Обзор существующих и перспективных высокооктановых добавок к моторным топливам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 07.05.2022

Статья просмотрена: 468 раз

Библиографическое описание:

Минина, Ю. Д. Обзор существующих и перспективных высокооктановых добавок к моторным топливам / Ю. Д. Минина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 112-113. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91079/ (дата обращения: 13.05.2024).



В настоящее время требования по качеству автомобильных бензинов в России определены техническим регламентом Таможенного союза (TP ТС 013/2011), который запрещает использование металлосодержащих присадок, содержащих марганец, свинец и железо, не допускает использования монометиланилина в отношении К5 экологического класса бензина, устанавливает жесткие ограничения на содержание серы, бензола, ароматических соединений, метанола [1].

Поэтому сегмент октаноповыщающих присадок в России составляют в основном оксигенаты — спирты С 2 4 и простые эфиры на их основе, в частности широко распространен метил- трет -бутиловый эфир (МТБЭ) [2].

При использовании МТБЭ ОЧ повышается на 4–6 ед. при его максимально допустимой концентрации в бензине, технология производства данного оксигената достаточно проста.

Так, в работе [3] рассматривается синтез МТБЭ и этил- трет -бутиловый эфир (ЭТБЭ), где в качестве исходного сырья используются бутан-дивинильная фракция, полученная в результате пиролиза, и спирты С 1 2 . В ходе реакции метанола с бутан-дивинильной фракцией, проводимой на цеолитсодержащих катализаторах (Цеокар-2) при температуре 120°С, давлении 3,0 МПа, выход добавки достигает 55,7 %масс. Выход МТБЭ по реакции в данных условиях составляет 26,3 %масс, а выход 1,3-диметкосибутана — 17,2 %масс. Применение такой присадки позволяет увеличить ОЧ бензинов КК с 80 до 84 пунктов, а в случае прямогонных бензинов — с 56 до 70 пунктов. Выход добавки по реакции при использовании этанола при тех же технологических параметрах достигает 57,7 %масс, где ЭТБЭ составляет 30,09 %масс, а 1,3-диметоксибутан — 15,22 %масс. В случае использования данной присадки ОЧ бензинов КК увеличивается на 6 пунктов, а прямогонных бензинов — на 16.

Температура кипения МТБЭ составляет 55 о С, поэтому при использовании данной присадки в жаркое время года бензин может терять часть октановых единиц. Также МТБЭ обладает меньшей теплотой сгорания, чем нефтяное топливо, что ограничивает его применение в качестве присадки до 15 %об., чего вполне достаточно для повышения октанового числа, если в состав бензина состоит из различных фракции: бензина каталитического крекинга, изомеризата, алкилата и разнообразных присадок [4].

В Америке в качестве высокооктановой присадки широко распространен «газохол» — смесь бензина и этанола. В Италии в качестве автомобильной высокооктановой присадки используют смесь спиртов состава С 1 5 , получаемых из оксида углерода и водорода. Китай реализует региональную программу внедрения высокометанольных топлив, получая метанол из угля. Развитие метанольного направления активно поддерживается в Австралии, Италии, Исландии и Израиле.

Производство метанола в качестве октаноповышающей добавки является перспективным направлением, поскольку способ его получения довольно простой и дешевый, а среди оксигенатных присадок он является одним из самых эффективных. Однако недостатками его использования являются низкая теплотворная способность, токсичность, растворимость в воде, агрессивное действие на резины и пластики, повышенные выбросы формальдегида. Поэтому в России использование метанола в качестве присадки ограничено 1 % [2].

Проблема создания эффективных высокооктановых компонентов, удовлетворяющих требованиям современных стандартов, является одной из актуальных задач отрасли, поэтому многие исследования направлены на поиск её решения.

В работе [5] предложен двухступенчатый метод получения высокооктанового компонента из бутан-бутиленовой фракции (ББФ), полученной методом каталитического крекинга после извлечения из нее изо -бутана. Процесс протекал с высоким выходом при 150 °C, на катализаторе Ni/Al 2 O 3 . У продуктов гидрирования также отмечались высокие антидетонационные свойства, превосходящие алкилат, однако недостатком данного способа получения высокооктановых компонентов является низкая селективность превращения карбонильных соединений в простые эфиры, что неизбежно приводит к появлению воды в продукте, которая может повлиять на работу двигателя.

О перспективах переработки легких углеводородных газов в высокооктановые компоненты бензина говорится в работе [6]. Легкие алканы составляют значительную часть нефтеперерабатывающих газов и обычно сжигаются в топливной сети. Однако бутановые фракции могут быть переработаны в (СН3) 3 СОН, а этан-этиленовые фракции в изо -пропиловый спирт, который хорошо смешивается с другими компонентами бензина. Антидетонационные свойства (СН3) 3 СОН (ОЧИ 113) близки к МТБЭ, а также трет -бутиловый и изо -пропиловый спирты имеют более высокие температуры кипения, что повышает стабильность топлив на их основе.

