Нравственно-правовые принципы в системе принципов гражданского права и их значение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 14.06.2023

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Сысоева, Т. В. Нравственно-правовые принципы в системе принципов гражданского права и их значение / Т. В. Сысоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 309-312. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104119/ (дата обращения: 12.05.2024).



Принципы гражданского права — это основные идеи, элементы, которые выражают собой основные понятия и закономерности в развитии регулирования отношений внутри гражданско-правового кодекса. Каждый из так называемых принципов любой категории права тесно связан с другим, из-за чего вместе они являются единой системой. Если из неё вытащить хотя бы один элемент, все рухнет.

Система (от греческого «systems») — единое целое, состоящее из разных частей. То есть, некая упорядоченная совокупность разных элементов, которые тесно связаны друг с другом. [1,C.1209]

Когда мы говорим о том, как устроено гражданское право, то верны следующие выводы:

  1. Каждый принцип всегда связан с другими. Он взаимодействует с ними, в ходе чего право само себя регулирует и корректирует, а также повышается эффективность гражданско-правовых отношений.
  2. Новый принцип не берётся из воздуха, он всегда должен быть тесно связан с существующими.
  3. Принципы в гражданском праве не просто существуют, они связаны, как детали пазла, которые образуют общую картину.

Нельзя сказать, что система состоит из произвольной кучи принципов — все из них по-разному сгруппированы и разделены на категории. Эта классификация позволяет определить значение и место каждого принципа относительно всей системы или некоторой отрасли права.

Когда мы делим принципы на группы, можно использовать самые разные подходы. К примеру, существует деление по сфере общественной жизни. Тогда все принципы делятся на две категории:

– принципы, которые отвечают за экономические отношения. Например, свобода предпринимательской деятельности или же равноправие всех форм собственности;

– принципы, которые регулируют только социальные отношения. Например: гуманизм, социальная справедливость и свобода; [2, с. 222]

Помимо этого, в принципах четко выражены особенности содержания права, поэтому мы можем разделить их на группы несколько другим способом:

– общесоциальные принципы — имеют социально-политический характер, то есть выражают социально-политическую часть правовой системы;

– сугубо-юридические принципы или же собственно-правовые — имеют юридический характер, а значит, выражают только специально-юридическое содержание права.

К первой группе будут относиться такие заметные принципы, как принцип социальной справедливости, свободы, гуманизма и охраны собственности. В то время, как во второй группе расположились такие принципы как: свобода договора, законность, единство всех юридических прав и обязанностей.

Если говорить о сфере гражданско-правового регулирования, то в ней выделяют четыре группы:

  1. Какие-либо общие принципы. Они описывают и предсказывают суть всей системы регулирования отношений.
  2. Основные принципы в сфере гражданского права. Это своего рода основа, требования и принципы, благодаря которым система и образуется. Такие принципы не просто объясняют базовую часть, а господствуют над всем правом.
  3. Различные правовые принципы, полученные в ходе установки основных начал ГК, в своём роде — производные.
  4. Все научные принципы, созданные и выведенные учёными в ходе познания и изучения гражданско-правовой деятельности. [3,C.271–272]

Также мы можем классифицировать все принципы по видам их действия. В таком случае можно вывести четыре основные группы:

  1. Некие институционные принципы, которые имеют значение только для определённой группы схожих общественных отношений. Если конкретно, то для правового института. К примеру, можно упомянуть принцип надлежащего исполнения гражданско-правовых обязательств.
  2. Отраслевые принципы, которые распространяются не на отношения, а на какую-то из отраслей права. Для примера можно привести принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами.
  3. Межотраслевые принципы, которые охватывают сразу несколько отраслей права за раз. Они не ограничены одной отраслью и имеют более масштабное значение. Например: принцип свободы гражданско-правового договора или же принципы диспозитивности.
  4. Четвёртая группа отличается от других тем, что объединяет все общеправовые принципы, которые имеют влияние и распространение на всю систему правовых отношений. Они не просто влияют, а задают тон и определяют характер системы, ее содержание и главные черты. Очень часто данная группа имеет разделение еще на две подгруппы принципов: специально-юридические и нравственно-правовые. И происходит это не просто так — все же данное разграничение очень существенно из-за разной функциональности и подтекста этих принципов. [4,C.262–263] [5,C.105–107] [6,C.155–156] [7,C.12–15]

Касательно специально-юридических принципов: они требуют оборачивать различные существующие правила в строгую юридическую обёртку. Например: законности в процессе создания и реализации норм права, единства всех юридических прав и обязанностей, ответственности за вину и т. д.

