Этос купца | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богомолова, Е. С. Этос купца / Е. С. Богомолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 225-230. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5694/ (дата обращения: 19.04.2024).

Цель данной статьи – ответить на следующие вопросы: каким был социокультурный облик русского купечества, в чем заключались причины его развития, был ли у него предпринимательский потенциал и какую роль купечество сыграло в становлении предпринимательства.

В дореволюционной России только купечество оказалось наиболее подготовленным, экономически активным и предприимчивым сословием для ведения предпринимательской деятельности. Купец «на протяжении XVIII и XIX вв. являлся олицетворением предпринимателя» [1, с. 29]. В данном сословии следует искать истоки российского предпринимательства. Исследование культуры купечества углубит понимание тенденций современной экономической сферы жизни, в частности предпринимательства.

Развитие торгово-промышленных отношений

Купцы появились еще в древней Руси. Первые упоминания о них относятся к IX в. Со словом «купец» связывали и продавца, и торговые корабли, и даже покупателя. Развитие купечества обусловлено развитием торговли. Первые русские князья были не только воинами, но и торговцами. Во времена Киевской Руси обособленного торгово-промышленного класса не существовало.

Князь с дружиной ездил на «полюдье» для сбора дани с подвластных Киеву племен. Часть дани распределялась между дружинниками. По мнению В.Б. Перхавко, решающую роль в появлении торговцев-профессионалов сыграла потребность в сбыте излишков дани и возможность приобрести не производившиеся тогда на Руси предметы роскоши и монетное серебро [2, с. 30]. В последнем племенная и военно-дружинная знать нуждалась особенно. Именно в ее руках «скоплялись, благодаря торговле, большие богатства» [3, с. 8]. Некоторые из дружинников стали профессиональными купцами.

Изначально, в IX – X вв., торговля велась далеко за пределами Руси, с соседними странами. С XI в. она активно формирует внутренний рынок и оказывает влияние на развитие государства. Именно торговля нередко становилась причиной создания городов. Города строились вдоль рек, которые являлись основными торговыми путями. Самый известный из них – путь «из варяг в греки». В XIII в., после создания царства Ордынского, вся Русь покрывается сетью военных дорог, объединивших Русь с системой международной сухопутной торговли – «великим шелковым путем». Под купцом все чаще понимают человека, профессионально занимающегося торговлей. Купец становится основным посредником между производителем и потребителем какого-либо товара, или между производителями разных товаров. Наиболее крупных купцов величают «гостями». Постепенно торговля становится способом сбыта продукции ремесла, охоты, земледелия и скотоводства. Ряды купцов пополняются выходцами из ремесленной среды.

С XVII в. в России распространяется мануфактурное производство: ремёсла уступают место промышленности, мелкие предприятия ‒ заводам и т.д. В ХVIII в. наблюдается развитие рыночных отношений, и в конце века купцов выделяют в отдельное полупривилегированное сословие. Купечество – «это исторически сложившаяся профессионально-социальная группа, отличавшаяся от других социумов российского общества по роду занятий и общественному статусу» [4, с. 7]. Слово «Купец» стало обозначать приверженность человека к этому сословию.

В литературе можно встретить некоторые тождественные термины. Например, купцов называли «третьим сословием», так как купечество стояло после дворянства и духовенства. Термин «торговое сословие» применялся к купцам, так как только им были предоставлены наиболее широкие права на ведение торговой деятельности.

Но торговля не была обязательным условием принадлежности к купечеству. Купцы также занимались промышленностью, владели фабриками и заводами. Из 16354 купеческих дворов исключительно торговлей занимались всего 6894 двора, то есть около 40% [5, с. 56]. Поэтому к купцам также применим термин «торгово-промышленное сословие».

Существует также понятие «временные купцы». Ими назывались представители разных сословий, которые приобретали торговые права, но оставались причисленными к своему сословию.

Итак, купечество активно развивалось с развитием российского государства и к ХVIII в. преобразовалось в целое сословие. К крупнейшим российским купцам относятся: А.Ф. Второв, А.М. Сибиряков, Г.Г. Солодовников, Г.И. Шелихов, П.И.Губонин, И.Л. Медведников и многие другие. Также можно выделить целые династии купцов: Морозовы, Рябушинские и другие.

