Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 14.06.2023

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Базанова, Ю. С. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста / Ю. С. Базанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104121/ (дата обращения: 13.05.2024).



Развитию мышления в старшем дошкольном возрасте придаётся основное значение, поскольку этот период является стадией интеллектуализации всех психических процессов. Мышление постепенно переходит от наглядно-образной формы к словесно-логической. Старший дошкольник оперирует словами и выстраивает логику рассуждений. Данное исследование даст дополнительный материал по использованию математических игр как средства развития логического мышления детей данного возраста.

Ключевые слова: мышление, математические игры, дети старшего дошкольного возраста.

Мышление — это высший познавательный процесс, который способствует порождению нового знания, активной формы творческого выражения и преобразования действительности. В мыслительной деятельности активно проявляются действия и система операций, имеющих ориентировочно-исследовательский, познавательный и преобразовательный характер.

Опираясь на положения отечественных психологов, можем отметить, что игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно она обладает значительным потенциалом и резервами для развития мышления [1]. Специалистами выделяется особый вид игры — математические игры.

Математические игры нацелены на моделирование закономерностей, математических отношений, рассчитанных на реализацию и освоение логических операций. Речь идёт об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании, обобщении, классификации [2].

Однако наблюдается дефицит современных теоретических и практических исследований игровой деятельности с применением математических игр для развития логического мышления старших дошкольников, недостаточно проработана методическая сторона вопроса. Поэтому затронутая проблематика исследования является актуальной.

Объект исследования: логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: на теоретическом уровне аргументировать применение математических игр как средства развития логического мышления.

Гипотеза исследования: развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте будет проходить эффективнее при использовании в образовательной программе математических игр.

Методы и методики исследования:

  1. Методы теоретического анализа: анализ источников, осуществление сравнения, анализа и обобщения передового педагогического опыта.
  2. Обобщение и интерпретация данных научных исследований.
  3. Психодиагностические методики:

— методика выявления умений анализировать, сравнивать и обобщать «Самое непохожее» Венгера Л. А.; [3]

— методика выявление умения классифицировать «Классификация по заданному принципу» Агаевой Е. А.; [3]

— методика выявления способности выстраивать логическое высказывание «Последовательность событий» Бернштейна А. Н.; [3]

Введение

Анализ полученных результатов всех методик позволил выделить основные критерии и характеристики уровней сформированности логического мышления старших дошкольников.

Для выделения уровней подсчитывалось количество баллов по трём методикам (рис. 1).

Основные критерии и характеристика уровней сформированности логического мышления старших дошкольников

Рис. 1. Основные критерии и характеристика уровней сформированности логического мышления старших дошкольников

Выделенные критерии и характеристики позволили обозначить общую характеристику развития мышления старших дошкольников. Результаты представлены на рисунке 2.

Описание уровней развития логического мышления старших дошкольников

Рис. 2. Описание уровней развития логического мышления старших дошкольников

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе осуществлялся отбор диагностических критериев, определение методик исследования, описание уровня сформированности логического мышления старших дошкольников. Было проведено констатирующее исследование контрольной и экспериментальной групп старших дошкольников, а также анализ полученных результатов.

На втором этапе проведения исследования была разработана и апробирована программа по развитию логического мышления старших дошкольников посредством математических игр.

На третьем этапе проводилось повторное диагностическое исследование в контрольной и экспериментальной группах. Полученные данные были проанализированы, проведён сравнительный анализ результатов логического мышления старших дошкольников, полученных до и после реализации программы в SPSS.

На четвёртом этапе были составлены методические рекомендации по развитию логического мышления в старшем дошкольном возрасте для воспитателей и родителей.

Выводы

В ходе эмпирического исследования проверке подвергалась гипотеза о том, что, воздействия на мыслительные операции посредством математических игр, можно повысить уровень развития логического мышления.

В качестве диагностического материала было выбрано три методики, которые позволили выявить умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, а также выстраивать логические умозаключения старшими дошкольниками.

Анализ результатов позволил нам определить основные критерии и систему характеристик уровней сформированности (высокого, среднего и низкого), а также обозначить общую характеристику.

