Студийное движение в Крыму в 1920-1940 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №12 (47) декабрь 2012 г.

Статья просмотрена: 809 раз

Библиографическое описание:

Алексеева, Е. Н. Студийное движение в Крыму в 1920-1940 гг. / Е. Н. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 570-572. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5931/ (дата обращения: 19.04.2024).

Статья посвящена студийному движению в Крыму, как одному из важных факторов, повлиявшему на развитие профессионального образования и активизацию художественной жизни полуострова в 1920-1940 гг.

Ключевые слова: художественная студия, мастерская, образование, живопись, рисунок, пейзаж, художественная жизнь.


После установления советской власти, в Крыму, как и во всей стране, начинаются серьезные преобразования. Особое значение в новом историческом контексте приобретает студийное движение. Его деятельными участниками нередко становятся опытные художники, получившие образование в ведущих художественных школах России и Европы.

При Феодосийской картинной галерее в июне 1921 года были организованы художественно–творческие мастерские. В январе 1922 года начала работать художественная народная студия, мастерские – рисунка и живописи, пейзажной живописи и печатно-графическая с классами общего рисования, живописи, перспективы, истории искусств и пластической анатомии. Мастерскими и студией руководили художники К.Ф. Богаевский, М.А. Шаронов, Г.А. Магула, Е.Н. Святский, Н.И. Пискарёв и Н.И. Хрусталь. Лекции по искусству читал М. Волошин [1,С.211]. В студии обучались красноармейцы, дети рабочих и подмастерья плакатных мастерских, всего 17 человек. По словам Н.Барсамова, феодосийские мастерские со временем предполагалось реорганизовать в Крымский художественный техникум. После подготовки в студии многие ученики успешно выдерживали испытания в художественные училища и вузы. Таким образом, феодосийская картинная галерея в 20-е годы являлась весомым культурным и образовательным центром.

Важную роль в продолжение традиций художественного образования в Феодосии сыграл Николай Степанович Барсамов, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, художник, искусствовед. Ученик К. Коровина и С. Малютина, Барсамов переезжает в Феодосию и в 1923 году. назначается директором картинной галереи им. И.К. Айвазовского [2]. Наряду с искусствоведческой и творческой деятельностью Барсамов руководит созданной им студией, число учащихся которой доходит до 40 человек. Получив в ней азы художественного образования, многие выпускники поступали в художественные вузы и училища. П.К. Столяренко, С.Г. Мамчич, В.А. Соколов – талантливые представители феодосийской школы живописи, ученики Барсамова; В.А. Соколов брал уроки и у К.Ф. Богаевского. Этих художников объединяла личная дружба. С.Г. Мамчич и В.А. Соколов закончили Крымское художественное училище им Н.С. Самокиша и в своем творчестве, являясь последователями К.Ф. Богаевского, развивают традиции крымского романтического пейзажа.

Основными произведениями В.А. Соколова становятся синтезированные пейзажные композиции, в которых находит отклик древняя история Крыма. Мотивы современного города он раскрывает в дымке ушедших веков. Работы В.А. Соколова, такие как «Бахчисарай», «Утро» (обе – 1970 года) отличает сложность построения, композиционная уравновешенность, которая достигается тонкими цветовыми сочетаниями и акцентами.

С.Г. Мамчич с годами тоже приходит к обобщенным образам, сложной композиции. Пейзажи художника отличает усиленная контрастность колорита и декоративность. Ярким примером стиля уже сложившегося мастера является работа «Рыбачья гавань» (1964). Условность цветового решения придает полотну особую выразительную декоративность, которая, в свою очередь сообщает сюжетной линии пейзажа историческую глубину, уводит зрителя от прямых параллелей с современностью. Графическая выразительность в передаче ландшафта Восточного Крыма достигается художником путем применения высокой точки зрения на изображаемый мотив, резкостью тональных контрастов, что позволяет ему создать вневременной образ пейзажа. В работах С.Г. Мамчича прослеживается особое внимание к мотиву крымской земли, образу тверди как философской категории, что позволяет говорить об идейной связи его работ с наследием К.Ф. Богаевского [3].

После окончания гражданской войны с 1921 года происходит оживление культурной жизни Севастополя. При доме Флота была организована художественная студия для моряков красного флота и рабочих. Занятия проводил известный в городе живописец Юрий Иполитович Шпажинский, закончивший Академию художеств в 1903 году, участник выставок в Санкт-Петербургской Академии художеств, ТПХВ, САХ. Шпажинский - член и основатель Севастопольской ассоциации художников в 1923 году, ее председатель с 1924 года. Под его руководством были организованы первые выставки работ учеников студии.

