Способы использования публицистических текстов на уроке английского языка в старшей школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 27.03.2023

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Шустова, Е. Р. Способы использования публицистических текстов на уроке английского языка в старшей школе / Е. Р. Шустова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101049/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье автор рассматривает приемы использования текстов статей британской прессы на уроке английского языка в старшей школе с целью развития умений в различных видах деятельности (чтение, письмо, устная речь) старшеклассников, а также предлагает несколько примеров заданий, которые можно использовать при построении уроков английского языка на старшей ступени.

Ключевые слова: английский язык, старшая школа, публицистический текст.

Изучение английского языка представляет особую ценность для современных старшеклассников как молодых людей, устремленных в будущее, для которых первостепенной задачей становится подготовка к личностному и профессиональному самоопределению. Высокоразвитые умения устной речи, чтения и письма на английском языке рассматриваются здесь инструмент «диалога культур» и как средство доступа к первоклассным мировым практикам в любой сфере деятельности. В процессе работы со старшеклассниками на практике нам удалось в этом убедиться — английский особо интересен обучающимся, которые планируют в будущем развиваться в сфере медицины, программирования, журналистики и т. д.

На помощь в вышепоставленных целях успешно приходят публицистические тексты, благодаря их многогранности, современности и относительной простоте, но в то же время актуальности с точки зрения языкового оформления — здесь встречаются именно те языковые средства, которые действительно употребляются носителями языка в настоящее время. Е. А. Слободенюк отмечает, что публицистические тексты являются качественным информационным ресурсом, где ученики могут получить информацию страноведческого характера, а также подробности развития социально-культурного и политико-экономического строя страны изучаемого языка [2, с. 5].

Актуальность данного исследования, помимо всего вышеперечисленного, подкрепляет тот факт, что в современных УМК, используемых в общеобразовательных школах, в недостаточной мере представлены задания, предусматривающие работу с публицистическими текстами, соответственно, принимая во внимание их потенциал, учителям нужно уметь самим внедрять данный материал в образовательный процесс.

Текст представляет собой одну из возможных опор при развитии и совершенствовании речевых умений на уроке английского языка. Однако, чтобы работа с текстом была действенна, она должна быть построена в соответствии с методическими принципами. Наиболее высокоэффективна на уроке английского языка методика работы с публицистическими текстами, способствующая развитию у обучающихся коммуникативной компетенции. Эта методика предполагает наличие трех этапов работы с текстом: дотекстовый (before reading), текстовый (while reading) и послетекстовый (after reading). Рассмотрим каждый из них подробнее.

На дотекстовом этапе проводится подготовка к чтению — ознакомление с тематикой текста и его языковыми и лингвострановедческими особенностями, моделирование имеющихся фоновых знаний, снятие языковых и смысловых трудностей, выработка «стратегии понимания», овладение языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования. Многие учителя пропускают данный этап, переходя, непосредственно к чтению текста, однако это не является методически верным. Согласно Н. Н. Светловской, важной составляющей работы с текстом является формирование у учеников умения и привычки думать над текстом до чтения, прогнозировать тему, содержание текста, а также опираться при анализе текста на внетекстовую информацию — систему заголовка и подзаголовка текста [1, с. 62].

На дотекстовом этапе можно предложить обучающимся предположить, о чем пойдет речь в тексте на основе заголовка, выбранных ключевых слов, просмотра видео на смежную тему, а также ответить на вопросы, связанные с тематикой подлежащего чтению текста. Помимо этого, следует разобрать лексические единицы и грамматические структуры, которые могут быть не знакомы учащимся.

Непосредственно текстовый этап дает обучающимся возможность познакомиться с содержанием текста, проникнуть в его смысл, переработать полученную информацию в процессе чтения. Как правило, в заданиях этого этапа предоставляются определенные коммуникативные установки, в которых содержатся указания на тип чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее), определяется необходимость решения конкретных коммуникативно-познавательных задач в его процессе. В старшем школьном возрасте при развитии умений чтения акцент делается именно на детальное понимание содержания текста, ведь прочитанную информацию, в условиях реальной жизненной ситуации, а не только на уроке в школе, старшеклассникам в последствии будет необходимо применить в своих целях. Поэтому особое внимание стоит уделить совершенствованию умений изучающего чтения. К отбору текстов для этой цели нужно отнестись ответственно, ведь для успешного детального понимания смысла текста процент незнакомой лексики не должен превышать 5–7 %.

На текстовом этапе работы с публицистическим текстом могут фигурировать следующие типы заданий: ответы на вопросы к тексту, множественный выбор, True/False/Not Stated, Text Completion (заполнение пропуски в тексте — выбрать подходящее по смыслу слово/предложение/высказывание из предложенных), подбор заголовков ко всему тексту или частям текста, расположение событий в нужной последовательности и т. д.

На послетекстовом этапе текст выступает как средство развития продуктивных умений, а именно говорить и писать на иностранном языке. Основная цель послетекстового этапа — использовать ситуацию текста в качестве языковой, содержательной опоры для «выхода в речь».

