Особенности применения кейс-технологий при изучении элементов современной философии старшеклассниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 23.06.2022

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Валинский, Б. В. Особенности применения кейс-технологий при изучении элементов современной философии старшеклассниками / Б. В. Валинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 287-290. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93422/ (дата обращения: 12.05.2024).



В статье производится обоснование необходимости изучения элементов современной философии старшеклассниками при помощи кейс-технологий с рефлексией над достигнутыми в ходе апробации результатами.

Ключевые слова : кейс-технологии, научно-исследовательская деятельность, постмарксизм, С. Жижек.

Современные образовательные стандарты выставляют определенные требования к усвоению образовательных программ. В рамках обществознания, в связи с многогранностью содержания данного предмета, предусматривается усвоение материала из таких сфер, как философия, социальная философия, социология, политология, социальная психология, экономика. Такое обширное содержание представляет собой как проблему в связи с большим количеством материала и неизбежной узостью рассмотрения практически всех тем, но также открывает широкие возможности для различного рода внеурочной деятельности, дополнительного образования и научно-исследовательской деятельности. Последняя форма работы подразумевает деятельность обучающихся, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающей наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Одним из наиболее важных элементов такой деятельности является методология, которая используется при любом научном исследовании [5, с. 4].

Обществознание, как и история, использует свои специализированные методы исследования, помимо общенаучных. Ныне существует большое количество теорий, по-разному объясняющих различные аспекты общественного бытия. В одно время может доминировать одна или несколько теорий, которые, в свою очередь могут сменяться другими через некоторое время. Именно такая ситуация сложилась применительно к марксизму. Однако, изучение современного марксизма (как и других направлений левой и вообще любой мысли) представляется необходимым, так как без использования достижений мыслителей нео- и постмарксизма представляется невозможным составить полноценную картину современного мира и перспектив его развития. Тем не менее, ознакомление старшеклассников с работами мыслителей данного направления затруднено в связи с необходимостью наличия предварительной подготовки. Однако такая деятельность учащихся будет полностью соответствовать задачам предмета (согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования). В любом случае, эти направления мысли лежат в области философии.

В мире проблема обучения школьников философии не только является теоретической проблемой, но и вопросом практики. В каких-то странах философия напрямую включена в школьную программу, в большинстве же стран — нет. В таких странах философия попадает в школу через аналоги российских внеурочных курсов и дополнительного образования. В этом случае наиболее авторитетными методами работы являются разработки М. Липмана и его соратников, которые претерпели различную эволюцию в различных странах. Главным способом работы служит «сократическая беседа», однако для подведения к ней используются различные рассказы, основанные на сюжетах из повседневной жизни, что способствует сближению философии и обыденности учащихся, и следовательно, лучшему усвоению философских идей. Наиболее близкой к данной форме работы является метод кейс-технологий [1, с. 85]. Учитывая необходимость обеспечить максимальную доступность материала для учащихся старших классов, нами были подготовлены кейсы, содержащие как оригинальные тексты философов в сокращении, так и тексты, являющиеся переработкой идей мыслителей постмарксизма. К данным текстам были подготовлены вопросы, касающиеся как непосредственного содержания текста, так и практические задания.

Апробация данных кейсов проводилась в МАОУ СШ № 12 г. Красноярска в мае 2022 года. Одна из проблем, заключавшаяся в формах организации работы, была связана с тем, что научно-исследовательская деятельность старшеклассников не включена в предметную деятельность в рамках основных учебных дисциплин. Однако научно-исследовательская деятельность осуществляется в рамках такого предмета как «Индивидуальный проект», который является обязательным для учащихся 10–11 классов. Учащимся 10 классов предлагается выбрать тему своего проекта, который может быть как практическим, так и исследовательским. Подавляющее большинство предпочитает исследовательские проекты практическим. В 10 «А» классе выбор тем был обусловлен социально-психологическим уклоном класса, что привело к выбору тем, связанных исключительно с разнообразными проблемами психологии человека. 10 «Б» класс не имеет какой-либо специализации, в следствие чего выбор тем был более разнообразен, из 24 учащихся 13 сделали выбор в пользу тем, не связанных с гуманитарными науками. Таким образом, имелось 30 учащихся, чьи темы были связаны с гуманитарными науками и имели потенциал к использованию нео- и постмарксистской философии как методологической основы в своих исследованиях.