Важную роль в формировании художественного образования в Севастополе сыграл Э.А. Штейнберг, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он обучался у выдающихся русских живописцев В.А. Серова и К.А. Коровина [4]. Как отмечает Т.В. Рыжова, московское училище позволило Штейнбергу раскрыть свой творческий потенциал, приобщая к поискам нового пластического языка. Атмосфера учебного заведения была пропитана продолжением творческих исканий, начатых импрессионистами и постимпрессионистами. В творчестве художника нашли свое выражение модерн и другие современные течения Франции, Германии и других европейских стран.

По мнению Т.В. Рыжовой, «занятия у таких замечательных педагогов, как В.А.Серов К.А. Коровин, очень много дали молодому живописцу, способствовали не только приобретению профессиональных знаний, но и вырабатывали нравственную стойкость, чистоту, широту взглядов» [4, С.5 ]. В 1905 году Штейнберг, исключенный из Училища за активное участие в студенческих волнениях, вместе с В.А. Фаворским, К.Н. Истоминым, Г.С. Верейским и другими уезжает в Мюнхен, где поступает в знаменитую частную академию профессора Шимона Холлоши. Вернувшись из Германии, Штейнберг в 1909 году завершает образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1909г. Штейнберг переезжает в Харьков и организовывает художественную студию, совместно с А. Гротом. Преподавателей и учеников тянуло к новой, как тогда говорили, “декадентской” живописи. Помимо педагогической деятельности, Штейнберг проявляет себя как интересный театральный художник, режиссер постановщик.

По состоянию здоровья Штейнберг был вынужден покинуть Харьков. В 1919 году художник переезжает в Ялту, художественная жизнь которой в 1917-20 гг. достигла своего апогея. Дирекцией народных училищ Таврической губернии Э.А. Штейнберг назначается преподавателем графических искусств в Ялтинское училище им. Н.В. Гоголя, а позднее, в 1920 году, одновременно становится заведующим Школой живописи и графики, организованной Художественным обществом Южного берега Крыма, где работает с художниками В. Суреньянцем, А. Орловым, В. Пятницким, В. Яновским.

Самые лучшие и плодотворные годы жизни и творчества Э.А. Штейнберга связаны с Севастополем: педагогическая работа, театр, путешествия по Крыму и большое количество картин, этюдов, рисунков. Здесь он преподавал изобразительное искусство в клубе Артиллерийской школы, в Школе морской авиации, Клубе им. П.П. Шмидта (Дом Красной Армии и Флота). Вел уроки в трудовых школах, в профессионально-технической школе. Особенно способных, талантливых учеников он отбирал в свою «Студию живописи и рисования» при Севастопольском отделе народного образования.

Как вспоминают современники, в среде воспитанников, Эдуард Антонович пользовался большим авторитетом. Как и Н.С. Самокиш, Эдуард Антонович советовал смотреть своим воспитанникам на окружающий мир, глазами художника, черпая вдохновение в многоцветии крымских базаров, в прекрасных заливах Чёрного моря, в величественной красоте крымских гор, в сутолоке южного порта, в неповторимом ритме парусников и рыбачьих лодок у причала.

Как отмечает Т.В. Рыжова, «атмосфера студии художника была пропитана свободным творчеством, не терпящим условных рамок и ограничений» [4, С.6 ]. Помимо учеников, студию посещали его коллеги (Ю. Шпажинский, Н. С. Самокиш, М. Крошечкин-Крошицкий). Они обменивались мнением, критиковали, спорили о вновь созданных работах. Помимо педагогической деятельности, Эдуард Антонович много писал. Выезжая на этюды в различные уголки Крыма, он старался запечатлеть средневековые татарские улочки, пещерные города, довоенный Севастополь. В 20-х годах входил в Ассоциацию революционного искусства Украины, (АРМУ) являлся членом художественного общества им. К. Костанди. Его картины появлялись на выставках в Харькове, Симферополе, Севастополе рядом с работами К. Богаевского и Ю. Шпажинского, Н. Самокиша, Н. Барсамова, М. Крошицкого, А. Гауша, В. Фаворского, М. Волошина. Таким образом, приехав в Крым сформировавшимся художником и педагогом, Э.А. Штейнберг в значительной степени способствовал формированию художественного образования в Ялте и Севастополе.

