Теоретические основы организации критериального оценивания учебных достижений младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 09.12.2022

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Жекибаева, Б. А. Теоретические основы организации критериального оценивания учебных достижений младших школьников / Б. А. Жекибаева, З. Ж. Бушуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 180-183. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97422/ (дата обращения: 13.05.2024).



В настоящее время во многих странах мира решается проблема, связанная с повышением надежности и эффективности контроля качества образования. В этом процессе активно участвует и наше государство, в котором на современном этапе развития образования предъявляются все новые, более высокие требования к качеству обучения и образования в целом, как результат переосмысления сущности и содержания оценивания результатов образовательного процесса учебно-воспитательных учреждений разных уровней. В статье представлен один из результатов научного исследования, связанного с разработкой педагогических условий организации критериального оценивания учебных достижений младших школьников, который получен на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы. Анализ научных трудов отечественных и зарубежных ученых позволил выявить особенности суммативного и формативного оценивания младших школьников.

В настоящее время вопросам повышения качества образования уделяется особое внимание, как в мировом образовательном пространстве, так и в системе образования Республики Казахстан, поэтому исследование данной проблемы разрабатывалось в соответствие с основными положениями нормативных и концептуальных документов, среди которых: Закон Республики Казахстан «Об образовании», Закон Республики Казахстан «О статусе педагога», Профессиональный стандарт педагога и другие [1–3].

Анализ вышеперечисленных и других документов позволяет констатировать, что общие ориентиры развития образования определены в Национальном проекте «Качественное образование «Образованная нация», одной из целей которой является формирование интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире [4].

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» одной из главных задач образования определяется «развитие творческих, духовных возможностей личности, формирование прочных основ нравственности, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности» [1, с.3].

В Государственном общеобязательном стандарте начального образования РК указывается на необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию. Достижению данной цели способствует развитие функциональной грамотности, которая, в свою очередь, обеспечивает не только владение определенной суммой знаний, умений и навыков, но и развитие способности к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, нашему казахстанскому обществу необходим человек грамотный во всех отношениях, работающий на оптимальный результат, мотивированный на достижение социально-значимых целей.

Необходимо подчеркнуть, что разработкой научных вопросов, связанных и оцениванием деятельности по показателям и определенным критериям занимаются:

— казахстанские ученые Кемешова А. М., Кошанова З. А., Жунусова А.Т, Себепова А. Т.; К. З. Жаксылыкова, Н. К. Тайтанова, А. М. Камешова; Можаева, А. С. Шилибекова, Д. Б Зиеденовой; К. Е. Бешимбаева,Н. В. Котова, Д. С. Ильясова, Л. В. Журба, Г. Ш. Пазылова, Б. К. Рахымжанова и др. [5];

— педагоги ближнего зарубежья А. А. Буркутова, О. И. Дудкина, Л. Е. Журова, А. В. Захарова, А. А. Красноборова, Логинова О. В., Р. Х. Шакиров [6];

— исследователи дальнего зарубежья B. S. Bloom, Д.Кратволь, Б.Клинтон, Ф-П Лоррейн, Х. Крис, Э. К. Геффрой, П.Блэк, Д.Уильям, М.Томсон, И. С. Фишман, Г. Б. Голуб, Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Г.Уигнис, Дж.Тай, М. Томсон, К. Эшкрофт, Ф.-П. Лоррейн и другие [7].

Анализ научных трудов названных выше ученых и исследователей позволяет констатировать, что во многих странах остро стоит проблема, решение которой связано с повышением качества и результативности контроля в образовании. Изменения, проходящие в системе среднего образования в РК в условиях обновленного содержания образования, регламентирует перенос значимости с предметных ЗУНов, как основной цели обучения на развитие общеучебных умений, на формирование самостоятельных учебных действий, что в полной мере отражается на системе измерения учебных достижений обучающихся и оценивании их результатов. В связи с этим, исследуемая проблема, связанная с оценкой результативности учебной работы обучающихся младшей школы, требует оптимального решения, так как процесс оценивания — это главное средство измерения учебных достижений и диагностики проблем обучения, способствующие:

— определению эффективности и качества обучения, его соответствие мировым показателям;

— обсуждению кардинальных стратегий и тактик обучения;

— совершенствованию содержания обучения, а также методов оценки результатов обучения в тех случаях, когда они не в полной мере соответствуют современным приоритетам в области образования.

Следовательно, оценка учебной деятельности обучаемых — процесс, который включает сравнение соотношения действительных итогов обучения и заданного эталона, а отметка, в этом случае, является итогом этого процесса, определенного в количественном показателе.

В условиях обновленного начального образования в РК используется система оценивания учебных достижений обучающихся по определенным критериям, которая рассматривается как «действенная метатехнология», которая устроена таким образом, что может объединить в одну систему оценочно-контрольную деятельность субъектов учебного взаимодействия и направить ее на решение поставленных задач» [10].