Межсословные отношения

Отношение крестьянства к купечеству. Помимо хозяйственной деятельности на главу крестьянской семьи ложись и другие обязанности. Необходимо было как-то купить то, что нельзя было произвести собственными силами. Для этого крестьянин либо продавал излишки своей продукции, либо использовал деньги, заработанные другим способом (например, извозом). «В одной крестьянской семье, в одной «семейной корпорации» нередко объединялись такие различные фигуры, как мелкий более или менее самостоятельный землевладелец и ремесленник, наемный работник, предприниматель, эксплуатирующий чужой труд. Даже, более того, порой бывало так, что эти разные социальные состояния совмещались в одном крестьянине» [6, с. 73-74]. Это иллюстрирует наличие врожденных предпринимательских качеств в крестьянском сословии. Кроме того, ведение крестьянского хозяйства схоже по своим функциям с предпринимательской деятельностью: эффективная организация труда, координация и контроль работников, оперативное принятие решений, ответственность за них и т.д.

По мнению А.В. Павловской, «именно крестьянство стало основным поставщиком русских предпринимателей в XIX в.» [7, с. 270]. Изучение истоков династий крупнейших предпринимателей дореволюционной России свидетельствует о том, что они преимущественно были выходцами из крепостных крестьян: Морозовы, Солдатенковы, Ушаковы и другие.

Получается, что купцы вышли из народной среды, но, в отличие от крестьян, жили как-то по-другому – богаче, свободнее. Естественно, крестьяне не могли это воспринимать спокойно. Также они не без оснований считали, что купцы их обманывают: покупают задёшево, а продают втридорога. У крестьян не было ни времени, ни средств для выбора более выгодного для себя покупателя. «Экономические предпосылки ограбления городскими торговцами крестьян усиливались бесправностью сельских жителей. Приехав со своей поклажей в город, они попадали в руки беззастенчивых городских купцов и их агентов» [8, с. 95]. Особенно это было характерно для провинциальных районов России, экономически более отсталых по сравнению с центральными городами.

Отношение дворянства к купечеству. Со временем, богатевшее купечество приобретало большее значение в общественной жизни России, вытесняло дворянство с его традиционных позиций и даже заселяло родословные имения. «Тогда еще Большая Дмитровка была сплошь дворянской: Долгорукие, Долгоруковы, Голицыны, Урусовы, Горчаковы, Салтыковы, Шаховские, Щербатовы, Мятлевы… Только позднее дворцы стали переходить в руки купечества, и на грани настоящего и прошлого веков исчезли с фронтов дворянские гербы, появились на стенах вывески новых домовладельцев: Солодовниковы, Голофтеевы, Цыплаковы, Шелапутины, Хлудовы, Обидины, Ляпины…» [9, с. 108]. Подтверждение этому процессу мы находим и в труде А.П. Корелина: «разбогатевшие купцы, заводчики, фабриканты – все эти Демидовы, Лазаревы, Строгановы, Осокины, Турчаниновы, Яковлевы и др. – разными правдами и неправдами добывали дворянство, «одворянивались» и пополняли высшее сословие» [10, с. 106].

В связи с этим, как подмечает А.В. Павловская, дворяне относились к купцам высокомерно и старались огородиться от общения с ними [11, с. 238].

Отношение к купечеству интеллигенции. Представители русской интеллигенции, рисуя картину «несчастной» жизни крестьян, пропагандировали мысль о том, что крестьяне нуждались в помощи и поддержке. В то же время купечество, которое, как уже говорилось выше, поднялось из народных низов, противоречило подобным представлениям. Бывшие крестьяне сумели достичь процветания и благополучия. При этом они не испытывали нужды, тем более потребности в помощи со стороны. Естественно, представителям интеллигенции было не по душе такое явное опровержение их идеям.

Отношение к купечеству со стороны духовенства. Отношение Церкви к купцам было неоднозначным. Церковь активно пользовалась привозимыми из других стран товарами: вином, оливковым маслом, ладаном, красителями и прочими вещами, которые были необходимы для организации богослужений и строительства храмов. «Да и сами представители православного духовенства еще в домонгольскую эпоху для пополнения доходов стали заниматься побочными видами деятельности – торговлей и ростовщичеством» [12, с. 84-85].