Литература:

  1. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребёнка// Молодой учёный. 2017. № 4 (138). С. 324–326.
  2. Горошко Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «Познавательное развитие» в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования// Вестник науки и образования. 2018. № 1. С.86–89.
  3. Кузина А. Ю. Психодиагностика ребенка: учебно-методическое пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. 111 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление старших дошкольников, логическое мышление, старший дошкольный возраст, игра, средство развития, SPSS, критерий, развитие мышления, характеристика уровней, экспериментальная группа.


Ключевые слова

мышление, дети старшего дошкольного возраста, математические игры

Похожие статьи

Условия развития логического мышления детей старшего...

Достигнуть эту цель можно при развитии у детей дошкольного возраста логического мышления. Так вот, мышление — «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [3, с. 68].

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Библиографическое описание: Омельченко, Н. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников / Н. С. Омельченко, И. С. Казаков.

Исследование проводилось на базе МДОУ детского сада комбинированного вида № 105 г.Сочи, в общеобразовательных старших группах.

Развитие логического мышления у детей старшего...

При исследовании нововведений к реализации ФГОС ДО, немаловажным является процесс развития ребенка, развитие у него логического мышления, таким образом в основе логического мышления лежит свободное ориентирование в окружающей нас системе.

Исследование абстрактного мышления детей младшего...

В дошкольном возрасте активно развиваются высшие психические функции, такие как память, мышление, восприятие и т. д. В частности, дошкольный период является наиболее благоприятным периодом для развития памяти.

Развитие логического мышления старших дошкольников...

Также в статье предлагается использование различных методических способов для развития логического мышления дошкольников.

Отличное развивающее пособие для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста- мировые головоломки.

Электронные игры как средство развития дивергентного...

Библиографическое описание: Ромашкина, Д. А. Электронные игры как средство развития дивергентного мышления дошкольников / Д. А. Ромашкина.

Компьютерные игры достаточно специфичны и выступают в роли особого средства развития творчества детей.

Развитие основ логического мышления у старших...

Логическое мышление является высшей стадией развития мышления.

Разработать систему по формированию операций логического мышления.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Развитие логического мышления дошкольников посредством...

Развитие логического мышления у детей старшего...

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Развитие логического мышления у детей дошкольного...

В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, он лучше запоминает материал, поэтому развивать логическое мышление у дошкольников лучше всего с использованием дидактических игр [2].

Похожие статьи

Условия развития логического мышления детей старшего...

Достигнуть эту цель можно при развитии у детей дошкольного возраста логического мышления. Так вот, мышление — «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [3, с. 68].

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Библиографическое описание: Омельченко, Н. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников / Н. С. Омельченко, И. С. Казаков.

Исследование проводилось на базе МДОУ детского сада комбинированного вида № 105 г.Сочи, в общеобразовательных старших группах.

Развитие логического мышления у детей старшего...

При исследовании нововведений к реализации ФГОС ДО, немаловажным является процесс развития ребенка, развитие у него логического мышления, таким образом в основе логического мышления лежит свободное ориентирование в окружающей нас системе.

Исследование абстрактного мышления детей младшего...

В дошкольном возрасте активно развиваются высшие психические функции, такие как память, мышление, восприятие и т. д. В частности, дошкольный период является наиболее благоприятным периодом для развития памяти.

Развитие логического мышления старших дошкольников...

Также в статье предлагается использование различных методических способов для развития логического мышления дошкольников.

Отличное развивающее пособие для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста- мировые головоломки.

Электронные игры как средство развития дивергентного...

Библиографическое описание: Ромашкина, Д. А. Электронные игры как средство развития дивергентного мышления дошкольников / Д. А. Ромашкина.

Компьютерные игры достаточно специфичны и выступают в роли особого средства развития творчества детей.

Развитие основ логического мышления у старших...

Логическое мышление является высшей стадией развития мышления.

Разработать систему по формированию операций логического мышления.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Развитие логического мышления дошкольников посредством...

Развитие логического мышления у детей старшего...

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Развитие логического мышления у детей дошкольного...

В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, он лучше запоминает материал, поэтому развивать логическое мышление у дошкольников лучше всего с использованием дидактических игр [2].

Задать вопрос