В работе [7] в качестве оксигенатных добавок к моторному топливу были исследованы арилбутилацетали, синтезированные добавлением фенолов к бутилвиниловым эфирам при комнатной температуре в присутствии трифторуксусной кислоты в качестве катализатора (0,3–0,6 % мольн.). Было обнаружено, что синтезированные арилбутилацетали обладают довольно высоким ОЧИ — до 110, и могут быть перспективными добавками к автомобильным бензинам для повышения детонационной стойкости. Добавление 3 % масс арилбутилацеталей увеличивает ОЧИ смеси н-гептан– изо -октан, используемой в качестве модельного топлива и базового топлива АИ-92-К5 на 1.0–1.2 и 0,1–0,4 пункта, соответственно.

В качестве высокооктановых добавок были изучены метилацетат и этилацетат в работе [8], в результате чего было установлено, что оба оксигената являются эффективными добавками для увеличения значения октанового числа бензина без резкого изменения давления паров, повышающими октановое число в 3–4 раза без модификации двигателя и топливной системы. Ожидается снижение выбросов окиси углерода, альдегидов и кетонов из-за более высокой степени окисления сложных эфиров по сравнению со спиртами и эфирами. Плотность образцов смешанных бензинов увеличивалась с увеличением процентного содержания этилацетата и метилацетата.

В работе [9] предложен способ производства высокооктановых автомобильных топлив на основе синтеза Фишера-Тропша. Технология данного способа включает в себя этапы получения синтез-газа из природного газа, угля и биомассы, синтез метанола и переработку последнего в ароматические углеводороды для последующего смешивания полученных компонентов в коммерческое топливо. Результаты исследования показали, что полученный бензин, имеет ОЧИ 98,8, а значение индукционного периода составляет более 480 мин.

Работа [10] рассматривает получение высокооктановых добавок бензина путем каталитического крекинга вакуумного газойля с триглицеридом пальмового масла и олеиновой кислотой, который проводился в реакторе с псевдоожиженным слоем установки ACE с использованием цеолитных катализаторов REY при температуре 530°C и соотношении катализатор-масло 5,5 г/г. В результате исследовательской работы было установлено, что исходное сырье, приготовленное из вакуумного газойля с добавлением 5 % очищенного отбеленного дезодорированного пальмового масла и олеиновой кислоты (9:1), увеличило ОЧИ бензина с 91,8 до 98,2.

Литература:

  1. Технический Регламент Таможенного Союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» № ТР ТС 013/2011 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [cайт]. [2012]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902307833 (дата обращения: 27.11.2021).
  2. Миннуллина Э. М., Абдуллин А. И., Емельянычева Е. А., Мухаметзянова А. А. Перспективы производства и использования метил-трет-бутилового эфира // Вестник технологического университета. 2018. Т.21, № 3. С. 70–76.
  3. S. H. Yunusov High-octane additives for automobile gasoline based on С 1 and С 2 alcohols and butane–divinyl fraction from the pyrolysis process // Petroleum Chemistry. 2016. Vol. 8 (56). P. 738–741.
  4. Шумков А. П., Чиркова Ю. Н. Разработка новых высокооктановых компонентов моторного топлива // Вестник современных исследований. 2018. № 10.7 (25). C. 267–269
  5. A. S. Kharitonov, D. P. Ivanov, M. V. Parfenov, et al. New methods for the preparation of high-octane components from catalytic cracking olefins // Catalysis in Industry. 2017. Vol. 3 (9). P. 204–211.
  6. A. S. Kharitonov, K. Yu. Koltunov, V. I. Sobolev, et al. Prospects for Conversion of Refinery Gas to High-Octane Oxygen-Containing Components of Motor Fuels // Catalysis in Industry. 2018. Vol. 2 (10). P. 115–117.
  7. L. A. Oparina, N. A. Kolyvanov, A. A. Ganina, S. G. D’yachkova Aryl Butyl Acetals as Oxygenate Octane-Enhancing Additives for Motor Fuels // Petroleum Chemistry. 2020. Vol 1 (60). P. 134–139.
  8. H. A. Dabbagh, Ghobadi F., M. R. Ehsani, M. Moradmand The influence of ester additives on the properties of gasoline // Fuel. 2013. Vol. 104. P. 216–223.
  9. M. A. Ershov, D. A. Potanin, E. V. Grigorieva, Tamer M. M. Abdellatief, V. M. Kapustin Discovery of a High-Octane Environmental Gasoline Based on the Gasoline Fischer-Tropsch Process // Energy and Fuels. 2020. Vol. 4 (34). P. 4221–4229.
  10. Z. Azis, B. H. Susanto, M. Nasikin Production of high octane gasoline by catalytic cracking of petroleum gasoil with palm’s triglyceride and oleic acid // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 749. 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): бензин, Россия, каталитический крекинг, качество, масса, эфир, фракция, спирт С, работа, пропиловый спирт, присадок, олеиновая кислота, октановое число, ACE, Италия, исходное сырье, выход добавки, вакуумный газойль, бутиловый эфир, REY.


Похожие статьи

Моделирование процесса разделения фракций реакционной...