Обратная сторона медали заключалась в том, что Церковь не могла позволить упасть авторитету Церкви в глазах прихожан, поэтому иногда протестовала против предпринимательской деятельности.

Причины формирования негативного образа купцов

Торговля как основной род деятельности купцов явилась источником негативного отношения к ним. Именно эту причину А.В. Павловская предлагает в качестве основной. И с ней нельзя не согласиться. Торговля касалась представителей всех сословий: покупали товары все, купец богател за счет всех. Другие сословия пользовались бОльшим уважением, так как дворяне получали власть в силу своего происхождения, чиновники ‒ благодаря государственным полномочиям, интеллигенция ‒ за счет образования, а в основе статусного положения купцов лежали богатство и капитал. Сообразно народным суждениям получено все это могло быть только нечестным путем [13, с. 242].

Распространение идеи о нечестности русских купцов иностранцами. Эту причину, наряду с другими, указывает П.А. Бурышкин, так как экономически иностранным торговцам это было выгодно. П.А. Бурышкин перечисляет следующих зарубежных авторов, которые формировали неприглядный плутовской образ русского купца: С. Герберштейн, А. Олеарий, Р. Барберино, Нецгебауэр, Петрей, Рейтенфекс, Кильбургер, Майерберг, Фортэн де Пиль, Д. Маккензи Уоллса. Можно продолжить список такими именами как Г. Штаден и Я. Рейтенфельс.

Да, иностранные путешественники и торговцы в основном свидетельствовали о нечестности и лживости русских купцов. Но стоит учитывать тот факт, что обман в торговле не считался зазорным, тем более, когда речь шла об иностранцах. К тому же, иностранцы сами, рассчитывая на невежество русских купцов, пытались их обмануть. Получается, наши соотечественники просто платили им той же монетой. Для русского иностранцы – люди другой национальности и веры. Говоря словами А. Олеария: «они не придают никакого значения иностранцу сравнительно с людьми собственной своей страны… Они полагают, что нанесли бы большой ущерб своему государю и всей нации, если бы они по отношению к иностранным гостям и послам великих государей вели себя с приятной вежливостью и почтительностью» [14, с. 192-193]. Действительно, за рубежом поведение торговцев было особо безнравственным. Торговые сделки не обходились без конфликтов и даже драк. Поэтому «в торговых соглашениях специально оговаривалось, что обе стороны на взаимной основе отказываются от применения таких мер, как конфискация товаров, арест и содержание купцов в тюрьмах» [15, с. 89]. Негативное отношение к иноземцам со стороны купцов объясняется наличием льгот и привилегий, которыми часто были одарены иноземцы, и которых были лишены русские купцы.

Стоит обратить внимание, что суждения в заморских сочинениях порой очень противоречивы, имеют однобокий взгляд и ситуативный характер. Также, учитывая непонимание иноземцами нашей культуры, не стоит безоговорочно воспринимать за правду мнения зарубежных авторов. Пожалуй, стоит согласиться с П.А. Бурышкиным и назвать многие утверждения заморских авторов «легендой» [16, с. 14]. Поэтому, так или иначе, при изучении культуры купечества безоглядно ориентироваться на их труды не стоит.

Отечественная литература, в которой все чаще давались сатирические и карикатурные образы купцов – это третья причина. П.А. Бахрушин приводит в пример произведения таких авторов как А.Н. Островский, П.А. Плавильщиков, И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, И. Ф. Горбунов, М.Е. Салтыков-Щедрин, П. Д. Боборыкин, М. Горький. Можно дополнить этот список А.П. Чеховым и Н.А. Некрасовым.

Есть мнения, что литераторы и публицисты – беспристрастные «бытописатели» (П.А. Бурышкин), а герои их произведений – образы национального характера. Тем не менее, нельзя отрицать субъективного характера художественной литературы. Она скорее отображает внутреннее состояние автора, чем объективную картину мира. Литература XIX века в значительной степени выражала проблемы не русского народа, а русской интеллигенции. Поднимала вопросы, мучившие культурное общество. Она была нереалистической, была «ответом на экзистенциальную боль образованного общества» [17]. Хотя, конечно же, и были исключения. Тем не менее, к русской художественной литературе как к источнику информации по интересующему нас поводу надо подходить с осторожностью.

