Методика измерения креативности как личностной характеристики: апробация на выборке старших русскоязычных подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 12.06.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Тихомиров, А. Р. Методика измерения креативности как личностной характеристики: апробация на выборке старших русскоязычных подростков / А. Р. Тихомиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104057/ (дата обращения: 12.05.2024).



Работа посвящена апробации методики изучения креативности Обры Шепард «Творческий Потенциал Личности» на выборке русскоязычных старших подростков.

Адаптированная методика «Творческий Потенциал Личности» рекомендуется школьным психологам, родителям и психотерапевтам в практической деятельности при работе с детьми в возрасте 14–17 лет для оценки креативности или для самостоятельных занятий.

В современном обществе, стремительно развивающем новые технологии, важно быть инновационным и эффективным, и креативность играет здесь ключевую роль. Креативность — это способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и справляться с неожиданными проблемами, что является важным качеством для успешного функционирования в современном мире.

Особую важность тема креативности представляет для сферы образования, поскольку в наше время становится необходимым развитие творческих способностей каждой личности как субъекта учебного процесса [6].

Существует большое количество разных способов выявления креативной одаренности человека, — это профессиональные психологические тесты или опросники. Здесь кратко отметим лишь два момента. Первое — авторы многих тестов опирались на идеи Дж. Гилфорда, предложившего различать дивергентное и конвергентное мышление [2], и второе — многие тесты предназначены для работы с детьми разных возрастных групп.

На сегодняшний день существует не так много методик изучения креативности и ее диагностики [1]. Существует, следовательно, необходимость в разработке новых методик на русском языке, которые позволят эффективно изучать креативность у старших подростков с учетом их возрастных особенностей.

Данное исследование — пилотное, так как для него была собрана сравнительно небольшая выборка для апробации новой зарубежной методики изучения креативности «Творческий Потенциал Личности» Обры Шепард [3]. Оно нацелено на апробацию методики изучения креативности как личностной характеристики на выборке русскоязычных старших подростков. Таким образом, исследование может предложить новые методические подходы в области диагностирования креативности, иными словами, расширить репертуар методик доступных на данный момент в русскоязычном пространстве.

Объект исследования — психологические методы измерения креативности.

Предмет исследования — апробация новой зарубежной методики изучения креативности «Творческий Потенциал Личности» Обры Шепард на выборке русскоязычных старших подростков.

Цель исследования — определить психометрические характеристики новой методики изучения креативности как личностной характеристики О.Шепард на выборке русскоязычных старших подростков.

Задачи исследования:

  1. проанализировать понятие креативности и современные подходы к ее изучению.
  2. проанализировать литературу по проблеме измерения креативности
  3. перевести и адаптировать на русский язык зарубежную методику измерения креативности как личностной характеристики
  4. определить внутреннюю и внешнюю валидность новой методики на русскоязычной выборке старших подростков

Общая гипотеза исследования — русскоязычный вариант методики изучения креативности «Творческий Потенциал Личности» может применяться для измерения уровня развития креативности как личностной характеристики в старшем подростковом возрасте.

Научная новизна данной работы заключается в апробации новой методики изучения креативности, которая будет адаптирована к русскоязычной культуре и будет учитывать возрастные особенности старших подростков. Данная методика основывается на современных теоретических и эмпирических исследованиях в области креативности и психологии развития.

Исследование имеет практическую значимость: в данном исследовании адаптирована зарубежная методика изучения креативности под русскоязычные реалии, которая может быть использована в различных областях, например, в психологии и образовании.

Организация исследования

Эмпирическое исследование и апробация методики «Творческий Потенциал Личности» были проведены на базе МОУ «Бугровской СОШ». В исследовании принимали участие 44 человека в возрасте 14–17 лет. Исследование проводилось автором статьи при поддержке двух школьных психологов Валерии Владимровны и Елены Ивановны. Участники были поделены на 2 группы: 9-ый и 10-ый классы.

Сроки проведения исследования: с октября 2022 года по апрель 2023 года.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении охарактеризована актуальность, объект, предмет, цель, задачи и значимость исследования, сформулирована основная гипотеза исследования.

В первой главе рассмотрены исследования психологов и педагогов, проведенные в отечественной психологии по теме работы, осуществляется теоретико-методологический анализ методик изучения креативности.

Во второй главе представлены результаты проведенного эмпирического исследования и их интерпретация.

