Механизм комплексного подхода к патриотическому воспитанию студенческой молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 31.12.2021

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Сафин, А. М. Механизм комплексного подхода к патриотическому воспитанию студенческой молодежи / А. М. Сафин, И. Г. Милованова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87435/ (дата обращения: 11.05.2024).



Жизнь современного общества ставит актуальные задачи в области воспитания и обучения представителей нового поколения 21 века. Государству и обществу нужны всесторонне здоровые, мужественные, инициативные, самоорганизованные и грамотные люди, которые были бы готовы трудиться на его благо и при случае встать на защиту государственных рубежей.

«Патриотическое воспитание — целенаправленная комплексная деятельность, объединяющая все сферы жизни общества, опирающаяся, прежде всего, на институты образования. Главный вектор патриотического воспитания — формирование в молодой личности гуманистических ценностных ориентиров для национального возрождения любого государства, а России как великой державы» [3]. Наличие общечеловеческой значимости проблем патриотизма, патриотического и военно-патриотического воспитания с раннего возраста, существует для каждого государства в любой исторической эпохе [4]. А проблема сформированных патриотических ценностей у подрастающего поколения — фундамент, в осознании единства народов, как в отдельно взятой стране, так и в масштабе человечества в целом. Данный процесс преследует наличие общей культуры, и культуры межнационального общения, обеспечивающее построение отношений в обществе, основанных на взаимопонимании, принятии и терпимости [5].

Механизм комплексного подхода в патриотическом воспитании молодежи широко используется в методах современной педагогики, и он состоит из обобщенных междисциплинарных знаний, основанных на мыслительной деятельности студентов. Цель его использования — «преобразование действительности с учетом природных и социальных законов, на основе выбора тем патриотизма, и принятия решений для удовлетворения общественных и человеческих потребностей. Интеграция, один из элементов механизма комплексного подхода, (от лат. integratio — соединение) — процесс объединения частей в целое» [1].

По мнению Н. С. Сердюковой, «интеграция в педагогике — это процесс связи и сближения наук, которые представляют собой высшую форму перехода к более общему знанию, однако, несмотря на разные мнения, в основе рассматриваемого понятия неизменно лежат процессуальные характеристики. Именно поэтому интеграция в педагогике — хорошо структурированная, многокомпонентная и прекрасно организованная связь всех частей системы образования. Ее конечная цель состоит в саморазвитии ребенка» [9]. Обобщим понятия «интеграции в педагогике» — это суммарная характеристика основных целей воспитания, применяемых педагогических технологий и методов, взаимоиспользуемых в процессе образования, для разностороннего развития личности. Интеграционный механизм в педагогике — «психолого-педагогический инструмент с функцией управляемого патриотического воспитания молодежи путем изложения истории России, на примерах Великих подвигов народа, организационно-деятельностных игр патриотического содержания, исторических реконструкций и др. методов,на основе интеграции информационных, консультационных, организационных и управленческих структур; современных средств коммуникации; действий педагогов и учащихся высших учебных заведений, направленный на приобретение особых качеств, а именно — патриотизма с целью устойчивого развития личности в благоприятных условиях, (выживания в неблагоприятных) с передачей знаний последующим поколениям, с требуемыми свойствами по процессу (своевременность, технологичность, экономичность) и результату (измеримость, целенаправленность и возможность оценить качество на основе практической эффективности и положительного уровня социального восприятия внедряемых концепций)» [6].

У военно-патриотического воспитания молодежи особая функция, отличающая его от других сфер воспитательной работы, а именно — подготовить молодежь к наиболее экстремальным ситуациям при защите Отчизны — к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и вести повседневную работу за сохранение мира. Критерии военно-патриотического воспитания:

– наличие у обучающихся знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения воинского долга перед Родиной;

– высокая дисциплинированность, непосредственная военно-патриотическая деятельность как фактор формирования готовности к защите Отечества;

– личная примерность в военно-патриотической деятельности;

– самовоспитание и саморазвитие как показатели осознанного отношения молодых людей к своему гражданскому и военному долгу.