Задачей эксперимента было получение ответа на вопрос — является ли разработанное нами учебное пособие эффективным средством для усвоения основ нео- и постмарксисткой философии? Также необходимо было решить вопрос о том, как выявить, влияет ли применение учебного пособия на восприятие идей данных направлений мысли.

8 участников были разделены на 2 группы по 4 человека в каждой. Первая группа являлась основной, вторая — контрольной. Для первой группы были подготовлены 2 текста, взятые из учебного пособия со всем методическим сопровождением. Первый текст представлял собой сокращенное письмо К. Маркса в редакцию журнала «Отечественные записки» [4], сопровождаемое 3 вопросами, направленными на вычленение сути текста и определение его применимости в их учебной деятельности. Второй текст анализом с позиций философии С. Жижека повести «Сердце тьмы» с 3 вопросами и практическим заданием. Вторая группа также получила два текста, первый из которых был полностью идентичным сокращенным письмом К. Маркса в редакцию «Отечественных записок», второй текст был сокращенным предисловием к работе «Чума фантазий» под названием «Моя личная Австрия» [3, с. 13–31]. Общим для второй группы текстов было отсутствие уточняющих вопросов и практических заданий, однако один вопрос был задан — о чем данный текст?

Перед получением кейсов учащиеся прошли вводный опрос:

1) Вы когда-нибудь читали философские тексты?

2) Вы знаете что-нибудь о марксизме?

3) Что вы знаете об идеологии?

На первый вопрос 7 из 8 участников ответили отрицательно, 1 утвердительно; на второй вопрос 5 человек из 8 ответили отрицательно, 2 человека дали крайне смутные ответы, 1 участник описал марксизм как политическое учение; на третий вопрос 3 участника ответили отрицательно, 2 участника дали ответ, что это форма мировоззрения, еще 3 участника ответили, что это набор политических предпочтений. Открытие вопросы без вариантов обусловлен спецификой философского знания — в нем не делается окончательных безапелляционных выводов. Целью данного опроса было выяснение уровня текущих знаний по данным темам.

Кейсы были выданы учащимся для самостоятельной работы дома. Подразумевалось чтение текстов и письменные ответы на вопросы. Сдача работы должна была произойти на следующий день, 13 мая. На следующий день было сдано 7 работ из 8, один из участников отказался от выполнения под предлогом нехватки времени.

Первая группа преимущественно справилась с заданием. Из общих 16 заданий на группу были даны ответы на 12 вопросов. Наиболее сложными стали для участников стали задания, касающиеся практического применения полученного знания, особенно для тех, кому в первой группе досталось для работы «письмо…» К. Маркса (текст № 1). Вопросы на понимание текста были отработаны на удовлетворительном уровне. Текст № 2 («Темное сердце идеологии…») оказался более легким для восприятия с точки зрения собственного содержания, так и с точки зрения практического задания, заключавшегося в необходимости привести примеры из повседневной жизни, что было выполнено обоими участниками с данным текстом. При этом нужно отметить, что участники продемонстрировали высокий уровень выполнения, что подтвердилось в ходе личной беседы после проверки работ.

Вторая группа показала более низкие результаты, в сравнении с первой. Трое выполнивших работы участников давали крайне неясные ответы, в двух случаях основа ответа состояла из цитирования фрагмента текста. В личной беседе участники второй группы сетовали на сложность текста, чего не было в первой группе.

