Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

Библиографическое описание: Али А. Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии [Текст] / А. Али // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 69-75.


Объектом исследования является продукция предприятия и показатели ее конкурентоспособности.

В процессе работы были изучены следующие вопросы: понятие конкуренции и конкурентоспособности и её роль в современных условиях, управление качеством продукции и политика предприятия в области качества.


The object of research is the product of the enterprise and parameters of its competitiveness.

The purpose of work is to estimate competitiveness of production in the market and to develop recommendations on its increase.

Within the work the following questions have been studied: the concept of competition and competitiveness and the role of modern conditions, the product quality control and the policy of the enterprise in the field of quality.


ВВЕДЕНИЕ

Товар - основа предпринимательской деятельности предпри­ятия, если предприятие не имеет товар, то ему нечего продавать, следовательно, ему не с чем выйти на рынок. Однако не каждый продукт труда может стать товаром, он, прежде всего, должен иметь ценность для общества, то есть потребители должны проявить интерес к этому продукту труда.

На рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственном политики предприятия-производителя. В силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, то есть его создание, производст­во и совершенствование, продвижение и реализация на рынках, сервис, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя.

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, ес­ли не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.

Товаропроизводители должны строить свою деятельность исходя из главного принципа: наиболее полно удовлетворить требования потребителя. А этого можно достичь, только с экономически эффективной, качественной, и конкурентоспособной продукцией, производство которой определяет финансовое благополучие производителей.

Таким образом, одна из важнейших проблем – это качество и конкурентоспособность товаров и услуг, предполагающая формирование принципиально новых подходов к исследованию и оценке этих аспектов.

Для того чтобы обеспечить производство более конкурентоспособного товара необходимо проводить исследование конкурентоспособности еще на стадии разработки, создания товара; и в дальнейшем, следует периодически проводить анализ конкурентоспособности уже на стадии производства и реализации продукции, сравнивая ее с аналогами, чтобы иметь возможность формирования ассортимента более конкурентоспособной продукции .


1. Основные понятия конкурентоспособности продукции

Конкуренция – (от лат. сoncurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.

Многие ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г. Л. Азоевым, А. Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В. Д. Андрианов, П. С. Завьялов, Р. А. Фатхутдинов

В экономической литературе можно выделить ряд подходов и типологий к конкуренции. В зависимости от классификационного признака различают следующие виды конкуренции:

1. По состоянию рынка выделяют:

  • совершенная (свободная),

  • несовершенная, регулирующая.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также предполагает следующее:

  1. Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

  2. Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

  3. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

  4. Продавцы действуют независимо друг от друга;

  5. Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.

Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет, в основном, теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур.

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия предполагает исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса.

2. По способам соперничества выделяют: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

  1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

  2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;

  3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.

Следует отметить, что в сфере маркетинга принято выде­лять три вида конкуренции:

  • предметную;

  • видовую;

  • функциональную (см. рис. 1).

Рис. 1. Виды конкуренции.


Примечание. Источник [8, с.65, рис.10.1]


Функциональная конкуренция возникает при удовлетворе­нии конкретной потребности покупателя разнообразными товарами.

Если предметная конкуренция более характерна для слу­чаев массовых продаж, то для персональной продажи доро­гостоящих товаров, уникальных устройств или при продажах организациям-потребителям чаще всего имеют место видовая и функциональная конкуренции. Данные виды конкуренции позволяют разрабатывать долгосрочные стратегии действия по завоеванию рынка потребителей на конкурентном поле.

Для выработки подобной стратегии следует начать с быс­трого теста оценки конкурентов.

Видовая конкуренция возникает при удовлетворении по­требности покупателя однообразными товарами, различаю­щимися существенными характеристиками (например, авто­мобили с разной мощностью двигателя). При видовой конкуренции борьба между фирмами-конкурентами может осуществляться более разнообразными методами, чем при предметной конкуренции, так как количество инструментов воздействия на покупателя возрастает - товар обладает но­выми характеристиками.

Предметная конкуренция возникает при предложении по­купателю практически одинаковых товаров, различающихся, возможно, только качеством. Это наиболее сложный вид кон­куренции для производящих и посреднических фирм.

Действительно, товаром называется продукт, оснащенный рыночной атрибутикой (упаковка, товарная марка, средства продвижения).