Рассматривается работа узла фракционирования реакционной массы установки каталитического крекинга.

Модель используется с целью оценки технологических режимов для обеспечения чёткого разделения фракций реакционной массы.

Преимущества и недостатки способов получения...

В качестве катализаторов были предложены бренстедовские кислоты и

Наиболее близким аналогом предлагаемого способа получения высокооктанового бензина является

Получение товарного бензина с высоким моторным октановым числом путем замены бензола и других...

Современные методы повышения октанового числа

 Октановое число — мера детонационной стойкости бензина и моторных масел.

Для автомобильных бензинов октановое число определяют двома методами — моторным и

Добавка долей процента этиловой жидкости в бензин позволяет увеличить его октановое...

Каталитический риформинг | Статья в сборнике международной...

Помимо прямогонных бензинов, как сырье каталитического риформинга используют

Каталитический риформинг является в настоящее время неотъемлемым элементов

В качестве сырья для каталитического риформинга используют фракции первичной перегонки...

Полимеризация газообразных углеводородов в жидкое топливо

Октановое число гидрированного полимербензина с 3,3 г тетраэтилсвинца на 1 кг

В зависимости от состава сырья и условий процесса октановое число полимербензина

Состав любого бензина полимеризации определяется, главным образом, составом исходного сырья...

Исследование и применение импортозамещающей продукции...

Применяется в производстве пропилового, изобутилового, изоамилового технических спиртов, биоэтанола и компонента

Сложные эфиры изоамилового спирта широко применяются в промышленности.

Изоамилацетат (сложный эфир изопентанола) используется в качестве...

Разработка технологии производства этил-трет-бутилового...

Наибольшим октановым числом характеризуются бензины риформинга, изомеризации бензиновых фракций, алкилирования.

На данный момент наиболее часто используемыми присадками выступают: метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), диизопропиловый эфир...

Модернизация установки изомеризации легкой бензиновой...

Если такую фракцию подвергнуть изомеризации, то можно значительно повысить ее

По результатам анализа работы установки был сделан вывод, что имеющаяся схема установки

Наименьшее октановое число у прямогонных бензинов, а также бензиновых фракций...

Разработка системы автоматического управления процессом...

Ректификация бутилового спирта производится методом азеотропной ректификации бинарной смеси: бутиловый спирт, вода (67 %...33 %) в колонне поз.7. Температура кипения

Со стадии сушки сконденсированный бутиловый спирт непрерывно подается во флорентийский сосуд поз.

Похожие статьи

Моделирование процесса разделения фракций реакционной...

Рассматривается работа узла фракционирования реакционной массы установки каталитического крекинга.

Модель используется с целью оценки технологических режимов для обеспечения чёткого разделения фракций реакционной массы.

Преимущества и недостатки способов получения...

В качестве катализаторов были предложены бренстедовские кислоты и

Наиболее близким аналогом предлагаемого способа получения высокооктанового бензина является

Получение товарного бензина с высоким моторным октановым числом путем замены бензола и других...

Современные методы повышения октанового числа

 Октановое число — мера детонационной стойкости бензина и моторных масел.

Для автомобильных бензинов октановое число определяют двома методами — моторным и

Добавка долей процента этиловой жидкости в бензин позволяет увеличить его октановое...

Каталитический риформинг | Статья в сборнике международной...

Помимо прямогонных бензинов, как сырье каталитического риформинга используют

Каталитический риформинг является в настоящее время неотъемлемым элементов

В качестве сырья для каталитического риформинга используют фракции первичной перегонки...

Полимеризация газообразных углеводородов в жидкое топливо

Октановое число гидрированного полимербензина с 3,3 г тетраэтилсвинца на 1 кг

В зависимости от состава сырья и условий процесса октановое число полимербензина

Состав любого бензина полимеризации определяется, главным образом, составом исходного сырья...

Исследование и применение импортозамещающей продукции...

Применяется в производстве пропилового, изобутилового, изоамилового технических спиртов, биоэтанола и компонента

Сложные эфиры изоамилового спирта широко применяются в промышленности.

Изоамилацетат (сложный эфир изопентанола) используется в качестве...

Разработка технологии производства этил-трет-бутилового...

Наибольшим октановым числом характеризуются бензины риформинга, изомеризации бензиновых фракций, алкилирования.

На данный момент наиболее часто используемыми присадками выступают: метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), диизопропиловый эфир...

Модернизация установки изомеризации легкой бензиновой...

Если такую фракцию подвергнуть изомеризации, то можно значительно повысить ее

По результатам анализа работы установки был сделан вывод, что имеющаяся схема установки

Наименьшее октановое число у прямогонных бензинов, а также бензиновых фракций...

Разработка системы автоматического управления процессом...

Ректификация бутилового спирта производится методом азеотропной ректификации бинарной смеси: бутиловый спирт, вода (67 %...33 %) в колонне поз.7. Температура кипения

Со стадии сушки сконденсированный бутиловый спирт непрерывно подается во флорентийский сосуд поз.

Задать вопрос