект это организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела [4]. В школе учебные проекты представляют собой: учебно-познавательные, исследовательские, творческие или игровые. Все эти проекты имеют общую цель, согласованные методы и, главное, требуют совместных усилий для решения той или иной проблемы.

Проекты могут быть различными: от создания презентации на заданную тему до организации эксперимента или создания модели объекта. В рамках проектного метода важно, чтобы дети могли проявить и раскрыть свои творческие способности. Примером проекта для младших школьников может быть создание модели солнечной системы. Дети могут изучить информацию о планетах, их размерах и расстояниях между ними. Затем они могут создать модели планет и расположить их в соответствии с реальными расстояниями. Для этого можно использовать различные материалы, такие как: пластилин, бумага, картон и т. д. Такой проект позволит детям не только узнать новые факты о солнечной системе, но и проявить себя с точки зрения творчества и науки. Он также поможет формированию познавательного интереса и привлечет внимание детей к изучению науки.

Ранее говорилось о том, что в основе проектного метода лежит взаимодействие учителя, ученика и родителя. Мы хотим обратить внимание на роль родителя в процессе реализации проектной деятельности. Для ее успешного осуществления необходимо участие не только педагога, но и родителя, чьи поддержка и помощь крайне значимы для младшего школьника. Это обусловлено рядом причин, о которых пойдет речь далее. В первую очередь, в силу своих возрастных особенностей не каждый ребёнок и не сразу способен самостоятельно выполнять проект на всех этапах. Другая причина уходит корнями в проблему существования реального дефицита семейного общения. Большую часть своего времени родители проводят на работе, поэтому проектная деятельность так же направлена на объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но и родителя. Ярким примером такого рода взаимодействия может выступать проект «Откуда моя семья, где мои корни?». С данным проектом выступала ученица 3 «А» класса ГБОУ Школы № 281 на открытой городской конференции проектно-исследовательских работ «Россия — моё Отечество — 2023». Данная работа была выполнена под эгидой двух научных руководителей — педагога 3 «А» класса и педагога 2 «Г» класса. Однако, безусловно, значимую роль в проекте сыграла помощь родителей ученицы. В рамках проекта «Откуда моя семья, где мои корни?» Дарина изучала географию корней своей семьи, её влияние на быт и традиции, а затем выступила на интерактивном уроке, рассказав одноклассникам о городе и регионах, связанных с её родословной. Стоит отметить, что именно этот проект занял призовое место на Конференции.

Таким образом, познавательный интерес младших школьников связан с желанием узнавать что-то новое, познавать мир и расширять свои знания. Он является важным фактором в обучении, так как помогает детям лучше усваивать материал и развиваться. Проектный метод обучения помогает развивать этот интерес у младших школьников, позволяет им самостоятельно исследовать тему, которая интересна именно им. Проектная деятельность является эффективным методом обучения, который помогает учащимся не только усвоить теоретические знания, но и применить их на практике. Она также способствует развитию творческого мышления и помогает детям осознать свои сильные и слабые стороны, что позволяет им лучше планировать своё будущее.

Литература:

  1. Захаревич, Л. Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса / Л. Ф. Захаревич: дис. …канд. пед. наук. — М., 1970. — 272 с.
  2. Коменский Я. А. Великая дидактика / Пер. А. Щекинского. — М., 1893. — 138 с.
  3. Коменский Я. А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»): Со вступительной статьей проф. А. А. КРАСНОВСКОГО. –– М: Государственное учебно-педагогическое издательство HAPKOМПPOCA РСФСР, 1940.
  4. Аверкина, Т. П. Из опыта применения метода проектов в средней школе / Т. П. Аверкина. — Текст: электронный // ИНФОУРОК: [сайт]. — URL: (дата обращения: 20.06.2023).
  5. Митрофанова, Г. Г. Метод проектов вчера и сегодня. / Г. Г. Митрофанова. — Текст: электронный // CYBERLENINKA: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-vchera-i-segodnya (дата обращения: 20.06.2023).
  6. Хусаинова, Ч. Р. Теоретическое обоснование основ проектного обучения в школе. / Ч. Р. Хусаинова. — Текст: электронный // МЦОиП: [сайт].—URL: https://mcoip.ru/blog/2022/05/12/teoreticheskoe-obosnovanie-osnov-proektnogo-obucheniya-v-shkole (дата обращения: 20.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, проектная деятельность, проектный метод, проект, процесс обучения, ребенок, учебный процесс, школьник, младший школьник, младший школьный возраст.