На послетекстовом этапе работы с публицистическим текстом есть возможность выбрать из большого количества различных заданий, которые могут быть выполнены в устной или письменной форме, на усмотрение учителя или в зависимости от целей конкретного урока: согласиться/не согласиться с предложенными утверждениями/положениями с обоснованием своей позиции (в контексте развития письменной речи — написать эссе, сочинение и т. п.); прокомментировать проблемы, поднятые автором текста на основе собственного опыта, знаний и т. д.; дополнить информацию, изложенную в тексте, новыми идеями; составить аннотацию/рецензию к тексту с выражением собственного отношения к нему; написать письмо (личного/делового характера) на основе прочитанного и т. п.

При подборе текстов для использования на уроке английского языка следует принимать во внимание не только их сложность, но и релевантность для старшеклассников. Тексты должны быть им интересны и полезны в то же время, при чтении они должны понимать, что информация, которую они получат при прочтении того или иного текста будет им нужна, и, более того, ее можно будет применить на практике. Соответственно, ориентироваться здесь нужно на события настоящего или же будущего.

Чтобы проиллюстрировать вышеизложенное, мы предлагаем разработки упражнений для всех этапов работы с текстом на основе двух статей.

1. Four common resume mistakes to avoid, according to experts

Before Reading:

  1. Answer the questions:

What is a CV? When do you need a CV or a resume? What is your dream job? Do you think it’s important to have a proper CV to get a good job?

  1. Choose the pieces of information that you think one should include in a CV: previous work experience, age, how many brothers/sisters you have, favourite TV-show, what you look like, your plans for the future, GCSEs/qualifications, languages you speak, personal qualities, skills, what pets you have, countries you’ve visited, sports you’re good at.

While Reading:

  1. Read the article and say whether these statements are true (T), false (F) or not stated (NS).

1) Nowadays, all you need to get a good job is a perfect resume.

2) It’s vital that you don’t lie on your CV.

3) Under no circumstances should you include a picture on your CV.

4) Career objective is a popular resume feature these days.

5) Career summary and career objective are two different things.

6) Employers don’t care about what a candidate wants; they care about the problems that the candidate can solve for their company.

7) References are written by people.

8) The more skills you include into your resume — the better.

After reading:

  1. Write your own CV. Remember to avoid mistakes mentioned in the article. Use the following structure: 1) Personal details (name, address, telephone, date of birth, nationality), 2) Education (qualifications, languages), 3) Previous work experience (if any), 4) Personal qualities and skills.

2. Studying effectively to ensure exam success, 4 ways how

Before reading:

  1. Watch a video and try to guess, what problems will be raised in the article. https://cdn.jwplayer.com/previews/y3Lpjhbl
  2. Make sure you know the meaning of the following words and phrases: to cram, cognitive, to get the best of something, to space the studying out, fragile, reap the fruits of your labour, to pay off, ultimately.

While reading:

  1. Answer the questions:

1) Which mistakes do students make when revising for exams, mentioned in the articles? What are the outcomes of these mistakes?

2) What are the strategies for better exam preparation, suggested by Tom Stafford?

3) Why is recalling full details more useful than just relying on recognition?

4) What makes cramming ineffective? What alternative is better and why?

5) Why does Stafford recommend you concentrate on your weaker areas during preparation?

After reading:

  1. In pairs, brainstorm the best ideas for successful exam preparation and make a list of tips for your classmates. You can include your own strategies and those mentioned in the article. Prove your point with examples.

Таким образом, существует большое количество вариантов использования публицистического текста в старшей школе на уроке английского языка, однако, оно было продуктивным, необходимо ответственно отнестись к подбору материала и организации учебного процесса.

Литература:

1. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 2-е изд., перераб.

2. Слободенюк Е. А., Плисов Е. В. Вербальная репрезентация образа политика в медиадискурсе: концептуальный анализ: монография. — Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. — 184 с.

3. Ali, A. Studying effectively to ensure exam success, 4 ways how [Электронный ресурс] // The Independent. — 2016. May 10. URL: https://www.independent.co.uk/student/student-life/studies/revision-tips-studying-effectively-to-ensure-exam-success-a7022721.html

4. Ritschel, C. Four common resume mistakes to avoid, according to experts [Электронный ресурс] // The Independent. — 2018. Oct. 17. URL: https://www.independent.co.uk/life-style/cv-advice-mistakes-tips-resume-template-apply-job-photo-objectives-skills-a8588521.html

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, текст, публицистический текст, старшая школа, содержание текста, старшеклассник, урок, устная речь, чтение текста, этап работы.


Похожие статьи

Обучение устной иноязычной речи на основе аутентичных...

Здесь, мы считаем уместным, дать объяснение понятию «аутентичный текст».

Ключевые слова: иностранный язык, диалогическая речь, старший этап обучения, знания, умения, навыки, подход, коммуникативный.

Обучение чтению текстов на занятиях по иностранному языку.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка. иностранный язык, учащийся, учитель...

