Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 02.05.2022

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Каюбалиева, Г. Т. Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA / Г. Т. Каюбалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 307-309. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90934/ (дата обращения: 14.05.2024).



В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Ключевые слова: математическая грамотность, оценивание, методы, система, результат

Казахстан динамично развивается с каждым днем и делает решительный шаг к формированию интеллектуального потенциала нации. Система образования страны переживает этап глубокой и поэтапной стратегической модернизации.

В процессе вхождения Казахстана в число тридцати конкурентоспособных стран мира, в условиях решения данной стратегической задачи, являющейся важной для страны, главными функциональными качествами личности являются активность, способность творчески мыслить и принимать решения, выбирать профессиональный путь, готовность к обучению на протяжении всей жизни. Эти функциональные навыки формируются в стенах школы. [1]

В этой связи глава государства Н.Назарбаев в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» поставил основной задачей правительству «Повышение функциональной грамотности». Этот национальный план является основным ориентиром для совершенствования качества образования. В плане четко поставлены цели, задачи, анализ текущей ситуации, механизмы развития функциональной грамотности школьников, обновление образовательных стандартов, учебных программ и планов, обновление форм, методов и технологий обучения, развитие системы оценки результатов обучения школьников, обеспечение участия родителей, развитие дополнительного образования. [2]

Сегодня перед казахстанской системой образования стоят вопросы повышения конкурентоспособности качества образования, адаптации к реальным жизненным этапам. В связи с этим пятнадцатилетние школьники страны принимают участие в международном исследовании PISA для определения уровня образовательных достижений.

Целевые индикаторы в рамках государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы применение Казахстаном международных исследований (TIMSS, PISA, PIRLS) приведет к рейтинговому показателю в соответствии с уровнем мировых стандартов.

В настоящее время проект PISA предлагает различные варианты, в том числе направления «финансовая грамотность», «совместное решение проблем», «глобальная компетентность». Казахстан впервые планирует принять участие в новом направлении «глобальная компетентность» наряду с математической, естественнонаучной и читательской грамотностью PISA-2018. А также переходит в компьютерный формат тестирования. Уровень функциональной грамотности участников исследования определяется заданиями, представленными в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и рисунков.

Тестовые задания предусматривают три вида ответов: свободно составленный (полный и обоснованный письменный ответ), закрытый составленный ответ (упорядоченное размещение события, написание нужного слова или цифры) и выбор из заданного варианта ответа ((A, b, c, d) выбор одного из вариантов ответа). [3]

Ответы на задания требуют от учащихся умения работать одновременно с информацией, представленной в нескольких таблицах и графиках. Усложняются вопросы и с передачей избыточной информации в содержании задания. Таким образом, оценивается умение 15-летних школьников находить необходимую информацию для анализа представленной проблемы и ситуации. Исследование ставит своей целью выявление образовательных достижений учащихся 15 лет во всех организациях образования по предметам учебного, математического и естественнонаучного направлений. Исследование направлено на оценку не способностей учащихся, а умения применять в жизненных ситуациях знания и умения, приобретенные им в процессе обучения.

Целью исследования PISA является анализ достоверных данных о результатах обучения каждого государства, сопоставимых на мировом уровне, а основной задачей является анализ достоверных результатов, полученных путем объективных измерений на основе средств исследования, характеризующих мировые приоритеты в сфере образования, и проверка функциональной грамотности учащихся, а функциональная грамотность учащихся — активное участие в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, т. е. постоянно совершенствовать знания, следуя современному течению в эпоху глобализации. Главной целью является формирование в организациях образования интеллектуально, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, его социальная адаптация в мире. [4]

В ходе тестирования в рамках РІЅА оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в обучении, математическая и естественнонаучная грамотность.

Математическая грамотность — определять и понимать роль математики в мире; — читать, анализировать, интерпретировать числовую информацию, представленную в различных формах; — высказывать правильно обоснованные математические суждения;-находить эффективные способы решения задач, выполнять, проверять себя, соотносить себя с жизнью; — свободно применять математические знания при решении различных задач, возникающих в жизненных ситуациях.

Формирование математической грамотности учащихся характеризуется уровнями развития математической компетенции (познавательные сферы):

— знать (вспоминать);

— применять (устанавливать связи);

— рассуждать (рассуждать).

Для формирования математической грамотности необходимо:

— знать теорию, сочетать ее с логикой.

— математический конкурс-урок, предметный вечер, увязка недель с историей развития математики,

— использовать интерактивную доску на уроках математики по технологии информационного обучения. С помощью интерактивной доски учащиеся максимально осваивают новый материал с помощью специальных программ, а также повышается функциональная грамотность.

Усиление системной работы с уровневыми заданиями “знать — понимать — применять — формулировать” по каждой главе, каждой теме урока, составленной на основе новой технологии преподавания; создание на уроке практических содержательных задач, тестовых заданий различного формата, интересных задач для применения знаний в нестандартных ситуациях; закрепление знаний, полученных на уроках математики, курсах по выбору, применять его на практике, решать логические задачи; целенаправленно работать с учащимися в школе по результатам международных исследований и национальных экзаменов; широко знакомить родителей, учащихся, общественность о важности и специфике проведения международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS; учиться использовать активные обучающие стратегии, направленные на развитие грамотности чтения школьников. [5]

Международные эксперты определили два принципа, лежащих в основе направления «математическая грамотность» в проекте PISA.

Первый. «Фундаментальные математические идеи» охватывают следующие области: «переменные и отношения» (зависимость между переменными, постоянные и переменные связи, использование математических моделей), «пространство и форма «(геометрические формы, схемы, пространственная визуализация форм), «неопределенность» (вероятностные и статистические явления, определение и обобщение данных, научное предположение) и» число " (объяснять и доказывать данные, понимать единицы измерения и использовать арифметическое мышление).