Россия – земледельческая страна и должна таковой оставаться – так считали русские «аграрники» и их последователи. Пропаганда их идей явилась последней из причин негативного образа русского купечества, выделенных П.А. Бурышкиным. «Люди думали, занятие земледельческим трудом – близость к земле – способствует охранению здоровых начал в человеке, а «амбары» и фабрика пробуждают в людях самые дурные инстинкты» [18, с. 8]. Наша страна считалась страной земледельческой, хотя такой статус приобрела далеко не сразу, а лишь с началом заселения северо-восточной Руси. Торговля, преобладавшая в Киевской Руси, там была невозможна [19, с. 11]. Позже с развитием фабричного производства, Петр Великий, свел Россию с ее «истинного» пути развития и насильственно изменил структуру экономики.

Перечисленные причины формирования негативного образа русских купцов вполне обоснованы, имеют право на жизнь и поддерживаются многими современными авторами.

Формирование внутрисословной культуры

Итак, купечество являлось основным социальным носителем предпринимательской деятельности в России. Оно было единственным открытым сословием, вступали в которое, просто внеся денежный взнос. В зависимости от размера вносимого капитала выбиралась гильдия. То есть, особой сословной группой купечество не было, и в купечество постепенно включались почти все слои населения.

Практицизм. Для представителей купеческого сословия выгода и прибыль выходили на первый план. Купцы стремились к общению преимущественно с представителями высших гильдий. Это способствовало активному развитию внутрисословных отношений и обособленности купечества от других сословий. Отношения внутри сословия характеризовались меньшей формальностью и практицизмом. «Многие историки справедливо отмечают социальную незрелость русского купечества XIVXV вв. Его верхушка, относившаяся к «лучшим людям», всячески стремилась возвыситься над основной массой населения городского посада («черными людьми») и слиться с боярскими кругами» [20, с. 155].

Разгульность. «Отношение к «толстосумам» было, в общем, мало дружелюбным, насмешливым и немного «свысока». Во всяком случае, «торгово-промышленники» отнюдь не пользовались тем значением и не имели того удельного веса, которые они должны были иметь благодаря своему руководящему участию в русской хозяйственной жизни и которыми пользовались их западные, европейские и особливо заокеанские коллеги в своих странах» [21, с. 7-8].

Из-за негативного отношения со стороны общества, постоянного контроля, боязни огласки и еще большего осуждения, формировались определенные рамки поведения и правила приличия. Порой, слишком жесткие ограничения развивали у купцов склонность к азартным играм и спиртному, широкому разгулу, который переходил в «загул».

«Порок пьянства так распространен у этого народа во всех сословиях, как у духовных, так и у светских лиц, у высоких и низких, мужчин и женщин, молодых и старых, что если на улицах видишь лежащих там и валяющихся в грязи пьяных, то не обращаешь внимания: до того все это обыденно. Если какой-либо возчик встречает подобных пьяных свиней, ему лично известных, то он их кидает в свою повозку и везет домой, где получает плату за проезд. Никто из них никогда не упустит случая, чтобы выпить или хорошенько напиться, как бы, где бы и при каких обстоятельствах это ни было» [22, с. 198].

Духовность. Отчего торгово-предпринимательское сословие в XIX в. явило миру уникальный феномен – «филантропическое предпринимательство»? В российском обществе предпринимательская деятельность воспринималась в целом, как богопротивное занятие.

Парадоксально, но и сами купцы, и предприниматели относились к своему делу скептически, считая его недостойным. Так как «на религиозных началах покоились у купцов основы мировоззрения и морали» [23, с. 106]. Не удивительно, что у них возникало желание «замолить грехи». Поэтому одним из наиболее традиционных проявлений купеческой благотворительности было пожертвование Церкви, строительство храмов и монастырей. Именно через благотворительность проявлялась система моральных ценностей купцов, основанная на христианской этике.

С другой стороны, важной причиной благотворительности была возможность таким способом получить общественное признание. Как утверждают некоторые ученые, филантропия купечества базировалась на их стремлении к личной выгоде, не была альтруистической.