Были апробированы следующие методики:

«Творческий Потенциал Личности» (ТПЛ)/ Creative Personality-Potential Composite (CP-PC). Автор: О. Шепард (2019);

«Самооценка Творческих Характеристик Личности» (СТХЛ) из батареи тестов Вильямса/Creativity Assessment Packet (CAP). Автор: Ф. Вильямс (1980) в адаптации Туник Е. Е.;

«Тест-Опросник Креативности Джонсона» (ТОКД). Автор: Д. Джонсон (1973) в адаптации Туник Е. Е.;

Опросник «Личностной Тревожности» (ЛТ) Автор: А. М. Прихожан (1983);

Результаты используемых методик (количественные данные приводятся в таблицах и графиках) сопоставляются (обобщаются), анализируются и интерпретируются.

В заключении работы подводятся итоги исследования. Мы выполнили поставленные задачи исследования. Выдвинутая гипотеза подтвердилась: русскоязычный вариант методики изучения креативности «Творческий Потенциал Личности» может применяться для измерения уровня развития креативности как личностной характеристики в старшем подростковом возрасте.

Выводы:

Внутренняя валидность. Высокий коэффициент Альфа Кронбаха показал, что тест «Творческий Потенциал Личности» однороден, он составил 0,821. Можно утверждать, что внутренняя валидность удовлетворительна.

Внешняя валидность. Получены следующие свидетельства в пользу внешней валидности:

1) Тест ТПЛ коррелирует с «Тестом-Опросником Креативности Джонсона». Был вычислен коэффициент корреляции между тестами ТПЛ и ТОКД Пирсона r = 0,714; он является статистически значимым и характеризует корреляцию высокой силы.

2) Корреляция между данными теста ТПЛ и тестом «Самооценка Творческих Характеристик Личности» составила 0,465, коэффициент является статистически значимым и характеризует корреляцию умеренной силы. Результат удовлетворителен, но нужно больше исследований в этом направлении.

И в конечном итоге, можно сделать вывод, что результаты апробации показали, что методика «Творческий Потенциал Личности» является эффективным инструментом для изучения креативности у подростков.

Адаптированная методика «Творческий Потенциал Личности» рекомендуется школьным психологам, родителям и психотерапевтам в практической деятельности при работе с детьми в возрасте 14–17 лет для оценки креативности или для самостоятельных занятий.

Литература:

  1. Cramond, B. Appendix. Choosing a creativity assessment that is fit for purpose. Assessing Creativity: A palette of possibilities. — Georgia [Электронный ресурс], 2020. — URL: https://cms.learningthroughplay.com/media/ynrbfpi4/appendix_assessingcreativity_pdf.pdf (дата обращения: 15.04.2023)
  2. Guilford, J. P. New Standards For Test Evaluation. Educational and Psychological Measurement, 6(4), 1946. p. 427–438. https://doi.org/10.1177/001316444600600401
  3. Shepard A. Development and validation of a new measurement tool to identify creative potential. A Dissertation Submitted to the Graduate Faculty of The University of Georgia in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Doctor Of Philosophy. — Athens, Georgia, 2019. — 251 p.
  4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — Москва: Academa, 2002 — с.71–107, 320 с.
  5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
  6. Холодная М. А. Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности как ресурсный фактор интеллектуального развития // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: материалы третьего международного симпозиума /Под ред. М. А. Холодной, Г. В. Ожигановой. М., 2016. С. 26–32
  7. Шумакова Н. Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. C. 8–16. doi: 10.17759/jmfp.2021100401 (дата обращения: 19.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): личностная характеристика, апробация новой, внешняя валидность, зарубежная методика изучения креативности, методика изучения креативности, тест, внутренняя валидность, практическая деятельность, русский язык, старший подростковый возраст.


Похожие статьи

Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема

Существует множество концепций и подходов к проблеме изучения креативности

– отсутствие внешней и внутренней оценочной стимуляции

По мнению Н. В. Хазратовой, тест представляется как методика, в которой испытуемому дается возможность выразить себя в нестандартной ситуации или деле.

Среди них Гоу выделил шкалу личностной креативности.

Сравнительный анализ профориентационных методик

...смешаны; также этот опросник до сих пор не имеет никаких данных о валидности.

Методика напоминает увлекательную игру, где необходимо ответить на 20 вопросов (по 10 в двух частях теста) и

Достоинства: легко доступен в сети; оригинально составлен; интересно проходить тест

Сам опросник состоит из 78 утверждений о различных видах деятельности, на которые...

Формирование креативности личности школьника

* креативность развертывается в процессе субъект - субъектного взаимодействия

Эти характеристики логически вытекают из рассмотрения креативности как реализации

одаренности способствует проявлению креативности как личностной характеристики [10].

8. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии.

Креативность как основа инновационной педагогической...

...направление в изучении креативности — выявление личностных качеств, с которыми она связана.

Гилфорд определяет креативность как совокупность личностных характеристик

Ф.Баррон и Д.Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности с 1970 по 1980 г

Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения.