Таким образом, при предметной конкуренции на рынке соперничают между собой товары, полученные из конкретного основного продукта лишь с добавлением различ­ной рыночной атрибутики, либо с различным качеством.

Конечная цель любой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантиро­вана?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлека­тельность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правиль­ном определении содержания этой характеристики.


2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг.

Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

Различают качества товара:

  • физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах;

  • эстетические: стиль, класс, красота, изящество;

  • символические: статус, престиж, класс;

  • дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

При разработке марочного товара производитель должен при­нять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целе­вом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара.

Качество – это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.

Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.

Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства также является не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством.

Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.

Факторы, влияющие на определение цены товара:

  1. Совокупные издержки производства;

  2. Затраты общественного труда;

  3. Качество товара;

  4. Функции и свойства товара;

  5. Квалификация персонала;

  6. Технологический уровень производства;

  7. Налоговое законодательство страны;

  8. Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;

  9. Затраты, связанные с арендой помещений для реализации товара;

  10. Упаковка товара;

  11. Известность фирмы;

  12. Уровень сервисного и гарантийного обслуживания;

  13. Маркетинговая деятельность фирмы;

  14. Спрос и предложение на данную продукцию;

  15. Торговая наценка фирмы.

При выборе стратегии ценообразования фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно про­думаны, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия цено­образования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. При­мерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, за­воевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара. Охарактеризуем их подробне:

  1. Обеспечение выживаемости. Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности кли­ентов. Выживание важнее прибыли. До тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки, фирма может еще некоторое время продолжать коммерческую деятельность.

  2. Максимизация текущей прибыли. Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит макси­мальное поступление текущей прибыли и наличности и максималь­ное возмещение затрат.

  3. Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по по­казателям доли рынка, они идут на максимально возможное сни­жение цен.

  4. Завоевание лидерства по показателям качества товара. Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке.


3. Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность — это комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Такое определение исходит из предпосылки, что конкурентоспособ­ность в условиях рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя. Что же интересует его при выборе товара?

Маркетинговый анализ как раз и призван, прежде всего, выявить те параметры товара, которые представляют для покупателя существенный интерес.

Во-первых, это параметры, в которых отражается качество и полез­ность товара с учетом социальных, функциональных, эргономических, эстетических, экологических и других потребительских свойств. Ведь для того, чтобы товар был пригоден для удовлетворения потребности и представлял интерес для покупателя, он должен обладать набором соответствующих параметров. При этом согласно маркетинговой концепции особое значение имеет не просто набор потребительских свойств и характеристик товара, а понимание того, как данный товар воспринимается самим потребителем, которому, в принципе, безразличны его техни­ческие характеристики, но важно, каким образом данный товар может помочь удовлетворить определенную потребность или разрешить стоя­щую перед ним проблему.

Таким образом, одним из условий выбора то­вара потребителем является совпадение его свойств с условными харак­теристиками прогнозируемой потребности.

Во-вторых, стремясь к приобретению товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям (т.е. обладающего наивысшим потреби­тельским эффектом), потребитель не может абстрагироваться от затрат, которые будут связаны с этим товаром. Естественно, что он стремится достичь оптимального соотношения потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Поэтому для определения конкурентоспособности су­щественным является не только сравнение товаров по степени соответст­вия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами. При этом следует исходить из того, что для покупате­ля покупка означает только обязательное условие, исходный пункт на­чала процесса удовлетворения потребности, который представляет со­бой акт не единовременный, а занимает определенный (иногда весьма длительный) период.

Для многих товаров реализация полезного эффекта достигается в ходе эксплуатации, что связано с дополнительными расходами для покупателя.

Таким образом, конкурентоспособность обусловливается качественны­ми и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупа­телем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. Отсюда следует, что конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются:

  • качественные;

  • экономические.

Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свой­ства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потреб­ность. Они подразделяются на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность из­делия к определенной классификационной группировке и определяют назначение, область применения и условия использования данного това­ра.

Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отне­сенных к одному классу по классификационным показателям.

По роли, выполняемой при оценке конкурентоспособности, оценоч­ные показатели разделяют на две группы:

  • показатели, используемые для проверки выполнения обязательных требований, которым должна удовлетворять продукция;

  • показатели, используемые для сопоставления конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя теми или иными свойствами.

Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности пос­редством данного товара. Они состоят из расходов на покупку (продаж­ная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.). В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удов­летворения потребности (цены потребления).

Состав и структура экономических показателей определяются назна­чением изделия, уровнем качества, социально- экономическим положе­нием потребителя, наличием услуг и другими факторами .

Наиболее часто при оценке конкурентоспособности продук­ции применяются следующие методы.

1. Критерием для определения конкурентоспособности товара является его цена потребления, которая определяется по формуле

Цп = Цпр + Ип (1)

где Цп - цена потребления;

Цпр - цена приобретения;

Ип - издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.

Для покупателя все расходы делятся на две основные катего­рии: постоянные затраты, которые осуществляются единовремен­но, то есть покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользо­вания изделием - эксплуатационные расходы (энергия, сырье, ра­бочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

Величину переменных затрат (Ипер) можно определить по формуле

Ипер = (ЗП +Ирем +Им +А +Ипр)Тн (2)

где ЗП - годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;

Ирем - годовые затра­ты на текущий ремонт и обслуживание;

Им - годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связан­ные с эксплуатацией техники;

А - годовая величина амортизации;

Ипр - прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;

Тн - нормативный срок службы.

По мере старения изделия сумма переменных затрат возраста­ет, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.

На этой основе формируется удельная цена потребления, кото­рая в определенный момент достигает своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивно­сти эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.

С выработкой этого ресурса потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести капитальный ремонт, то есть восстановить в той или иной сте­пени экономический ресурс.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая тех­ника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры различаются, необходимо привести их в сопостави­мый вид.

Технические параметры при этом методе определения конку­рентоспособности учитываются косвенно в стоимостных парамет­рах (продажной цене и цене потребления).

2. При определении конкурентоспособности товара учитыва­ются два критерия: себестоимость производства и реализации то­вара, а также уровень его качества.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным является тот, у кого ниже себестоимость. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не толь­ко на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации .

3. Сопоставление товаров-конкурентов с учетом их техниче­ского уровня и продажной цены осуществляется по следующей схеме:

1) Средний индекс конкурентоспособности по стоимостным показателям рассчитывается по формуле

Iр= ( Рiб /Рi)/n (3)

где Рi, Рiб-значение i-го показателя базового и анализируемого изделия; n-количество i-ых показателей.

2) Индекс структурной оптимальности рассчитывается по формуле

Iо= Iу/Iуб (4)

где Iу-сруктурная оптимальность анализируемого изделия, рассчитываемая по формуле

Iу=( ymin/ymax)/n (5)

где ymin, ymax-минимальный и максимальный удельный вес показателей.

3) Комплексный стоимостной показатель рассчитывается по формуле

Iк=Iр*Iо (6)

4) Интегральный индекс конкурентоспособности рассчитывается по формуле

Iинт=Iс*Iк (7)

5) Средний индекс конкурентоспособности по экспертным оценкам рассчитывается по формуле

Iс=( Вiiб)/n (8)

где Вiiб -значение i-го показателя базового и анализируемого изделия

n-количество i-ых показателей .

В общем, для повышения конкурентоспособности продукции на предприятии необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. Улучшить качество продукции за счет системы TQM.

  2. Применять СТИС-рекламу личные продажи PR для успешного продвижения продукции.

  3. Обеспечение приоритетности на рынке за счет технико-экономических и качественных показателей продукции.

  4. Учитывать требования покупателей к изменению качества и характеристик продукции.

  5. Выявлять и использовать потенциальные качества про­дукции для повышения конкурентоспособности по сравнению с аналогами.

  6. Анализировать преимущества и недостатки товаров-аналогов конкурентов и использовать эти результаты для поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции.

  7. Изучать и анализировать мероприятия конкурентов по повыше­нию конкурентоспособности и разрабатывать контрмер, дающий пре­имущества предприятию.

  8. Расширять модификации продукции за счет улучшения их характеристик (дизайн, надежность, функциональная полнота, экономичность в эксплуатации и т.д.).

  9. Выявлять ценовые преимущества конкурентов и их ком­пенсацию (виды скидок, сроки и объем гарантии, сервис и т.п.).

  10. Расширять сферы применения (в том числе проектных).