Выдающуюся роль в художественной жизни Крыма сыграл художник, непревзойденный мастер акварельной живописи В.К. Яновский (1876 - 1966). Он проявил себя не только как художник, но и как талантливый педагог, деятельность которого способствовала становлению художественного образования в Ялте и Бахчисарае. Выпускник Петербургской Академии художеств, в начале XX века он жил и работал в г. Ялте, а с 1924 года по приглашению известного деятеля крымско-татарской культуры и искусства, художника, директора Бахчисарайского дворца-музея Усеина Боданинского был приглашен на работу в кустарно-промышленный техникум, который открылся в г. Бахчисарае. Яновский в тот период был одним из лучших художников-акварелистов. Как отмечала Э.Я. Черкезова, «он в совершенстве владел языком крымских татар, понимал и любил их культуру и искусство» [43, с. ].

Период с 1923 по 1928 год в искусстве крымских татар получил название «татарский ренессанс». Это явление в целом обогатило культуру Крыма. В частности, был основан Педагогический институт «Исмаил-бей Гаспринский», художественная школа (впоследствии техникум Huner ve Sanayi mektebi). Их открытие произошло одновременно с началом работы национального музея в Бахчисарае. В изобразительном искусстве крымских татар начинается возрождение традиционных видов декоративно-прикладного искусства и формирование профессиональной живописи и графики [7].

Э.Я. Черкезова указывала на особую значимость деятельности В.К. Яновского для развития культуры полуострова: «он внес свой определённый вклад в возрождение крымско-татарской культуры и искусства, занимаясь преподавательской деятельностью в кустарно-промышленном техникуме, где учил студентов основам изобразительного искусства, в частности акварели и живописи» [5, С.69 ]. В.К. Яновский также преподавал в общеобразовательных школах Бахчисарая, изостудиях и других учебных заведениях. Его современники оставили воспоминания о нем в письмах и публикациях, которые представляют большую ценность. Воспоминания учеников о В.К. Яновском, дают основания полагать, что, будучи прекрасным акварелистом, он состоялся и как настоящий педагог. Сохранившиеся воспоминания освещают период с 1920 по 1930-е годы.

Лучшим учеником В.К. Яновского считается крымско-татарский художник Амет Устаев (1909 - 1990). Его акварели, «Архитектурный пейзаж» (1940), «Горная речка» (1940) и некоторые другие, чудом сохранившиеся после войны, в настоящее время находятся в Симферопольском художественном музее, в Республиканском крымско-татарском музее искусств, а также в частных коллекциях.

В 1923 году одним из крупных центров художественной жизни Крыма становится Севастополь. По инициативе Я. Бирзгала образуется севастопольская ассоциация художников, в которую вошли Ю. Шпажинский, Н. Самокиш, М. Крошечкин-Крошицкий. Ассоциация в течение ряда лет устраивала лекции, диспуты по вопросам искусства, ежегодные выставки [7].

Таким образом, расширение студийного движения в Украине в начале ХХ века сыграло весьма полезную роль и позже, в частности в Крыму, что показывает деятельность студий в 1920-1930-е годы. Их деятельность оказывала содействие повышению общего культурного уровня населения, раскрывала возможность получения начального художественного образования, консолидировала художественные силы региона, в определенной степени оказывала содействие формированию художественных коллекций. В студиях применялась более прогрессивная методика преподавания, с использованием опыта западноевропейских художественных школ, искусства модерна и импрессионизма. Так как многие преподаватели обладали широким кругозором и получили не только классическое образование в Академиях художеств, но и посещали частные студии и Академии в Париже, Мюнхене и др. В результате обучения в студиях, многие ученики испытывали влияние импрессионизма и других современных течений.

Студийная работа, проводившаяся в 20-е годы, известными художниками – педагогами Н.Самокишем, Медведовским, Шрейдером, Э.Штенбергом и другими – в дальнейшем способствовала организации профессиональных учебных заведений.


Литература:

  1. Барсамов Н. С. 45 лет в галерее Айвазовского / Н. С. Барсамов.– Симферополь: Крым, 1971.– 256 с.: 17 л. ил.

  2. Барсамов Н. С. Выставка картин Н. С. Барсамова приуроченная к 35- летию творческой, музейной и художественной деятельности в Крыму / Н. С. Барсамов. – Феодосия, 1958.– 10 с.:25 л. ил.