Тем не менее, учитывая масштабы благотворительности (даже в ущерб своему состоянию), добровольность принятия на себя этой деятельности, можно говорить об обратном. Благотворительность предстает как специфическая форма служения обществу, не имеющая в своей основе практических соображений и материальных выгод. Она представляла купцам возможность главным образом реализовать свои потребности в общественной деятельности, не более того. Купцы принимали активное участие в благоустройстве городов и в помощи горожанам.

Наиболее известные российские купцы-меценаты, которые навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

Смышленость. Как уже говорилось выше, зарубежная литература пропагандировала мысль о лживости русских купцов. Но при этом они говорили и о сообразительности русских купцов. К примеру, А. Олеарий в своих сочинениях прямо признавал, что русские купцы обладают сметливостью: «для ведения торговых дел требуется у них большого ума и благоразумия» [24, с. 28]. Но при этом его оценка имела негативный оттенок, так как он соединял эти черты с необыкновенной хитростью русских. «Что касается ума, русские, правда, отличаются смышленостью и хитростью, но пользуются они умом своим не для того, чтобы стремиться к добродетели и похвальной жизни, но чтобы искать выгод и пользы и угождать страстям своим» [25, с. 189]. Есть мнения и другого иностранного путешественника – Г. Штадена. «Однако, самый последний крестьянин так сведущ во всяких шельмовских штучках, что превзойдет и наших докторов, которые обучаются праву, со всеми их хитрыми казусами и вывертами. Если кто-нибудь из наших всеученейших докторов попадет в Москву, придется ему прежде всего учиться заново!» [26, с. 507].

Доверие. Русские литературные источники свидетельствуют о том, что среди своих слово русского купца считалось нерушимым. «Еще в «Русской правде», русском юридическом памятнике, относящемся к XIXII вв., купец мог давать купцу деньги на торговлю без записи и свидетелей. Если же должник отказывался их возвращать, кредитору достаточно было принести клятву, чтобы ему поверили. Вот сколь сильно было значение сказанного слова» [27, с. 281]. «Среди торговцев встречались честные и справедливые люди, стремившиеся, естественно, получить прибыль, но не любой ценой» [28, с. 262].

Так происходило становление особой купеческо-предпринимательской культуры.

Вывод

Торговля ‒ один из древнейших видов предпринимательства. Именно она послужила основной причиной формирования негативного образа купца в обществе, что имело огромные последствия. Купцы пытались оправдаться за свое состояние даже перед самими собой. Они искали возможности с пользой применить заработанные деньги и получить общественное призвание. Это повлекло за собой две тенденции.

Во-первых, развитие меценатства и благотворительности, которые в России приобрели особый размах по сравнению с другими странам. Данные явления явились характерной чертой духовного облика отечественного купечества.

Во-вторых, многие богатые представители купечества стремились получить дворянские титулы. Это привело к потере четкости сословных границ купечества в начале XX века. «Буржуа-дельцу, являвшемуся истинным хозяином капиталистического общества в Западной Европе и в Северной Америке, в России приходилось доказывать и завоевывать свое право быть «первым среди остальных» в условиях архаичной сословно-бюрократической системы, где «большие деньги» не всегда давали «большую власть» и вызывали уважение. Это объясняет очевидный «эскапизм», характерный для определенной части капиталистов, их стремление уйти в другие области деятельности, пользовавшиеся большим общественным престижем» [29, с. 257].

При этом, есть мнения, которые на наш взгляд кажутся убедительными, о положительном образе купцов. «Деловитость, бережливость до скупости, строгость домашнего уклада, религиозность и консерватизм в общественно-политических взглядах и поведении ‒ вот система ценностных ориентиров, свойственная купечеству в течение длительного времени, вплоть до второй половины XIX в. » [30, с. 36].

В пользу положительного образа купца стоит заметить. Ведение международных торговых операций диктовало необходимость в обладании специфичными навыками и знаниями. «Русские предприниматели умели налаживать международные контакты, легко общались с представителями самых разных культур, что мало вяжется с тем образом, который создавался художественной литературой» [31, с. 261]. Предпринимательство купцов стало своеобразной связующей нитью между русской культурой и другими странами.