Несмотря на то, что в 2015 году в Министерстве обороны Российской Федерации озвучили «тенденцию к снижению количества граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, основная масса студентов первого курса УрФУ, после проведённого социологического опроса, хотела бы найти способ избежать воинскую «повинность». Министр обороны РФ — генерал армии Сергей Шойгу констатировал, что уровень физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации остается недостаточным. Причинами, в первую очередь, он назвал «слабое физическое развитие призывников и морально устаревшую инфраструктуру для занятий спортом» [8].

Систематическое тестирование уровня подготовленности обучающихся студентов-первокурсников в службе, говорит о том, что физическая готовность молодых людей значительно ухудшилась. В целом, 30–40 % потенциальных призывников имеет низкий уровень профессионально значимых физических качеств и военно-прикладных двигательных умений и навыков. Если скоростно-силовые качества молодых людей находятся на должном уровне, то силовые качества не развиты у 25 %, а выносливость не сформирована у 60 % студентов. Наблюдается устойчивая тенденция поступления в войска молодых людей с ослабленным здоровьем, низким уровнем физической подготовленности. Перед кафедрой Общевоенной подготовки военного учебного центра при УрФУ стоит задача: подготовка умелых и сильных защитников Родины. Для этого, профессорско-преподавательским составом военной кафедры, ведется военно-патриотическая работа по трем основным направлениям:

« воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил (мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины — участие в митингах, парадах, памятных мероприятиях; проведение экскурсий по музеям Боевой славы, уроков Мужества, встреч с ветеранами боевых действий; празднование памятных дат, проведение конкурсов, просмотров видеофильмов, презентаций; сообщения о героических событиях Отечественной истории, выдающихся достижениях в области политики, экономики, науки, культуры, спорта);

– участие в военно-спортивных играх и соревнованиях (проведение строевого смотра и военно-патриотической песни, турниры по стрелковому спорту; соревнования по силовой подготовке);

– развитие социального партнёрства (работа по данному направлению осуществляется на протяжении всего курса обучения через расширение и развитие культурных, образовательных, спортивных связей с различными учреждениями, участие специалистов силовых структур в проведении досуговых мероприятий, военно-полевых сборов и соревнований)» [2].

Таким образом, система военно-патриотического воспитания реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, имеет системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности студентов и представляет механизм комплексного подхода в образовании. А «для удовлетворения национальных интересов России, необходимо, чтобы социальные государственные институты, образовательные учреждения могли оказывать системное воздействие на реализацию проектор и программ патриотического, военно-патриотического воспитания молодежи, с целью формирования в сознании молодых людей гуманистических ориентиров, патриотических ценностей, способных помочь укрепить истинные ценности, грамотно анализировать проблемы, тенденции развития общества и вопросы государственной безопасности» [7]. «Идеалы, ценности и смыслы российского патриотизма составляют основу разработки моделей и механизмов формирования у молодежи современного поколения, граждан России, опыта служения Отечеству и, прежде всего, готовности к его защите» [4].

Литература:

1. Безрукова, В. С. Интеграционные процессы в теории и практике [Текст]: монография / В. С. Безрукова; Свердл.гос.инж. -проект. ин-т. — Екатеринбург,1994. — 152с.

2. Военно-патриотическое воспитание молодёжи (Проблемы и опыт): сборник / сост. Ю. И. Дерюгин. — М.: Патриот, 2011. — 210 с.

3. Глебов, A. A. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения: учеб. пособие /A. A. Глебов. — Волгоград: Перемена, 2004. — 102 с.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»: Утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493

5. Иванова, С.Ю., Лутовинов В. И. Современный российский патриотизм. Ростов н/Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. — С.241

6. Милованова, И. Г. Методическое сопровождение системы патриотического воспитания граждан и студенческой молодежи: методические рекомендации / И. Г. Милованова; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б. и.], 2018, — 35 с.