Специальные юридические принципы взяты напрямую из реально существующих социально-экономических отношений, отчего они и внутренне присущи юридическому порядку. Их главная цель и назначение в том, чтобы организовывать процедурную основу, ориентировать право на обеспечение его роли как особого государственного инструмента по настройке общественных отношений, чтобы право выполняло все свои специфические функции.

Раз мы говорим о квалификациях принципов, то совсем не лишним будет привести слова различных учёных, которые высказались о данной проблеме:

Из диссертации Мишиной И. Д. «Нравственные ценности в праве» [8, с. 48]: «Нравственно-правовые принципы (справедливости, гуманизма и др.), образующие духовную основу (фундамент) права, присутствуют в любом современном «авторском» перечне правовых принципов, однако их наименование не отличается единообразием. В современной юридической науке встречаются различные заглавия данных принципов: морально-этические, нравственно-этические, общесоциальные. Вместе с тем, несмотря на указанное различие, каждое из этих наименований отражает суть одной и той же группы правовых явлений, характеризуемых через такие категории как «этика», «мораль», «нравственность». Эти слова возникли в разных языках и первоначально означали одно и то же. Этика (от греч. Ethos) — обычай, нрав, характер. Мораль (от лат. mos, mores) — нрав, нравы, обычаи. Оба слова близки по значению к русскому слову «нравственность».

Нравственность полноценно отражает сущность исследуемых нами принципов, что легко подтверждается цитатами из общей теории государства и права:

– «Нравственность — правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение»;

– «Мораль — правила нравственности, а также сама нравственность; логический, поучительный вывод из чего-либо; нравоучение, наставление»; [9, с. 262–263] [10, с. 21]

– «Этика — одна из форм идеологии, — учение о нравственности (морали), ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии». [11, с. 271–272, 112] [12, с. 24–25]

То, как именно мы разделили нравственно-правовые принципы на несколько различных обособленных правовых категорий, стало результатом переосознания вопросов естественных, прирождённых и неотъемлемых прав людей. [13, C. 889]

Естественная правовая доктрина имеет очень долгую, продолжительную историю, ведь пришла она к нам еще из античности. Именно тогда естественное право считалось правом природы (по мнению Аристотеля или Платона). Позже, в средние века, естественное право также трактовали как право природы, но с уточнением — «источником права является Бог». То есть в те времена естественное право стало буквально божественным по своему происхождению и содержанию. [14, с. 31–33]

В нашей стране, еще до революции, у доктрины естественного права были как сторонники и активные сподвижники (В. М. Гессен, А. Д. Куницын, Б. А. Кистяковский, Г. И. Новгородцев, B. C. Соловьев, E. H. Трубецкой, Б. Н. Чичерин), так и те, кто категорически отрицал ее (А. Меркель, Д. Остин, К. Бергом). [15] [16] [17] В советский период доктрина отвергалась уже на более официальном уровне, как это видно по цитате В. А. Туманова: «Марксизм решительно отрицает возможность существования в одном и том же обществе двух нормативных систем — естественной и позитивной». [18, с. 343]

В постсоветское время на территории России произошло так называемое «возрождение» теории естественного права. В данный момент его суть вертится вокруг главного источника права — природы самого человека. По мнению Д. Локка, каждый человек по праву может владеть своей жизнью, свободой и имуществом [19, с. 50] [20]. Право, согласно современным выводам, нравственное, потому что, как выразился В. А. Туманов в труде «Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе» [21, с. 68]: «Внутренняя моральность права является одним из важнейших условий его эффективности».

В религиозной философии на территории России проблема нашла свое отражение во взглядах такого деятеля 19 века, как В. С. Соловьев. Он выступал против позитивизма и яро отстаивал идею некой внутренней связи между правом и нравственностью. Согласно его теории, государство и право не должны становиться самодовлеющими, разрозненными началами, которые подчиняют себе все сферы жизни и деятельности людей. Он рассматривал право со стороны моста между обществом людей и их нравственностью и считал, что оно призвано служить «воплощению добра, ограничению и исправлению зла». [22, с. 499–503]

Согласно В. Г. Графскому («Право и социальные ценности в исторической ретроспективе»), речь идёт именно «об этическом минимуме права, который означает непременное присутствие в любом правовом требовании, предписании или процедуре некой дани уважения и места для проявления добра, совестливости и взаимопомощи». [23, с. 86–87]

Мы не ставим себе цель охарактеризовать и определить все нравственно-правовые принципы. Но нельзя не учитывать, что некоторые принципы находят свое непосредственное текстуальное подтверждение и уточнение прямо в ГК. То, что такие категории, которые обычно относят к науке этики, привносятся в закон, выступает показателем уровня культурного развития самого права и его составляющих.