Литература:

  1. Боханов А.Н. Крупная буржуазия России (конец XIX в. ‒ 1914 г.). ‒ М.: наука, 1992. ‒ С.29

  2. Перхавко В.Б. Первые купцы российские. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – С. 30

  3. Русский быт. Очерки. Петроград. Издание «Жизни для всех», 1915. – С. 8

  4. Перхавко В.Б. Первые купцы российские. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – С. 7

  5. Королева С.И. Торговое сословие России. ‒ М., 1998. ‒ С.56

  6. Рындзюнский П.Г. Крестьяне и город в капиталистической России второй половины XIX века (Взаимоотношение города и деревни в социально-экономическом строе России). Издательство «НАУКА»., М., 1983 г. ‒ С.73-74

  7. Павловская А.В. Русский мир: характер, быт и нравы. В 2 т. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. – Т. 2 – С.270

  8. Рындзюнский П.Г. Крестьяне и город в капиталистической России второй половины XIX века (Взаимоотношение города и деревни в социально-экономическом строе России). Издательство «НАУКА»., М., 1983 г. ‒ С.95

  9. Гиляровский Вл. Сочинения в четырех томах. Т. 4. / Сост. И прим. Б.И. Есина. – М.: Правда, 1989. ‒ С.108

  10. Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России 1861-1904 гг. Состав, численность, корпоративная организация. М: издательство «НАУКА», 1979. – С.106

  11. Павловская А.В. Русский мир: характер, быт и нравы. В 2 т. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. – Т. 2 – С.238

  12. Перхавко В.Б. Первые купцы российские. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – С. 84-85

  13. Павловская А.В. Русский мир: характер, быт и нравы. В 2 т. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. – Т. 2 – С.242

  14. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. ‒ М.: Российские семена, 1996. ‒ С. 192-193

  15. Перхавко В.Б. Первые купцы российские. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – С. 89

  16. Бурышкин П.А. Москва купеческая. Захаров. Москва. 2002. – С. 14

  17. Виктор Аксючиц, из книги «Явления русского духа», готовящейся к изданию. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/russkharakter.htm

  18. Бурышкин П.А. Москва купеческая. Захаров. Москва. 2002. – С. 8

  19. Русский быт. Очерки. Петроград. Издание «Жизни для всех», 1915. – С. 11

  20. Перхавко В.Б. Первые купцы российские. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – С.155

  21. Бурышкин П.А. Москва купеческая. Захаров. Москва. 2002. – С. 7-8

  22. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. ‒ М.: Российские семена, 1996. ‒ С. 198

  23. Купеческая Москва: Образы ушедшей российской буржуазии. Перевод с английского / Отв. Ред. Дж. Уэст, Ю.А.Петров. ‒ М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. ‒ С.106

  24. Олеарий А. О состоянии России в царствование Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. (3-я кн. «Путешествия» Олеария). Пер. с нем. изд. 1656 г. А. Михайлова, 1861. ‒ С. 28

  25. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. ‒ М.: Российские семена, 1996. ‒ С. 189

  26. Генрих Штаден. Записки о Московии. В 2-х томах. М.: Древлехранилище, 2008. Т.1 – С. 507

  27. Павловская А.В. Русский мир: характер, быт и нравы. В 2 т. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. – Т. 2 – С.281

  28. Перхавко В.Б. Первые купцы российские. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – С. 262

  29. Боханов А.Н. Крупная буржуазия России (конец XIX в. ‒ 1914 г.). ‒ М.: наука, 1992. ‒ С.257

  30. Маркин Т.Д. Московское купечество: социальный портрет: Учебное пособие. ‒ М.: Союз., 1999. ‒ С. 36

  31. Павловская А.В. Русский мир: характер, быт и нравы. В 2 т. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. – Т. 2 – С.261

Основные термины (генерируются автоматически): русских купцов, «ТИД «Русское слово, купцы российские, 2-е изд, лживости русских купцов, Павловская А.В, формирования негативного образа, Русский мир, русского купечества, Бурышкин П.А, XIX века, социально-экономическом строе России, Крупная буржуазия России, половины xix, негативного образа купцов, русских купцов иностранцами, невежество русских купцов, русские купцы, образа русских купцов, дореволюционной России.


Похожие статьи

Нижегородское купеческое общество и его деятельность в конце...

Купцы 1 гильдии должны были выплачивать ежегодно по 50 рублей, купцы 2 гильдии — по 10 рублей.