7. Милованова, И.Г., Моисеева, Л. В. Формирование культуры межнационального общения у молодежи, посредством игровых форм патриотического воспитания /И. Г. Милованова, Л. В. Моисеева// Вестник Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева / Bulletin of the M. Kozybayev North Kazakhstan State University. Шығарылым № 1 (38). — Петропавл.: М. Қозыбаев атындағы СҚМУ, 2018. — 310 б. С. 231–240

8. Психология и педагогика. Военная психология: учебник для курсантов высших военно-учебных заведений / Под ред. А. Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2007. — 463 с.

9. Сердюкова, Н. С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. //Начальная школа. 1994. № 11.С45–49

Основные термины (генерируются автоматически): военно-патриотическое воспитание, комплексный подход, военно-патриотическое воспитание молодежи, патриотическое воспитание, Российская Федерация, УрФа.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание современной молодежи

Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие

29 октября 2015 года было создано всероссийское военно-патриотическое общественное

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США...

Совершенствование военно-патриотического воспитания...

В статье рассматриваются вопросы совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации на

военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями

внеурочная деятельность, военно-патриотическое воспитание...

Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2003 189 c. РГБ ОД, 61:04–13/1116. Чистяков С. Н. Содержание и организация военно-патриотической работы в муниципальных учреждениях...

Военно-патриотическое воспитание учащихся

Военно-патриотическое воспитание это процесс, который является частью политики государства в системе идейного воспитания гражданина страны и направлен на воспитание в нем идейности, нравственности, патриотизма, моральной и психологической стойкости...

Развитие патриотического воспитания в России

Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах. Сейчас как никогда важно возрождение

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного...

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета).

Патриотическое воспитание молодежи в вузе: проблемы...

Основной целью патриотического воспитания должно стать формирование готовности к патриотическому действию; привлечение молодежи к занятиям в военно-патриотических клубах и объединениях, их интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие

военно-патриотическое воспитание, отечество, старшеклассник...

Однако военно-патриотическое воспитание путем изучения воинских традиций не даст эффекта, если не будут осуществлены педагогические инновации в содержании существующих учебных программ, учебников и учебных пособий. Но пока этого, к сожалению не наблюдается.

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Целью патриотического воспитания является формирование в российском обществе высокой социальной активности, гражданской

патриотическое воспитание, патриотизм, военно-патриотическое воспитание, студенческая молодежь, Российская Федерация...

Военно-патриотическое воспитание как фактор национальной...

Военно-патриотическое воспитание выступает основополагающим фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание современной молодежи

Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие

29 октября 2015 года было создано всероссийское военно-патриотическое общественное

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США...

Совершенствование военно-патриотического воспитания...

В статье рассматриваются вопросы совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации на

военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями

внеурочная деятельность, военно-патриотическое воспитание...

Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2003 189 c. РГБ ОД, 61:04–13/1116. Чистяков С. Н. Содержание и организация военно-патриотической работы в муниципальных учреждениях...

Военно-патриотическое воспитание учащихся

Военно-патриотическое воспитание это процесс, который является частью политики государства в системе идейного воспитания гражданина страны и направлен на воспитание в нем идейности, нравственности, патриотизма, моральной и психологической стойкости...

Развитие патриотического воспитания в России

Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах. Сейчас как никогда важно возрождение

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного...

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета).

Патриотическое воспитание молодежи в вузе: проблемы...

Основной целью патриотического воспитания должно стать формирование готовности к патриотическому действию; привлечение молодежи к занятиям в военно-патриотических клубах и объединениях, их интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие

военно-патриотическое воспитание, отечество, старшеклассник...

Однако военно-патриотическое воспитание путем изучения воинских традиций не даст эффекта, если не будут осуществлены педагогические инновации в содержании существующих учебных программ, учебников и учебных пособий. Но пока этого, к сожалению не наблюдается.

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Целью патриотического воспитания является формирование в российском обществе высокой социальной активности, гражданской

патриотическое воспитание, патриотизм, военно-патриотическое воспитание, студенческая молодежь, Российская Федерация...

Военно-патриотическое воспитание как фактор национальной...

Военно-патриотическое воспитание выступает основополагающим фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением...

Задать вопрос