Методика расширения словарного запаса английского языка...

Все вышесказанное обусловливает актуальность данной работы. Целью данного исследования является выявление и разработка методик для расширения словарного запаса английского языка у старшеклассников посредством рекламных текстов на старшем этапе обучения.

Использование аутентичных публицистических текстов на тему...

В статье автор рассматривает чтение аутентичных текстов на уроках английского языка как способ формирования экологических текстов у старшеклассников, предлагает систему заданий к тексту на тему экологии из англоязычного интернет-журнала.

Современный подход к образованию. Новые требования к текстам...

Новые требования к текстам при обучении чтению на уроках английского языка.

Однако на старшем этапе для обучения отбираются аутентичные тексты, т. е. тексты сохраняющие

3. Фрумкина Р. М. Вероятность элементов текста и речевое поведение. — М: Наука, 1971.

Новые требования к текстам... текст, иностранный язык, чтение, этап обучения, обучение, учащийся...

Работа с учебными текстами на уроке иностранного языка...

Однако, краткое содержание такого текста, как рассказ или содержание фильма можно кратко разместить в графической

Информация из текста может быть представлена в виде кластера (гроздь), где центр — это тема, а ответвления — детализация.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка.

Обучение чтению текстов на занятиях по иностранному языку.

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи.

На каждом этапе материал должен быть прочно усвоен, чтобы можно было двигаться дальше.

· обеспечить как можно более насыщенную языковую среду на уроках иностранного языка

3 класс: Учебник английского языка для начальной школы [Текст] / М.З. Биболетова.

Применение современных образовательных технологий на уроках...

Обучающиеся читают текст, выделяют основное содержание текста, готовят «шпаргалки» (опорный материал в виде: рисунков, схем, условных обозначений).

Учащиеся знакомятся с текстом, далее учитель распределяет роли в соответствии с содержанием текста.

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

 Обучение иностранному языку в школе в современное время все больше ориентировано на развитие практических коммуникативных навыков, т. е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение), так и понимание речи на слух.

Способы активизации устной речи учащихся на уроке...

2) введение аутентичных текстов (учебных материалов) в учебную ситуацию

Таким образом, процент устной речи учащихся вырос с 15 % до 40 % благодаря

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь...

Обучение диалогической речи на уроках английского языка.

Похожие статьи

Обучение устной иноязычной речи на основе аутентичных...

Здесь, мы считаем уместным, дать объяснение понятию «аутентичный текст».

Ключевые слова: иностранный язык, диалогическая речь, старший этап обучения, знания, умения, навыки, подход, коммуникативный.

Обучение чтению текстов на занятиях по иностранному языку.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка. иностранный язык, учащийся, учитель...

Методика расширения словарного запаса английского языка...

Все вышесказанное обусловливает актуальность данной работы. Целью данного исследования является выявление и разработка методик для расширения словарного запаса английского языка у старшеклассников посредством рекламных текстов на старшем этапе обучения.

Использование аутентичных публицистических текстов на тему...

В статье автор рассматривает чтение аутентичных текстов на уроках английского языка как способ формирования экологических текстов у старшеклассников, предлагает систему заданий к тексту на тему экологии из англоязычного интернет-журнала.

Современный подход к образованию. Новые требования к текстам...

Новые требования к текстам при обучении чтению на уроках английского языка.

Однако на старшем этапе для обучения отбираются аутентичные тексты, т. е. тексты сохраняющие

3. Фрумкина Р. М. Вероятность элементов текста и речевое поведение. — М: Наука, 1971.

Новые требования к текстам... текст, иностранный язык, чтение, этап обучения, обучение, учащийся...

Работа с учебными текстами на уроке иностранного языка...

Однако, краткое содержание такого текста, как рассказ или содержание фильма можно кратко разместить в графической

Информация из текста может быть представлена в виде кластера (гроздь), где центр — это тема, а ответвления — детализация.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка.

Обучение чтению текстов на занятиях по иностранному языку.

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи.

На каждом этапе материал должен быть прочно усвоен, чтобы можно было двигаться дальше.

· обеспечить как можно более насыщенную языковую среду на уроках иностранного языка

3 класс: Учебник английского языка для начальной школы [Текст] / М.З. Биболетова.

Применение современных образовательных технологий на уроках...

Обучающиеся читают текст, выделяют основное содержание текста, готовят «шпаргалки» (опорный материал в виде: рисунков, схем, условных обозначений).

Учащиеся знакомятся с текстом, далее учитель распределяет роли в соответствии с содержанием текста.

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

 Обучение иностранному языку в школе в современное время все больше ориентировано на развитие практических коммуникативных навыков, т. е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение), так и понимание речи на слух.

Способы активизации устной речи учащихся на уроке...

2) введение аутентичных текстов (учебных материалов) в учебную ситуацию

Таким образом, процент устной речи учащихся вырос с 15 % до 40 % благодаря

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь...

Обучение диалогической речи на уроках английского языка.

Задать вопрос