На данный момент ГК Российской Федерации довольно четко выделяет такие важные понятия и принципы как справедливость (ст. 1101), гуманизм (ст. 137), добросовестность и разумность (ст. 602). Ранее данные идеи не могли найти никакого подтверждения и выражения в действовавшем на тот момент законодательстве. Цивилисты выражались о них, как о «каучуковых формулировках», но теперь законодательство закрепило эти понятия чёткими формулировками. [24, с. 23]

Единственная проблема данного уточнения формулировок прямо в законе — в непоследовательности. К примеру, в п. 2 ст. 6 Гражданского Кодекса такие понятия, как добросовестность, справедливость и разумность обозначены и объяснены как обязательные требования со стороны законодателя ко всем участникам гражданских правоотношений. В этом же значении термины повторяются и используются в ст. 53 ГК РФ. При этом в п. 3 ст. 10 ГК РФ понятия разумности и добросовестности используются уже в качестве презумпции при осуществлении прав. В ст. 240 и 230 Гражданского Кодекса добросовестность используется как критерий оценки поведения участников каких-либо отношений. Что уж говорить про ст. 602, 662 ГК РФ, где эти же категории обозначены как принципы.

Введение этих и других нравственно-правовых принципов в действующую законодательную практику России подчёркивает не только их социальную важность, но и правовую. Теперь нельзя просто проигнорировать такую важную особенность этих принципов, как их оценочный, а не правовой характер. У них отсутствует чётко выраженное содержание, нет подробных указаний на существенные признаки, и они вообще недостаточно точно сформулированы и определены. У принципов есть существенные проблемы с многозначностью и отсутствием конкретики, из-за чего они больше принадлежат моральной сфере, чем юридической. При использовании этих принципов адресатам каждый раз придётся обращаться к особой сфере общественного познания — морали.

В настоящий момент мораль больше относится к психологии, а не к философии и религии, как это было когда-то. Сейчас можно четко отследить диаметральные идеи относительно морали: индивидуум является вечным подростком, который не несёт ответственности ни за что, а только зациклено сидит в своём детстве, обвиняя во всем окружающих. Еще И. Кант заявлял о том, что все мы — общество подростков, которым уже давно пора повзрослеть.

Тенденции нашего времени таковы, что психология все больше влияния оказывает на нас, проникая в другие науки, будь то медицина или юриспруденция. Но в человеческой истории никогда не существовало религии отдельно для юриста или врача. Существует философия права, которая базируется больше на философии, чем на праве. Из-за этого и возникают споры о том, кто должен развивать и преподавать данную отрасль: юристы или философы?

Для юристов остаётся все меньше теоретических мест и кафедр с такими направлениями, как правоведение и философия. После обучения из университетов и институтов выходят отличные специалисты, которые идеально знают кодекс, но совсем незнакомы с философией права. Из-за этого они ограничены в своих действиях рамками отрасли.

Данный вывод был сделан в ходе исследуемой темы. Современные юристы видят принцип добросовестности в качестве статьи гражданского кодекса, в то время как это целая красная нить из принципов, которая пронизывает все право. Это основа, от которой нужно отталкиваться. То, что происходит сейчас, может привести к непоправимым последствиям в дальнейшей трактовке права. Право и принципы — это не цифровой код, как в IT, это основа правил жизни человеческого общества. Раньше за такие принципы люди готовы были пойти на смерть, как это сделал древнегреческий философ Сократ. Да и в наши дни, как можно заметить, любые войны идут за то, какое право будет существовать на определённой территории.

В настоящее время принципы получили лишь незначительную роль, уступив место кодексам. Нет ничего плохого в кодифицированных правилах, но нет и ничего хорошего в том, что любой юрист сейчас не видит дальше собственной отрасли и законов. Принципы напрямую связаны с жизнями людей, поэтому любая ошибка имеет очень дорогую цену.