Во первых, вследствие развития капиталистических отношений купечество теряло свои

Рожденные править: детское правление во Франции в конце XVIII — начале XIX века.

Благотворительность в России: прошлое и настоящее

Для многих русских промышленников и купцов возможность приносить пользу обществу и помогать слабым являлась своеобразным религиозно-этическим оправданием их дела. Так, крупный предприниматель П. А. Бурышкин отмечал...

Музыка и театр в жизни московского купечества второй половины...

Сущность российского купца второй половины XIX — начала XX в

Как замечает Ф. И. Шаляпин, купцов называли «самодурами». «А самодуры тем временем

Павел Афанасьевич Бурышкин (1887–1955) — юрист по образованию, гласный Московской городской думы...

Частная благотворительность и меценатство как один из видов...

Благотворительность и меценатство являются особой формой общественной деятельности. Важной чертой делового мира России конца XIX — начала ХХ стала идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Эта традиция была продолжена и в ХХI веке.

Купцы Тарасовы: дорога из провинции в столицу | Молодой ученый

Ключевые слова: купцы Тарасовы, предпринимательство, социокультурная и благотворительная деятельность, Армавир, Екатеринодар, Кубанская область. В конце XIX — начале XX века в Армавире активно развивается внутренняя торговля.

Ярмарки в России в конце XIX в. | Статья в журнале...

Ярмарки имеют давние традиции, восходящие еще к средневековью. «Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка». Это изречение, дошедшее до нас из глубины истории, может даже навести на мысль, что само слово «ярмарка» русского происхождения.

Особенности торговых взаимоотношений между Россией...

Таким образом, экономику России конце XVIII началу XIX века определял в основном внешний рынок, так как, внутренний рынок сузился, так как феодально-крепостной строй препятствовал его расширению.

История российского предпринимательства | Статья в журнале...

Словом «купцы» называли и торговые корабли.

И русские купцы становятся его первыми представителями.

Традиция ярмарок стала главной чертой русского предпринимательства, ибо ярмарки были для России своего рода биржами.

Похожие статьи

Нижегородское купеческое общество и его деятельность в конце...

Купцы 1 гильдии должны были выплачивать ежегодно по 50 рублей, купцы 2 гильдии — по 10 рублей.

Во первых, вследствие развития капиталистических отношений купечество теряло свои

Рожденные править: детское правление во Франции в конце XVIII — начале XIX века.

Благотворительность в России: прошлое и настоящее

Для многих русских промышленников и купцов возможность приносить пользу обществу и помогать слабым являлась своеобразным религиозно-этическим оправданием их дела. Так, крупный предприниматель П. А. Бурышкин отмечал...

Музыка и театр в жизни московского купечества второй половины...

Сущность российского купца второй половины XIX — начала XX в

Как замечает Ф. И. Шаляпин, купцов называли «самодурами». «А самодуры тем временем

Павел Афанасьевич Бурышкин (1887–1955) — юрист по образованию, гласный Московской городской думы...

Частная благотворительность и меценатство как один из видов...

Благотворительность и меценатство являются особой формой общественной деятельности. Важной чертой делового мира России конца XIX — начала ХХ стала идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Эта традиция была продолжена и в ХХI веке.

Купцы Тарасовы: дорога из провинции в столицу | Молодой ученый

Ключевые слова: купцы Тарасовы, предпринимательство, социокультурная и благотворительная деятельность, Армавир, Екатеринодар, Кубанская область. В конце XIX — начале XX века в Армавире активно развивается внутренняя торговля.

Ярмарки в России в конце XIX в. | Статья в журнале...

Ярмарки имеют давние традиции, восходящие еще к средневековью. «Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка». Это изречение, дошедшее до нас из глубины истории, может даже навести на мысль, что само слово «ярмарка» русского происхождения.

Особенности торговых взаимоотношений между Россией...

Таким образом, экономику России конце XVIII началу XIX века определял в основном внешний рынок, так как, внутренний рынок сузился, так как феодально-крепостной строй препятствовал его расширению.

История российского предпринимательства | Статья в журнале...

Словом «купцы» называли и торговые корабли.

И русские купцы становятся его первыми представителями.

Традиция ярмарок стала главной чертой русского предпринимательства, ибо ярмарки были для России своего рода биржами.

Задать вопрос