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

В статье описано исследование интеллекта и креативности в юношеском возрасте.

анализ основных подходов к изучению видов интеллекта и креативности в зарубежной и отечественной психологии.

Методика изучения экспрессии П. Экмана (диагностика EQ), ‒ Тест креативности Е. Торренса (диагностика невербальной креативности)

Тесты интеллекта в диагностической практике психолога

Новый шаг в его развитии был сделан французским врачом Альфредом Бине (1857–1911), создателем

Тест направлен на определение интегрального показателя общих умственных способностей.

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления.

Основные термины (генерируются автоматически): ассоциативный тест, методика, вариант ответа.

Взаимосвязь между креативностью и уровнем тревожности...

 В данной статье авторами рассматривается взаимосвязь между креативностью и уровнем

Несмотря на то что накоплен большой и содержательный материал по изучению креативности, который дал

Данный возраст был выбран нами не случайно, т. к. подростковый возраст является

В качестве методик для исследования нами были выбраны следующие методики

Определение понятия «креативность» в научной литературе

Креативность присутствует в большей или меньшей мере в любом человеке.

Развитие креативности возможно через воспитание и в процессе деятельности, только после

Дальше мнения ученых расходятся: одни считают, что креативность — это характеристика

её начало в личностной сфере, третьи говорят о ней как о синтезе познавательного и личностного.

Особенности психодиагностики в профессиональном образовании

Симптоматический уровень проявляется в наиболее ярких внешних признаках или внешних

Симптоматический уровень основывается на изучении психологом социального проявления человека.

- тесты, определяющие готовность к школе, провотбора и профготовности

Этот метод открывает новые возможности в психодиагностических исследованиях.

Похожие статьи

Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема

Существует множество концепций и подходов к проблеме изучения креативности

– отсутствие внешней и внутренней оценочной стимуляции

По мнению Н. В. Хазратовой, тест представляется как методика, в которой испытуемому дается возможность выразить себя в нестандартной ситуации или деле.

Среди них Гоу выделил шкалу личностной креативности.

Сравнительный анализ профориентационных методик

...смешаны; также этот опросник до сих пор не имеет никаких данных о валидности.

Методика напоминает увлекательную игру, где необходимо ответить на 20 вопросов (по 10 в двух частях теста) и

Достоинства: легко доступен в сети; оригинально составлен; интересно проходить тест

Сам опросник состоит из 78 утверждений о различных видах деятельности, на которые...

Формирование креативности личности школьника

* креативность развертывается в процессе субъект - субъектного взаимодействия

Эти характеристики логически вытекают из рассмотрения креативности как реализации

одаренности способствует проявлению креативности как личностной характеристики [10].

8. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии.

Креативность как основа инновационной педагогической...

...направление в изучении креативности — выявление личностных качеств, с которыми она связана.

Гилфорд определяет креативность как совокупность личностных характеристик

Ф.Баррон и Д.Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности с 1970 по 1980 г

Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения.

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

В статье описано исследование интеллекта и креативности в юношеском возрасте.

анализ основных подходов к изучению видов интеллекта и креативности в зарубежной и отечественной психологии.

Методика изучения экспрессии П. Экмана (диагностика EQ), ‒ Тест креативности Е. Торренса (диагностика невербальной креативности)

Тесты интеллекта в диагностической практике психолога

Новый шаг в его развитии был сделан французским врачом Альфредом Бине (1857–1911), создателем

Тест направлен на определение интегрального показателя общих умственных способностей.

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления.

Основные термины (генерируются автоматически): ассоциативный тест, методика, вариант ответа.

Взаимосвязь между креативностью и уровнем тревожности...

 В данной статье авторами рассматривается взаимосвязь между креативностью и уровнем

Несмотря на то что накоплен большой и содержательный материал по изучению креативности, который дал

Данный возраст был выбран нами не случайно, т. к. подростковый возраст является

В качестве методик для исследования нами были выбраны следующие методики

Определение понятия «креативность» в научной литературе

Креативность присутствует в большей или меньшей мере в любом человеке.

Развитие креативности возможно через воспитание и в процессе деятельности, только после

Дальше мнения ученых расходятся: одни считают, что креативность — это характеристика

её начало в личностной сфере, третьи говорят о ней как о синтезе познавательного и личностного.

Особенности психодиагностики в профессиональном образовании

Симптоматический уровень проявляется в наиболее ярких внешних признаках или внешних

Симптоматический уровень основывается на изучении психологом социального проявления человека.

- тесты, определяющие готовность к школе, провотбора и профготовности

Этот метод открывает новые возможности в психодиагностических исследованиях.

Задать вопрос