Литература:

  1. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A. M. Прохорова. — М., 1984. С. 1209
  2. Теория государства и права: учебник / Под ред. В. Н. Бабаева. — М., 1999. С. 222.
  3. Комиссарова Е. Г. Указ. соч. С. 271–272; 112.
  4. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. — М., 1981. С. 262–263.
  5. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 1. — Свердловск, 1972. С. 105–107.
  6. Явич Л. С. Общая теория права. — Л., 1976. С. 155–156.
  7. Карташов В. Н. Принципы права (некоторые аспекты понимания и классификации) // Юридически записки Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. — Ярославль. 1999. Вып. 3. С. 12–15.
  8. Мишина И. Д. Нравственные ценности в праве. Дисс. канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 1999. С. 48.
  9. Общая теория права. Т. 1. — М., 1981. С. 262–263.
  10. Болгова В. В. Указ. соч. С. 21.
  11. Комиссарова Е. Г. Указ. соч. С. 271–272; 112.
  12. Общая теория государства и права: учебник. Т. 2 / Под ред. М. Н. Марченко. — М., 1998. С. 24–25.
  13. Общая теория государства и права: учебник. Т. 2 / Под ред. М. Н. Марченко. — М., 1998. С. 889.
  14. Козлахин М. Ю. Право и политика. — СПб., 1996. С. 31–33.
  15. 15.Поляков A. A. Может ли право быть неправым? Некоторые аспекты дореволюционного российского правопонимания // Правоведение. 1997. № 4.
  16. Корнев А. В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России // Государство и право. 1998. № 5.
  17. Калинин А. Ю., Комаров С. А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права // Правоведение. 2000. № 6.
  18. Туманов В. А. Буржуазная правовая идеология. — М., 1971. С. 343.
  19. Локк Д. Избранные философские произведения. Т. 2. — М., 1960. С. 50.
  20. Рассказов Л. Л., Упоров К. В. Естественные права человека. — СПб., 2001.
  21. Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 3. С. 68.
  22. Соловьев B. C. Право и нравственность: очерки из прикладной этики. Т. 7 // Собр. соч. — М., 1988. С. 499–503
  23. Графский В. Г. Право и социальные ценности в исторической ретроспективе // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997. № 1. С. 86–87.
  24. Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. — М., 1992. С. 23.
Основные термины (генерируются автоматически): принцип, ГК РФ, гражданский кодекс, группа, отношение, время, категория, мораль, социальная справедливость, территория России.


Похожие статьи

Понятие справедливости в гражданском праве

 В статье анализируется понятие справедливости в гражданском праве РФ, приводятся

Поэтому исследование справедливости в гражданском праве России невозможно без

Бурцева, Д.С., Селезнёва, А. А. Категория «справедливость» в гражданском праве / Д. С

Гражданский кодекс, ГК РФ, гражданское законодательство, принцип добросовестности...

Этические основы осуществления субъективных прав...

В Гражданском кодексе зарубежных стран, в частности, Франции 1804 года содержится статья 6

Угурчиева Х.О. «Основы нравственности» как оценочная категория гражданского права России

Кондратюк Д.Л. Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России :На

справедливость, РФ, норма, Конституционный суд РФ, категория, качество принципа...

О некоторых аспектах принципа справедливости...

На протяжении долгого времени принцип справедливости является фундаментом

Стоит отметить, что принцип справедливости получил свое отражение во всех отраслях

также обусловлено характером взаимоотношений между участниками корпораций (п.3 ст.65.2 ГК РФ) и др. Следует обратить внимание и на Семейный кодекс Российской Федерации, а именно...

К вопросу о принципе справедливости в гражданском...

...и служить средством для полной реализации принципа социальной справедливости [14].

В Арбитражном процессуальном кодекса РФ справедливость определена как одна из задач

Лишь в Гражданском процессуальном кодекс РФ о справедливости упоминается дважды — в п. 3 ст. 206

Наименование ст. 195 ГПК РФ изложить в следующей редакции: «Статья 195.

Понятие и соотношение юридической и социальной...

В настоящее время, в условиях становления правового государства о справедливости

И тогда понятие социальной справедливости может быть выражено следующим образом.

Справедливость как социально-философская категория. — М.Наука, 1983. — 208с.

справедливость, РФ, норма, Конституционный суд РФ, категория, качество принципа...

Идеал справедливости в законодательстве и правоприменении...

В уголовном законе закрепляется, что лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание (ст.6, ч.1 ст.60 УК РФ). Привлечение к ответственности необходимо в целях восстановления социальной справедливости (ч. 2 ст. 43 УК РФ).

Принцип добросовестности: сущность и назначение

Нравственность поведения оценивается на противопоставлении категорий добра и зла.

принцип добросовестности, гражданское законодательство, ГК РФ, принцип, мой взгляд.

Правовая конструкция принципа добросовестности известна человечеству с давних времен.

В конце 2012го в Гражданский кодекс РФ были внесены изменения. п. 3 ст. 1...

Принципы гражданского права | Статья в журнале...

Гражданский кодекс Российской Федерации, как и всякий другой кодекс, относящийся к той или

3) претворение данных принципов в конкретной сфере общественных отношений.

По мнению Вопленко, справедливость является общим принципом, лежащим в основе права

Дело в том, что понятие справедливость является нравственно-этическим, в то время как...

Правовая и экономическая сущность категории «компенсация...»

...сущность категории «компенсация ущерба» в статье 16.1 ГК РФ / А. Н. Бочаров.

В то же время, законодатель дает все основания классифицировать термин «компенсация ущерба» в

в рамках статьи 16.1 ГК РФ как обладающий природой механизма социальной поддержки.

В связи с этим, норма статьи 16.1 ГК РФ нуждается в необходимой адаптации, базисом для...

Значение принципа свободы договора в российском...

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) возводит свободу договора в ранг основополагающих начал гражданского. Как было сказано выше, основные положения, в частности содержание принципа свободы договора, представлены в статье 421 ГК РФ.

Похожие статьи

Понятие справедливости в гражданском праве

 В статье анализируется понятие справедливости в гражданском праве РФ, приводятся

Поэтому исследование справедливости в гражданском праве России невозможно без

Бурцева, Д.С., Селезнёва, А. А. Категория «справедливость» в гражданском праве / Д. С

Гражданский кодекс, ГК РФ, гражданское законодательство, принцип добросовестности...

Этические основы осуществления субъективных прав...

В Гражданском кодексе зарубежных стран, в частности, Франции 1804 года содержится статья 6

Угурчиева Х.О. «Основы нравственности» как оценочная категория гражданского права России

Кондратюк Д.Л. Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России :На

справедливость, РФ, норма, Конституционный суд РФ, категория, качество принципа...

О некоторых аспектах принципа справедливости...

На протяжении долгого времени принцип справедливости является фундаментом

Стоит отметить, что принцип справедливости получил свое отражение во всех отраслях

также обусловлено характером взаимоотношений между участниками корпораций (п.3 ст.65.2 ГК РФ) и др. Следует обратить внимание и на Семейный кодекс Российской Федерации, а именно...

К вопросу о принципе справедливости в гражданском...

...и служить средством для полной реализации принципа социальной справедливости [14].

В Арбитражном процессуальном кодекса РФ справедливость определена как одна из задач

Лишь в Гражданском процессуальном кодекс РФ о справедливости упоминается дважды — в п. 3 ст. 206

Наименование ст. 195 ГПК РФ изложить в следующей редакции: «Статья 195.

Понятие и соотношение юридической и социальной...

В настоящее время, в условиях становления правового государства о справедливости

И тогда понятие социальной справедливости может быть выражено следующим образом.

Справедливость как социально-философская категория. — М.Наука, 1983. — 208с.

справедливость, РФ, норма, Конституционный суд РФ, категория, качество принципа...

Идеал справедливости в законодательстве и правоприменении...

В уголовном законе закрепляется, что лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание (ст.6, ч.1 ст.60 УК РФ). Привлечение к ответственности необходимо в целях восстановления социальной справедливости (ч. 2 ст. 43 УК РФ).

Принцип добросовестности: сущность и назначение

Нравственность поведения оценивается на противопоставлении категорий добра и зла.

принцип добросовестности, гражданское законодательство, ГК РФ, принцип, мой взгляд.

Правовая конструкция принципа добросовестности известна человечеству с давних времен.

В конце 2012го в Гражданский кодекс РФ были внесены изменения. п. 3 ст. 1...

Принципы гражданского права | Статья в журнале...

Гражданский кодекс Российской Федерации, как и всякий другой кодекс, относящийся к той или

3) претворение данных принципов в конкретной сфере общественных отношений.

По мнению Вопленко, справедливость является общим принципом, лежащим в основе права

Дело в том, что понятие справедливость является нравственно-этическим, в то время как...

Правовая и экономическая сущность категории «компенсация...»

...сущность категории «компенсация ущерба» в статье 16.1 ГК РФ / А. Н. Бочаров.

В то же время, законодатель дает все основания классифицировать термин «компенсация ущерба» в

в рамках статьи 16.1 ГК РФ как обладающий природой механизма социальной поддержки.

В связи с этим, норма статьи 16.1 ГК РФ нуждается в необходимой адаптации, базисом для...

Значение принципа свободы договора в российском...

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) возводит свободу договора в ранг основополагающих начал гражданского. Как было сказано выше, основные положения, в частности содержание принципа свободы договора, представлены в статье 421 ГК РФ.

Задать вопрос