Похожие статьи

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного...

Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников.

Проектная деятельность младших школьников. Этот результат называется проект.

Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной.

Развитие этих познавательных процессов детей в условиях проектной деятельности.

Особенности развития познавательных интересов младших...

Таким образом, в условиях современного образовательного стандарта оптимизация процессов обучения и учения младших школьников, а именно, формирование их познавательных интересов средствами проектной деятельности, становится востребованной и актуальной.

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Статья раскрывает содержание понятия познавательный интерес и его развитие в процессе обучения.

Интерес является той базой, на которой строится процесс обучения.

Вместе с тем в мотивацию учения включаются различные мотивы младших школьников.

Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации...

Влияние проектной деятельности на повышение...

а) выделение внутреннего учебного материала; б) организация рациональной деятельности

Включение же учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к...

Землянская Е. Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в.

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок...

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Для получения информации о сформированности готовности младших школьников к проектной деятельности была подобрана и проведена серия диагностических методик с младшими школьниками 3 класса МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровска.

Формирование и развитие познавательных учебных действий...

младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся

игра, учебный процесс, группа игр, младший школьник, начальная школа, ребенок.

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, учебный процесс.

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Организация проектной и исследовательской деятельности...

Этапы исследовательской и проектной деятельности: − «Тренировочные занятия».

Качество обучения младших школьников в существенной степени зависит от того, насколько разнообразно может

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность.

Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми.

Основы развития познавательного интереса в младшем...

Субъективно познавательный интерес обнаруживается у школьника в положительной

Поэтому, как и всякая деятельность, учебная деятельность в младшем школьном

Задача формирования познавательных интересов младших школьников очень важна для

Учитель может по-разному мотивировать детей для развития их познавательного интереса.

Проектная деятельность как средство социализации младшего...

Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается и как

5. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова — «Просвещение» — Москва

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный

Внеурочная деятельность младших школьников. Автор: Пикулина Татьяна Васильевна.

Похожие статьи

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного...

Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников.

Проектная деятельность младших школьников. Этот результат называется проект.

Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной.

Развитие этих познавательных процессов детей в условиях проектной деятельности.

Особенности развития познавательных интересов младших...

Таким образом, в условиях современного образовательного стандарта оптимизация процессов обучения и учения младших школьников, а именно, формирование их познавательных интересов средствами проектной деятельности, становится востребованной и актуальной.

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Статья раскрывает содержание понятия познавательный интерес и его развитие в процессе обучения.

Интерес является той базой, на которой строится процесс обучения.

Вместе с тем в мотивацию учения включаются различные мотивы младших школьников.

Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации...

Влияние проектной деятельности на повышение...

а) выделение внутреннего учебного материала; б) организация рациональной деятельности

Включение же учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к...

Землянская Е. Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в.

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок...

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Для получения информации о сформированности готовности младших школьников к проектной деятельности была подобрана и проведена серия диагностических методик с младшими школьниками 3 класса МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровска.

Формирование и развитие познавательных учебных действий...

младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся

игра, учебный процесс, группа игр, младший школьник, начальная школа, ребенок.

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, учебный процесс.

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Организация проектной и исследовательской деятельности...

Этапы исследовательской и проектной деятельности: − «Тренировочные занятия».

Качество обучения младших школьников в существенной степени зависит от того, насколько разнообразно может

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность.

Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми.

Основы развития познавательного интереса в младшем...

Субъективно познавательный интерес обнаруживается у школьника в положительной

Поэтому, как и всякая деятельность, учебная деятельность в младшем школьном

Задача формирования познавательных интересов младших школьников очень важна для

Учитель может по-разному мотивировать детей для развития их познавательного интереса.

Проектная деятельность как средство социализации младшего...

Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается и как

5. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова — «Просвещение» — Москва

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный

Внеурочная деятельность младших школьников. Автор: Пикулина Татьяна Васильевна.

Задать вопрос