На основании результатов апробации были сделаны следующие выводы:

  1. Учащиеся 10 классов готовы к усвоению философских текстов, причем достаточно сложных, но при соблюдении ряда предварительных условий;
  2. Участники, чьи задания заключались только в необходимости объяснить, о чем данный текст, отсутствовали уточняющие вопросы и практические задания, демонстрировали гораздо более низкие результаты, чем участники второй группы;
  3. Тексты, ориентированные на глобальные вопросы (№ 1), вызывали большие трудности, чем тексты, касающиеся более «приземленных» (№ 2) тем;
  4. Наличие практического задания на применение приобретенных знаний увеличивало уровень понимания текста, переводило знание из разряда «отвлеченных вопросов» на уровень обыденного опыта.
  5. Большой разницы между качеством выполнения работ учащимися, демонстрирующих высокую успеваемость и учащимися с преимущественно средним уровнем успеваемости, не было выявлено.

Из выявленных недостатков можно отметить трудоемкость создания подобных кейсов, а также необходимости расширения масштаба апробации данной формы работы.

Таким образом, в ходе апробации была установлена принципиальная возможность обеспечить эффективное изучение проблем современной философии старшеклассниками. Должное методическое обеспечение нивелирует эффект «отвлеченности» знания, высокого уровня абстракции. Закрепляет достигнутый успех перевод данного теоретического знания в практическую плоскость повседневной жизни десятиклассников. Это должно обуславливать специфику подбора философских текстов для старшеклассников — эти тексты должны иметь возможность для применения на уровне обыденной жизни. Тексты С. Жижека являются наиболее привлекательными с этой точки зрения, так как его тексты наполнены массой примеров именно из повседневности и множеством философских шуток. Однако его тексты в обязательном порядке должны проходить предварительную цензуру, так как многие из его примеров и шуток предназначены исключительно для взрослой аудитории, что нисколько не снижает концептуальной ценности его работ. Ориентация нео- и постмарксизма на психоанализ [2], вопросы субъективности и т. д. представляют значительную ценность для использования именно в среде старшеклассников и студентов, так как они затрагивают вопросы, наиболее важные для молодых людей — вопросы восприятия себя, психологические проблемы, определения своего места в современном мире и т. д.

Кейс-технологии показывают свою эффективность перед лицом такой трудной задачи, как изучение старшеклассниками элементов современной философии. Однако необходимо учитывать ряд особенностей для достижения наилучшего результата: тексты должны быть тщательно подобраны, отредактированы в соответствии с конкретными задачами, задания к текстам должны носить практический характер, т. е. нужно связывать полученные теоретические знания с обыденной жизнью старшеклассника.

Литература:

  1. Ворошилова Н. В., Толмачева А. В. Современные технологии обучения истории и обществознанию: учебное пособие / Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В. П. Астафьева — Красноярск, 2021. — 204 с.
  2. Девятков, А. В. Славой Жижек: Власть, политика, сопротивление [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18266199
  3. Жижек, С. Чума фантазий, 2 изд., стереотипное/ Пер. с англ. — Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2017. — 13–31 с.
  4. Маркс, К. Письмо в редакцию Отечественных записок [Электронный ресурс] URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/cw/t19.pdf
  5. Рузавин Г. И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов / Г. И. Рузавин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 287 с.
Основные термины (генерируются автоматически): текст, группа, Маркс, научно-исследовательская деятельность, практическое задание, современная философия, участник, учащийся, учебное пособие, дополнительное образование.


Ключевые слова

научно-исследовательская деятельность, кейс-технологии, постмарксизм, С. Жижек

Похожие статьи

Исследовательская деятельность учащихся в образовательном...

 Исследовательская деятельность учащихся вобразовательном пространстве. Громов Роман Михайлович, преподаватель.

При условии развития среди учеников навыков научно-исследовательской работы уже в школе, в дальнейших ступеням образования они...

Современные подходы к организации...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой

Учебно-исследовательская деятельность сегодня — одно из ведущих направлений работы

Победители муниципальной научно-практической конференции, получившие хорошую оценку...