  11. Расширять диапазон условий работы (эксплуатации) про­дукции.

  12. Дифференцировать продукцию с учетом предпочтений пока­зателей (по качеству, цене, характеристикам и др.).

  13. Воздействовать непосредственно на покупателя путем созда­ния временного дефицита новых и более совершенных товаров, ведение активной рекламной компании, создание предпочтитель­ных экономических условий продаж.

  14. Разработать стратегию по снижению или избеганию коммерческого риска

  15. Внедрять в производство более новое и совершенное оборудование и технологии.

  16. Повышать качество рабочей силы за счёт: повышения квалификации, ротации, переобучения, получения вторых профессий…

  17. Использовать новые информационные технологии, Интернет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из проведенного анализа по исследуемой теме, можно сделать следующие выводы и предложить следующие мероприятия:

1. Под конкурентоспособностью товара понимают неку,относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлека­тельность в глазах потребителя.

2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:

  • качество товаров и услуг;

  • цена товаров и услуг;

  • уровень квалификации персонала и менеджмента;

  • технологический уровень производства;

  • доступность источников финансирования.

3. Конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются:

  • качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свой­ства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность,

  • экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара.

4. Одним из основных методов повышения конкурентоспособности продукции на предприятии является известность фирмы – реклама.

Электронная реклама придает всей рекламной деятельности новое измерение: с помощью Интернет вы получаете возможность передавать свои рекламные объявления на компьютеры целевых групп потребителей в режиме реального времени.

5. Для повышения конкурентоспособности предприятия нужно совершенствовать технико-технологическую организацию производства на предприятии

6. Необходимо снизить цены на изделие. Одним из способов снижения цены на продукцию является применение скидок. Использование скидок обусловлено рядом причин: усиление спроса в период его спада, помогает управлять конечной продажной ценой, стимулирует клиентов к приобретению больших партий.

Также необходимо снижать энергозатраты на производство, путем более экономичного использования и модификации оборудования, что снизит потребление электроэнергии.

7. Необходимо улучшить качество продукции за счет системы TQM.


Литература:

  1. Акулич И.А. Маркетинг. Учебник. Мн.: Выш. шк., 2000. 58с.

  2. Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб :Издательство «Питер», 2003. С.211-217

  3. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. ред. Г.Л. Багиев, «Изд-во «Экономика» », 2001 г. С. 246-258.

  4. Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. М 25 Маркетинг. Ростов на Дону: «Феникс», с. 2001 С.103-104.

  5. Попов Е.В. продвижение товаров и услуг: МОСКВА «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА» 1999, с 60-70

  6. Блайт Дж. Основы маркетинга: Пер. со 2 – го англ. изд. К.: Знания Пресс, 2003. С. 115 – 130.

  7. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. Изд. 2 – е, перераб. и доп. М.: ИНФРА. М., 2001. С. 120 – 123.

  8. А.И. Ильин. Экономика предприятия: М.: «Новое знанаие», 2003. 677с.

  9. Дурович А.П. Д84 Маркетинг в предпринимательской деятельности. Мн.: НПЖ «Финансы, учёт, аудит», 1997. С. 209-216.

  10. Маркетинг: теория и практика: Учеб. Пособие / Г.Я. Кожекин, В.Я. Стариков, В.Б. Зубик, С.Г. Кожекина; Под общ. ред. Г.Я. Кожекина. Магазин для экономиста НПЖ «Плюсминус», 1993. С. 41 – 44.

  11. О методах расчёта конкурентоспособности // Маркетинг, 1988 г. № 110, 17, 09 – 4с.

  12. Печенкин А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг. №2 (51), 2000. С.23-26 .

  13. Александрович Я.М. /Методологические подходы к определению уровня конкурентоспособности продукции// Экономический бюллетень. 2006. - №7. с. 86-98.

  14. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, М.а. Зайцева и др.; Под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. Мн.: Высшая школа, 2003. 383с.

  15. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. /Пер. с англ. под ред. Л.А.Волковой. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2000. 752с..

  16. Свиткин М.З. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года: новые шаги в практике менеджмента качества. / 2000, №12, с.56 – 60.

  17. Р.А. Фатхутдинов. Стратегическая конкурентоспособность. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2005 – 504 с.



Похожие статьи

Обсуждение

Оставить комментарий:

войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий