Психологические особенности коммуникации участников интернет-сообществ по вопросам психического здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (45) октябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 483 раза

Библиографическое описание:

Пономарева, Л. Г. Психологические особенности коммуникации участников интернет-сообществ по вопросам психического здоровья / Л. Г. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5557/ (дата обращения: 26.04.2024).

Стремительное развитие современных высокотехнологичных средств коммуникации, прежде всего сети Интернет, приводит к увеличению опосредованного общения. Среди всего многообразия виртуальных форм контакта между людьми, для нас актуальным является вопрос изучения особенностей коммуникации участников интернет – сообществ, в частности, форумов, по вопросам психического здоровья. Важно изучить, почему пользователи предпочитают интерактивную форму общения на темы психического здоровья, какие особенности коммуникации здесь присутствуют.

Как отмечает Д.Л. Сиволов [2], исследование Интернет - сайта существенно отличается от метода анализа документов.

Во-первых, информация на Интернет - сайтах (портале) постоянно трансформируется, дополняется, «стирается» и т.д., что получило среди пользователей Интернета название «живые документы».

Во-вторых, строго говоря, Интернет-сайт является не отдельным документом, а системой или совокупностью различных документов, организованных или объединённых в единый информационный ресурс. Иногда это очень сложная совокупность, как по количеству документов (текстов, в широком смысле), так и по структуре организации (тематике) документов, что не всегда позволяет говорить об Интернет - сайте как о системе документов, так как эти «документы» могут быть не организованны, а документами они выступают только в социологическом смысле, как зафиксированной в электронно-цифровом виде любой информации.

В контексте специфики социологического и психологического анализа документов исследование содержания сайта в Интернете является по форме особой разновидностью анализа документов - анализом интерактивных документов. Но, как отмечает Д.Л. Сиволов, Интернет - сайт не отражение о социальной реальности в виде документа, он и есть сама социальная реальность. По своему содержанию - это новая форма социального взаимодействия, которую М. Кастельс метко называет «реальная виртуальность», «в которой сама реальность (т. е. материальное / символическое существование людей) полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передаётся опыт, но сами становятся опытом».

Каждый участник электронной коммуникации в процессе общения выполняет какую – либо коммуникативную роль [1]. И.А. Стернин под коммуникативной ролью понимает принятое для той или иной социальной роли коммуникативное поведение; образ, который создается человеком в процессе общения для достижения определенной цели. Коммуникативные роли участников веб – форума являются инициативными, т.е. сознательно создаваемыми человека в общении для достижения определенных целей. Участник форума сам выбирает коммуникативную роль: герой, злодей. Бунтарь, арбитр, беспомощный, советчик и т.п. Коммуникативные инициативные роли являются средствами речевого воздействия для достижения эффективной коммуникации. Выделяют следующие коммуникативные роли участников виртуальных форумов:

  1. исходя из функции, выполняемой на форуме (администратор, модератор, участник);

  2. исходя из коммуникативного статуса – это приятые на форуме роли для характеристики субъекта относительно других субъектов и общей активности («новичок», «лейтенант», «бывалый» и т.п.), эти роли определяются для повышения активности участников;

  3. исходя из коммуникативной функции:

А) роли основных участников: топик – стартер (автор темы), консультант (специалист по данному вопросу), интерпретатор (разработчик темы), «режиссер» (регламентирует беседу);

Б) дополнительных участников: прямой/косвенный адресат, активный/пассивный участник, наблюдатель (практически не принимает участие в беседе), арбитр (выполняет роль судьи или посредника), «миротворец» (улаживает конфликты), резюмирующий (делает выводы по дискуссии), оценивающий (дает оценку репликам) и т.д. [1].

Роли коммуникативной функции непостоянны и могут пересекаться. Функциональные роли иерархичны, где мнение администратора является, часто ключевым, в то время, как мнение незарегистрированного пользователя малозначимым и неуважаемым. Следует отметить, что описанные роли скорее, формальны и не являются исчерпывающими: и на форумах определенной тематики или организационной структуры описанные роли могут быть неактуальными. Кроме того, такая классификация ролей не дает психологический портрет участника с данной ролевой позицией. Определенно, этот портрет будет варьироваться в зависимости от проблемного поля форума [1].

Методологическим основанием исследования явились работы А.Е. Войскунского, С.В. Скрипкина, А.Е. Жичкиной, С. Московичи, Л.С. Патрушева, Д.Л. Сиволова, Ю.Г. Фроловой. Здесь мы используем материалы Интернет – форумов, в рамках которых обсуждаются проблемы психического здоровья. Всего было проанализировано 30 источников, которые соответствовали поисковому запросу «Психическое здоровье». Помимо этого нами был проведен сплошной анализ 3 форумов, включающих обсуждения вопросов психического здоровья и вопросов, не связанных с этой темой. Анализ позволил выявить психологические особенности коммуникации участников интернет – форумов по вопросам психического здоровья. Метод обработки данных – качественный контент анализ. Руководствуясь принципом конфиденциальности, мы не будем указывать электронные адреса ресурсы, однако приведем примеры высказываний.

Результаты исследования:

1. В ходе анализа сообществ о психическом здоровье, нами были выделены следующие коммуникативные роли: «Информатор» «Диагност», «Эксперт», «Специалист», «Сочувствующий», «Цензор», «Собеседник», «Интересующийся», «Демонстративный», «Прогнозирующий», «Советчик», «Скептик», «Оценивающий», «Провокатор», «Миротворец». Отметим, что один участник может выступать и в роли «информатора», и «советчика», и «эксперта», и «миротворца» и т.д., и между различными ролями существуют различные типы коммуникативного взаимодействия. Специфичными коммуникативными в этих сообществах являются роли «Специалиста», «Эксперта» «Советчика», «Диагноста», «Скептика», «Провокатора». Примеры высказываний (без изменения авторской орфографии и стилистики) участников таких форумов мы приводим в таблице 1:


Таблица 1

Коммуникативные роли участников интернет-сообществ
по вопросам психического здоровья

Название роли

Пример высказываний

«Информатор»

«Анна Васильевна, врач – психиатр, контакты посмотрите, я раньше писал в этой ветке», Уважаемый Алексей, даю ссылку на источник…».

«Диагност»

«У вас депрессия на фоне стрессового расстройства», «Не слушайте никого, не МДП, а просто ДЕПРЕССИЯ», «согласна, что тут анорексией попахивает, .т.к. рвоту вызывают только эти больные!!!»,

«Эксперт»

«Действительно от воспитания ничего не зависит, чему быть того не миновать»; «скорее всего вы переувлеклись психоанализом».

«Специалист»

«Как психолог замечу, что психиатр явно здесь более уместней, чем ванны жемчужные».

«Сочувствующий»

«… не расстраиваетесь!», «все будет хорошо, главное – бороться и искать, найти и перепрятать!!!!», «Ты держись», «… не расстраиваетесь!»;

«Цензор»

«Нужно слова подбирать, наверное, когда такое пишете!!».

«Миротворец»

«Вы оба правы и не правы, так что давайте не будем здесь разводить оскорбления».

«Собеседник»

«Моя подруга рассказывала (она врач), что многие сами себе придумывают болезни).

«Интересующийся»

«А давно это у вас?», «Расскажите подробнее о своих симптомах».

«Демонстративный»

«вот сейчас меня торкнуло: это ж какая у меня наследственность! И шизофрения, и депрессия...».

«Прогнозирующий»

«Дальше хуже будет».

«Советчик»

«Стоит, наверное, делиться с другими переживаниями и выходить на свежий воздух, научиться расслабляться, радоваться…».

«Скептик»

«ахаха сейчас все будут автора уговаривать что у нее все пучком, а потом она вас прикончит в переулке или врежется в дтп когда ей черти казаться будут…».

«Оценивающий»

«Проблема ЗДОРОВЬЯ, как я уже говорил, намного шире той которую мы здесь обсуждаем».

«Провокатор»

«ты бы здесь не сидел, если бы был нормальным, а не психом. Я прав?»,


Отметим, что между различными ролями существуют различные типы коммуникативного взаимодействия. Достаточно яркие конфликты можно наблюдать между ролями: «Специалист», «Эксперт» «Советчик», «Диагност», «Скептик», «Провокатор», как конкуренция, так и кооперация между участниками с ролью «Диагност», «Эксперт», «Советчик». По нашему мнению, конфликты возникают из-за недоверия к мнению и статусу собеседника и из-за стереотипов восприятия людей с психическими проблемами.

2. При анализе форумов иной тематики, мы выделили следующие коммуникативные роли: «Идентифицирующийся», «Организатор», «Эксперт», «Поддерживающий», «Цензор», «Миротворец», «Собеседник», «Интересующийся», «Информатор», «Демонстративный», «Прогнозирующий», «Советчик», «Скептик», «Специалист», «Оценивающий», «Провокатор». На таких форумах участники не стремятся сохранить анонимность и часто выражают сожаление, что не могут предоставить реальную информацию (например, фотографию). В то время, как в сообществах о психическом здоровье, участники предпочитают сохранять анонимность и не сообщать данные, которые могут идентифицировать их. Если пользователи желают вступить в контакт вне рамок форума, они оставляют, как правило, данные других форм виртуального контакта (e-mail, icq, skype и т.п.). Мы объясняем это тем, что обсуждение психического здоровья является для многих не желаемым или болезненным (особенно для человека с психическими проблемами). Такая коммуникативная особенность интернета, как анонимность, снимает многие ограничения. Однако вне интернета на эти темы участники не общаются.

3. Если на форуме не о психическом здоровье даже короткое сообщение вызвало достаточно высокую активность обсуждения, то на форумах о психическом здоровье - только эмоциональные сообщения, сообщения с подробным описанием переживаний и личной истории, стимулировали коммуникацию.