Различные подходы к определению понятия... | Научный журнал

Учебно-исследовательская деятельность учащихся состоит из следующих основных

Учебно-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при

Занятие исследовательской деятельностью в рамках научного объединения учащихся.

Учебная исследовательская деятельность современных...

Учебно-исследовательская деятельность — это процесс приобретения исследовательских и смежных умений, возникающих при

Она включает в себя: – внедрение общих и частных методов научного исследования в процесс получения учебного знания на всех его этапах (от...

Исследовательская деятельность учащихся | Статья в журнале...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности

Крайние увлечения исследовательского метода были устранены в1931–32, но вопреки научным рекомендациям о целесообразности...

Роль научно-исследовательской деятельности студентов...

В сфере среднего профессионального образования научная деятельность становится важной

Организацию научно-исследовательской работы в учебном заведении можно

Многолетний опыт работы в системе среднего профессионального образования позволяет...

Модель организации исследовательской деятельности...

Современные подходы к организации учебно-исследовательской... учебно-исследовательская деятельность, дополнительное образование, исследовательская деятельность, детско-юношеский центр...

Практика формирования и развития исследовательской...

Вихорева, О. А. Практика формирования и развития исследовательской деятельности старшеклассников / О. А. Вихорева.

Современная социальная ситуация выдвигает на первый план необходимость развития у детей навыков самостоятельной деятельности и в конечном...

Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие...

Как известно, выделяют научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую

Учебно-исследовательская деятельность — особый вид интеллектуально-творческой

- систематизации и закреплением полученных теоретических знаний и практических умений по...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее

Потребность в научно-теоретическом обосновании модели организации исследовательской деятельности учащихся в современной школе...

Похожие статьи

Исследовательская деятельность учащихся в образовательном...

 Исследовательская деятельность учащихся вобразовательном пространстве. Громов Роман Михайлович, преподаватель.

При условии развития среди учеников навыков научно-исследовательской работы уже в школе, в дальнейших ступеням образования они...

Современные подходы к организации...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой

Учебно-исследовательская деятельность сегодня — одно из ведущих направлений работы

Победители муниципальной научно-практической конференции, получившие хорошую оценку...

Различные подходы к определению понятия... | Научный журнал

Учебно-исследовательская деятельность учащихся состоит из следующих основных

Учебно-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при

Занятие исследовательской деятельностью в рамках научного объединения учащихся.

Учебная исследовательская деятельность современных...

Учебно-исследовательская деятельность — это процесс приобретения исследовательских и смежных умений, возникающих при

Она включает в себя: – внедрение общих и частных методов научного исследования в процесс получения учебного знания на всех его этапах (от...

Исследовательская деятельность учащихся | Статья в журнале...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности

Крайние увлечения исследовательского метода были устранены в1931–32, но вопреки научным рекомендациям о целесообразности...

Роль научно-исследовательской деятельности студентов...

В сфере среднего профессионального образования научная деятельность становится важной

Организацию научно-исследовательской работы в учебном заведении можно

Многолетний опыт работы в системе среднего профессионального образования позволяет...

Модель организации исследовательской деятельности...

Современные подходы к организации учебно-исследовательской... учебно-исследовательская деятельность, дополнительное образование, исследовательская деятельность, детско-юношеский центр...

Практика формирования и развития исследовательской...

Вихорева, О. А. Практика формирования и развития исследовательской деятельности старшеклассников / О. А. Вихорева.

Современная социальная ситуация выдвигает на первый план необходимость развития у детей навыков самостоятельной деятельности и в конечном...

Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие...

Как известно, выделяют научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую

Учебно-исследовательская деятельность — особый вид интеллектуально-творческой

- систематизации и закреплением полученных теоретических знаний и практических умений по...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее

Потребность в научно-теоретическом обосновании модели организации исследовательской деятельности учащихся в современной школе...

Задать вопрос