Второе. «Математическая компетентность» — объединяет три уровня умений. Это «воображение» (использование реальных фактов, распознавание математических объектов, выполнение алгоритмов и вычислений)», установление связей «(решение различных задач, умение находить связи между несколькими фактами и информацией) и «мышление» (применение знаний в различных разделах, выполнение законов решения и нахождения комплексных задач). [6]

Ученик самостоятельно осваивает новую тему, доказывает свои знания, выполняя различные задания, закрепляет на практике, высказывает свою точку зрения, все ученики в классе не остаются без внимания, в ходе урока никто не сидит без дела, активно, кололаборативно работает, оценивается по личностным способностям, оценивается группой. Используются формативные, суммативные формы оценки.

Быть учителем-новатором требует общество, только если ты умеешь мыслить по-новому. Для этого у учителя должны быть глубокие знания, новаторская методика по предмету, чистое чувство любви к ребенку, любовь к профессии и нравственный образ. У нового дела будут какие-то сложности. Только при последовательном, систематическом труде, своевременно выявляя недостатки и успехи в преодолении трудностей, у ученика и учителя будут сформированы навыки и положительные результаты.

Подводя итоги, я имею все основания утверждать, что повышение математической грамотности учащихся — главный ключ к развитию исследовательских навыков. Личность, обладающая исследовательскими навыками, может самостоятельно искать, анализировать и обрабатывать информацию, делать аргументированные выводы. Хороший результат может быть достигнут и при систематическом изложении заданий на математическую грамотность, основанных на каждой теме.

Литература:

  1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы / Республика Казахстан
  2. Назарбаев Н. А. Послание народу Казахстана «социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» / Н. А. Назарбаев // Суверенный Казахстан. — 2012. — 28 января
  3. К. Устемиров, А. Айтбаева «современные образовательные технологии» — А., 2006г.
  4. Программа повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан по методам развития функциональной грамотности школьников в рамках проведения международного исследования PISA. Рабочая тетрадь слушателя / / NIS — PEARSON.
  5. Программа повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан по методам развития функциональной грамотности школьников в рамках проведения международного исследования PISA. Грамотность чтения. Рабочая тетрадь учителя / / NIS — PEARSON.
Основные термины (генерируются автоматически): PISA, Казахстан, математическая грамотность, функциональная грамотность, PIRLS, TIMSS, интерактивная доска, математическая грамотность учащихся, основная задача, функциональная грамотность учащихся.


Похожие статьи

Участие Республики Узбекистан в Международной программе...

Исследование образовательных достижений учащихся проводится по четырём основным направлениям: 1. «грамотность чтения» 2

Необходимо отметить, что проведение и внедрение международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA и TALIS в Узбекистане закреплено в...

Формирование и оценка функциональной грамотности...

В статье описаны результаты исследования функциональной грамотности по модели PISA, динамика изменения места

Общепризнанным инструментом оценки качества образования являются международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS и т. п.). PISA (Programme for...

Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт

PISA — это международное сравнительное исследование, направленное на оценивание функциональной грамотности по трем группам: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность среди учащихся в возрасте 15-и лет.

Қазақстандағы Республикасындағы инклюзивті білім беру жүйесі

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса... В качестве источника практико-ориентированных задач поначалу мы использовали задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях TIMSS и в...

Проблемы образовательных результатов в международных...

Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Исследование PISA проводится трехлетними циклами.

Методы и приемы формирования функциональной грамотности...

Ключевые слова: функциональная грамотность, методы, приемы. Под математической функциональной грамотностью следует

Учащиеся маркером выделяют ключевые слова и данные в задаче, которые помогут решить задание. Этот прием полезно проводить и в 11...

Особенности формирования функциональной грамотности...

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла.

функциональная грамотность, функциональная грамотность учащихся, Казахстан, ученик, учащийся, система оценивания, русский язык, необходимая...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Основные составляющие по обучению функциональной грамотности: Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в

Стратегия ИНСЕРТ («Условные значки») способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с...

Похожие статьи

Участие Республики Узбекистан в Международной программе...

Исследование образовательных достижений учащихся проводится по четырём основным направлениям: 1. «грамотность чтения» 2

Необходимо отметить, что проведение и внедрение международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA и TALIS в Узбекистане закреплено в...

Формирование и оценка функциональной грамотности...

В статье описаны результаты исследования функциональной грамотности по модели PISA, динамика изменения места

Общепризнанным инструментом оценки качества образования являются международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS и т. п.). PISA (Programme for...

Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт

PISA — это международное сравнительное исследование, направленное на оценивание функциональной грамотности по трем группам: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность среди учащихся в возрасте 15-и лет.

Қазақстандағы Республикасындағы инклюзивті білім беру жүйесі

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса... В качестве источника практико-ориентированных задач поначалу мы использовали задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях TIMSS и в...

Проблемы образовательных результатов в международных...

Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Исследование PISA проводится трехлетними циклами.

Методы и приемы формирования функциональной грамотности...

Ключевые слова: функциональная грамотность, методы, приемы. Под математической функциональной грамотностью следует

Учащиеся маркером выделяют ключевые слова и данные в задаче, которые помогут решить задание. Этот прием полезно проводить и в 11...

Особенности формирования функциональной грамотности...

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла.

функциональная грамотность, функциональная грамотность учащихся, Казахстан, ученик, учащийся, система оценивания, русский язык, необходимая...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Основные составляющие по обучению функциональной грамотности: Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в

Стратегия ИНСЕРТ («Условные значки») способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с...

Задать вопрос