  3. Мамчич С. Г. Степан Гаврилович Мамчич 1924-1974: каталог выставки / С. Г. Мамчич.– Симферополь, 1976.– 39с.: ил.

  4. Штейнберг Эдуард Антонович. Каталог выставки /Автор и сост. Т.В. Рыжова. – Севастополь: изд-во «Флаг Родины», 1992. – 20 с.: ил.

  5. Черкезова Э. Я. Крымскотатарское изобразительное искусство довоенного периода (1917-1944 гг.) / Э. Я. Черкезова // Шестые крымские искусствоведческие чтения: респ. науч.-практ. конф.: материалы.– Симферополь, 2001.– С. 67-72.

  6. Полканов А.И. Художественная жизнь Севастополя в годы 1920 – 1941 // Архив А.И. Полканова. – Р – 3814, оп. 1, дело 82, л.7.

  7. Полканов А. Очерки художественной жизни Крыма / А. И. Полканов // Литература и искусство Крыма.– 1936.– №2.– С. 144-149.

Основные термины (генерируются автоматически): Крым, художественное образование, Бахчисарай, Севастополь, ялта, изобразительное искусство, искусство, Московское училище живописи, студийное движение, студия, Харьков, художественная студия, художник.


Ключевые слова

художественная студия, мастерская, образование, живопись, рисунок, пейзаж, художественная жизнь

Похожие статьи

Ведущие центры керамического производства в Крыму

керамическое производство, традиционная культура, Крым, керамика, художественный язык, современное декоративно-прикладное искусство.

Студийное движение в Крыму в 1920-1940 гг.

Развитие художественного образования в области народного...

художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, изобразительное искусство, детская художественная...

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского как результат совместного поиска НИИ художественного образования, союза художников СССР и многолетнего эксперимент впервые включила в перечень основных...

Взаимосвязь инновационных процессов в искусстве...

художественное образование, изобразительное искусство, искусство, инновация, традиция, взгляд, художественная педагогика, масляная живопись, академическая школа, человеческое бытие.

Роль полевой практики в формировании будущих учителей...

Освоение любого предмета искусства (живописи, графики,) должно основываться на приобщении студентов к фундаментальным

Изучение истории искусства, художественного наследия выдающихся мастеров очень важно для учителя изобразительного искусства.

Актуальность традиционных художественных техник на примере...

пастель, изобразительное искусство, художник, Серов, художественный материал, художественное образование, графический материал, живописное произведение, колористическое богатство, творческая свобода.

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

Основные термины (генерируются автоматически): век, время, изобразительное искусство, искусство, искусство Узбекистана, монументальная живопись, произведение, Узбекистан.

Искусство, расписанное каплей. Искусство художественного письма.

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество, культура, общеобразовательная школа.

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, бумагопластика, многоуровневая аппликация.

Похожие статьи

Ведущие центры керамического производства в Крыму

керамическое производство, традиционная культура, Крым, керамика, художественный язык, современное декоративно-прикладное искусство.

Студийное движение в Крыму в 1920-1940 гг.

Развитие художественного образования в области народного...

художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, изобразительное искусство, детская художественная...

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского как результат совместного поиска НИИ художественного образования, союза художников СССР и многолетнего эксперимент впервые включила в перечень основных...

Взаимосвязь инновационных процессов в искусстве...

художественное образование, изобразительное искусство, искусство, инновация, традиция, взгляд, художественная педагогика, масляная живопись, академическая школа, человеческое бытие.

Роль полевой практики в формировании будущих учителей...

Освоение любого предмета искусства (живописи, графики,) должно основываться на приобщении студентов к фундаментальным

Изучение истории искусства, художественного наследия выдающихся мастеров очень важно для учителя изобразительного искусства.

Актуальность традиционных художественных техник на примере...

пастель, изобразительное искусство, художник, Серов, художественный материал, художественное образование, графический материал, живописное произведение, колористическое богатство, творческая свобода.

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

Основные термины (генерируются автоматически): век, время, изобразительное искусство, искусство, искусство Узбекистана, монументальная живопись, произведение, Узбекистан.

Искусство, расписанное каплей. Искусство художественного письма.

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество, культура, общеобразовательная школа.

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, бумагопластика, многоуровневая аппликация.

Задать вопрос