Необходимо подчеркнуть, что в зависимости от того, как выстраивается такая система, направленная на контроль и оценку УВП и повышение качества обучения в целом, она, эта система, может способствовать решению задач, связанных с:

— поддержкой учащихся и стимулированием их деятельности;

— обеспечением обратной субъект-субъектной связи;

— включением обучающихся в индивидуальную оценочно-контрольную работу;

— успешным управлением дидактического процесса.

Особая значимость научных трудов, в области контрольно-оценочной работы обучающихся, безусловно, зависит от потребности государства в прочных, системных знаниях и качественном образовании, поэтому прямо пропорционально увеличивается спрос и необходимость в использовании наиболее системы оценивания учебных достижений школьников по определенным критериям и показателям, уже с самого первого класса.

Вместе с тем, важнейшей задачей остается не только целенаправленная и систематическая работа педагогов по оценке учебной деятельности обучающихся младшей школы, сколько необходимость ее грамотной организации и осуществления.

Критериальное оценивание — процессуально-действенная метатехнология, которая отличается от «нормативно-ориентированного контроля», при котором работа/люди оцениваются относительно того, насколько хорошо работа выполнена другими людьми [32].

Структура критериального оценивания включает суммативное и формативное оценивание.

При этом, суммативное оценивание — это оценивание, которое проводится по завершении определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования), а также разделов/сквозных тем учебных программ с выставлением баллов и оценок. И проводится для того, чтобы предоставить учителям и обучающимся информацию о прогрессе обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок [33].

Таким образом, суммативная работа — это работа обучающегося, предназначенная для определения уровня учебных достижений обучающегося по предмету за определенный период обучения.

Формативное оценивание — вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимся и позволяет своевременно корректировать учебный процесс.

Формативное оценивание — оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс обучения.

Формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Формативное оценивание проводится по определенным схемам и обеспечивает правильную направленность и эффективность процесса обучения, создает возможность для изучения учебных нужд учеников, обеспечивает прослеживание продвижения учеников в области обучения [34].

Формативное оценивание называют также оцениванием для обучения, которое представляет собой «процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня». Здесь рассматривается идея о том, что в целях улучшения результатов своего обучения необходимо реагировать на получаемую обратную связь, что, в свою очередь, должно обусловливать мотивацию и желание действовать. В связи с этим важной становится роль регулярной обратной связи, понятной для каждого ученика и его родителей.

Таким образом, формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между обучающимся и учителем без выставления баллов и оценок, и учащийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это дает возможность выявить проблемы в обучении, своевременно корректировать учебный процесс, и помочь в достижении наилучших результатов.

Литература:

  1. Закон РК об образовании // Казахстанская правда. — 2007. — 15 августа. — С. 18.
  2. Профессиональный стандарт педагога. Приложение к приказу Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей. — Республики Казахстан «Атамекен». — № 133 от 8 июня 2017 года.
  3. Закон Республики Казахстан «О статусе педагога». от 27 декабря 2019 года № 293-VІ ЗРК.
  4. Национальный проект «Качественное образование «Образованная нация». — Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726.
  5. Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы: Учебно-метод. пособие /АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» /Под ред. О. И. Можаевой, А. С. Шилибековой, Д. Б. Зиеденовой. — Астана, 2016. — 48 с.
  6. Красноборова А. А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. — Дис. … канд. пед. наук; спец. 13.00.01 / «Пермский государственный педагогический университет». — Пермь, 2010. —140 с.
  7. Bloom B. S. Taxonomy of educational objectives / B. S. Bloom, M. D. Englehart, E. J. Furst, W. H. Hill, & D. R. Krathwohl, Handbook I: Cognitive domain. — New York: David McKay Co Inc., 1956.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, оценивание, выставление баллов, критериальное оценивание, качественное образование, младшая школа, полная мера, учебное достижение обучающихся, учебный период, учебный процесс.


Похожие статьи

Кpитepиaльнoe oцeнивaниe — нoвыe кaчeствa в систeмe...

Оцeнивaние в учебно-воспитательном процессе в средних образовательных учреждениях

Цeлью oцeнивaния oбучeния всредней образовательной школе, нaпpoтив, являeтся

Таким образом, актуальность технологии критериального оценивания, важность процесса внедрения и адаптации

По крайней мере овладеть тремя языками — одно из требований современности.

О системе критериального оценивания в обучении...

О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе).

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале...

Критериальное оценивание— это процесс, основанный на сравнении учебных

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они...

Система оценивания в рамках образовательного пространства...

Правительство Казахстана уделяет особое внимание развитию сферы образования.

С 2013 года, в сеть школ внедряется интегрированная модель критериального оценивания.

При этом отсутствовал алгоритм оценивания по выбранным критериям в процессе

- адаптация методов оценивания, возможность проведения различных форм оценивания

Современные формы и методы оценивания образовательных...

Оценивание — это постоянный процесс, естественным образом интегрированный в образовательный процесс. Оценивание осуществляется на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года. ‒ Оценивание должно быть только критериальным.

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале...

 В условиях внедрения ФГОС критериальная оценка учебных достижений становится насущной

– контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс развития обучающихся

Поэтому оценка учебных достижений в школе должна ориентироваться не только на контроль

Рис. 1. Использования результатов оценки учебных достижений[1].

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях...

Критериальная система оценивания относится к нормативной системе оценивания.

Критериальное оценивание на сегодня имеет большое значение в системе образования и

В профессиональных образовательных учебных заведениях Казахстана наравне с

До последнего времени в учебных заведениях страны для оценивания качества знаний...

Оценивание образовательных достижений младших...

Вопросам оценки знаний и учебных компетенций обучающихся начальной школы

Учебным достижениям младших школьников, критериям, по которым их можно оценить, посвящены

Предмет исследования — процесс оценивания образовательных достижений младших школьников. Объект исследования — образовательный процесс в начальной школе.

Анализ требований к Автоматизированной Информационной...

В качестве процессов, которые должна обеспечить АИС оценивания знаний обучающихся, определены: - организация учебного процесса, соответствующего системе менеджмента качества

4. Хотинская Г.И. Информационные технологии управления: Учебное пособие.

- М.: Дело и Сервис, 2006. 5.Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007...

Опытно-экспериментальная работа для проверки эффективности...

Из этой работы вытекают дескрипторы, которые наглядно объясняют выставление баллов за учебные достижения.

Ключевые слова: критериальное оценивание, суммативные работы, учебные достижения

В современном Казахстане пересмотрена система оценок на основе критериев.

Цели обучения. Критерии оценивания для учителя\ для обучающегося.

Стремление обучающегося к достижению высоких результатов...

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно

Итогом этого процесса выступает результат — словесный комментарий учителя и отметка.

Таким образом, важность изменения форм оценивания учебных достижений в настоящее время

3. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования.

Похожие статьи

Кpитepиaльнoe oцeнивaниe — нoвыe кaчeствa в систeмe...

Оцeнивaние в учебно-воспитательном процессе в средних образовательных учреждениях

Цeлью oцeнивaния oбучeния всредней образовательной школе, нaпpoтив, являeтся

Таким образом, актуальность технологии критериального оценивания, важность процесса внедрения и адаптации

По крайней мере овладеть тремя языками — одно из требований современности.

О системе критериального оценивания в обучении...

О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе).

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале...

Критериальное оценивание— это процесс, основанный на сравнении учебных

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они...

Система оценивания в рамках образовательного пространства...

Правительство Казахстана уделяет особое внимание развитию сферы образования.

С 2013 года, в сеть школ внедряется интегрированная модель критериального оценивания.

При этом отсутствовал алгоритм оценивания по выбранным критериям в процессе

- адаптация методов оценивания, возможность проведения различных форм оценивания

Современные формы и методы оценивания образовательных...

Оценивание — это постоянный процесс, естественным образом интегрированный в образовательный процесс. Оценивание осуществляется на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года. ‒ Оценивание должно быть только критериальным.

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале...

 В условиях внедрения ФГОС критериальная оценка учебных достижений становится насущной

– контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс развития обучающихся

Поэтому оценка учебных достижений в школе должна ориентироваться не только на контроль

Рис. 1. Использования результатов оценки учебных достижений[1].

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях...

Критериальная система оценивания относится к нормативной системе оценивания.

Критериальное оценивание на сегодня имеет большое значение в системе образования и

В профессиональных образовательных учебных заведениях Казахстана наравне с

До последнего времени в учебных заведениях страны для оценивания качества знаний...

Оценивание образовательных достижений младших...

Вопросам оценки знаний и учебных компетенций обучающихся начальной школы

Учебным достижениям младших школьников, критериям, по которым их можно оценить, посвящены

Предмет исследования — процесс оценивания образовательных достижений младших школьников. Объект исследования — образовательный процесс в начальной школе.

Анализ требований к Автоматизированной Информационной...

В качестве процессов, которые должна обеспечить АИС оценивания знаний обучающихся, определены: - организация учебного процесса, соответствующего системе менеджмента качества

4. Хотинская Г.И. Информационные технологии управления: Учебное пособие.

- М.: Дело и Сервис, 2006. 5.Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007...

Опытно-экспериментальная работа для проверки эффективности...

Из этой работы вытекают дескрипторы, которые наглядно объясняют выставление баллов за учебные достижения.

Ключевые слова: критериальное оценивание, суммативные работы, учебные достижения

В современном Казахстане пересмотрена система оценок на основе критериев.

Цели обучения. Критерии оценивания для учителя\ для обучающегося.

Стремление обучающегося к достижению высоких результатов...

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно

Итогом этого процесса выступает результат — словесный комментарий учителя и отметка.

Таким образом, важность изменения форм оценивания учебных достижений в настоящее время

3. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования.

Задать вопрос