Мы считаем, что анализ конфликтов на форумах, по вопросам психического здоровья (а также отсутствие ярких конфликтов на форумах иной тематики) позволил выявить определенные особенности коммуникации, связанные с процессом приобретения статуса в виртуальном сообществе. Стремление играть роль эксперта или компетентного лица на форумах, проблема обсуждения которых воспринимается с позиции мифичности, узконаправленности, специфичности и т.п. повышает статус пользователя, поскольку общедоступной информацией владеют многие участники, а уникальной – только он. Это является нашим предположением, которое требует более детального изучения.


Литература:

  1. Патрушева Л.С. Коммуникативные роли участников интернет форума / Л.С. Патрушева / Вестник Челябинского государственного университета. — 2011. — № 10. — С. 109 — 113.

  2. Сиволов, Д.Л. Интернет – сайт как предмет социологического исследования: метод анализа интерактивных документов / Д.Л. Сиволов // Виртуальные миры. − 2011. −№4. −С. 139 − 143.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое здоровье, роль, форум, коммуникативная роль, Советчик, участник, Диагност, коммуникативная роль участников, коммуникативное взаимодействие, процесс общения.


Похожие статьи

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

Ключевые слова:процесс общения, коммуникативные способности, комплексный подход к изучению коммуникативных способностей.

Когнитивный компонент представлен психическими процессами, а именно, познавательными функциями.

Профессиональное общение как составляющая...

Коммуникативная компетентность раскрывается в социологических исследованиях как способность участника общения координировать

Вся совокупность таких практических средств в реальном процессе речевого взаимодействия и создает коммуникативную тактику.

Лингво-коммуникативные и психологические параметры...

Лингво-коммуникативные и психологические параметры интернет-коммуникации. Автор: Тиллаева Шахло Максудовна.

В процессе любого вида коммуникации речь, ее грамотность, стройность, выразительность играют важную роль.

О роли коммуникативной функции в управлении

Общение играет огромную роль в процессе такого взаимодействия. В социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность.

Развитие коммуникативных навыков у подростков

Все умения, осваиваемые подростками в процессе реализации коммуникативных действий в сотрудничестве и кооперации при решении КЗ, условно разделены на 4

Групповая дискуссия повышает мотивацию, и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.

Психологические особенности и проблемные аспекты...

Автор объясняет это тем, что весь процесс общения посредством Интернета протекает в форме передачи информации, то есть в форме коммуникации [2]

Психологические особенности коммуникации участников интернет-сообществ по вопросам психического здоровья.

Современные теоретические представления о коммуникативных...

Некоторые исследователи склонны определять процесс коммуникации как коммуникативный акт или акт общения.

5) мотивы участников общения (их мотивы, цели, побуждения) [2, с. 38]. Коммуникативная компетенция представляет собой степень успешности, с которой...

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Немаловажную роль для развития речи учащихся играет создание языковой ситуации, например, ролевые игры, групповые

Чтобы групповое коммуникативное сотрудничество было эффективным, необходимо целенаправленно обучать учащихся технологии общения...

Развитие коммуникативных навыков общения младших...

В статье раскрывается тема «Развитие коммуникативных навыков общения младших

Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

В этом отношении роль дидактических игр велика, в них интенсивно развиваются восприятие...

Похожие статьи

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

Ключевые слова:процесс общения, коммуникативные способности, комплексный подход к изучению коммуникативных способностей.

Когнитивный компонент представлен психическими процессами, а именно, познавательными функциями.

Профессиональное общение как составляющая...

Коммуникативная компетентность раскрывается в социологических исследованиях как способность участника общения координировать

Вся совокупность таких практических средств в реальном процессе речевого взаимодействия и создает коммуникативную тактику.

Лингво-коммуникативные и психологические параметры...

Лингво-коммуникативные и психологические параметры интернет-коммуникации. Автор: Тиллаева Шахло Максудовна.

В процессе любого вида коммуникации речь, ее грамотность, стройность, выразительность играют важную роль.

О роли коммуникативной функции в управлении

Общение играет огромную роль в процессе такого взаимодействия. В социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность.

Развитие коммуникативных навыков у подростков

Все умения, осваиваемые подростками в процессе реализации коммуникативных действий в сотрудничестве и кооперации при решении КЗ, условно разделены на 4

Групповая дискуссия повышает мотивацию, и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.

Психологические особенности и проблемные аспекты...

Автор объясняет это тем, что весь процесс общения посредством Интернета протекает в форме передачи информации, то есть в форме коммуникации [2]

Психологические особенности коммуникации участников интернет-сообществ по вопросам психического здоровья.

Современные теоретические представления о коммуникативных...

Некоторые исследователи склонны определять процесс коммуникации как коммуникативный акт или акт общения.

5) мотивы участников общения (их мотивы, цели, побуждения) [2, с. 38]. Коммуникативная компетенция представляет собой степень успешности, с которой...

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Немаловажную роль для развития речи учащихся играет создание языковой ситуации, например, ролевые игры, групповые

Чтобы групповое коммуникативное сотрудничество было эффективным, необходимо целенаправленно обучать учащихся технологии общения...

Развитие коммуникативных навыков общения младших...

В статье раскрывается тема «Развитие коммуникативных навыков общения младших

Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

В этом отношении роль дидактических игр велика, в них интенсивно развиваются восприятие...

Задать вопрос