Правовая природа специального инвестиционного контракта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 08.12.2021

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Кислов, А. А. Правовая природа специального инвестиционного контракта / А. А. Кислов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86485/ (дата обращения: 12.05.2024).



Встатье исследуется вопрос о правовой природе специального инвестиционного контракта. Автором рассмотрены три основных подхода к пониманию юридической природы рассматриваемого контракта: цивилистический, административный, комплексный. В результате делается вывод о том, что специальный инвестиционный контракт можно отнести к договорам с признаками вертикальных предпринимательских договоров.

Ключевые слова: правовая природа договора, специальный инвестиционный контракт, публичное образование, инвестор.

В Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Закон о промышленной политике) в целях стимулирования промышленной деятельности закреплена особая договорная конструкция — специальный инвестиционный контракт (далее — СПИК). Согласно ч. 1 ст. 16 Закона, сторонами СПИК являются, с одной стороны, инвестор, создающий, модернизирующий, осваивающий производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, включая континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации, с другой стороны, публичный субъект — Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

Данная юридическая конструкция породила в научной среде обширную дискуссию по вопросу правовой природы СПИК. Например, А. Б. Дидикин, А. В. Юдкин полагают, что СПИК является разновидностью административного договора в силу того, что одной из сторон договора выступает публичное образование [1, с. 40]..Представленная позиция является спорной по двум причинам: во-первых, субъектами административного договора являются исключительно субъекты административного права, т. е. такие субъекты, для которых характерно соподчинение и отсутствует автономия воли участников [2, с. 399–400]; во-вторых, содержание административного договора тесно связано с управленческими процессами [3, с. 49]. Отношения между участниками СПИК характеризуются как соподчинением, так и формальным равенством сторон. В отношениях между участниками СПИК есть место и диспозитивным началам. Содержание СПИК составляют права и обязанности сторон, направленные на внедрение результатов интеллектуальной деятельности, освоение производства инновационной промышленной продукции. На стороне публичного образования возникают публично-правовые обязательства, направленные на предоставление инвесторам льгот и правовых гарантий, в то время как на стороне инвестора обязательства могут быть охарактеризованы как предпринимательские, поскольку связаны с осуществлением инвестором предпринимательской деятельности.

В юридической литературе содержится позиция, согласно которой СПИК рассматривается как обычный гражданско-правовой договор [4, с. 14]. Вместе с этим, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит такого вида гражданского-правового договора как СПИК среди поименованных договоров [5, с. 92]. По мнению В. Ф. Попондопуло, СПИК представляет собой многостороннюю инвестиционную сделку, в которой все участники сделки преследуют единую цель, достижение которой возможно посредством сотрудничества частного партнера (инвестора) и стороны, принимающей инвестиции [6, с. 17]. В тоже время Д. К. Алиев, склонен считать, что СПИК представляет собой форму государственно-частного партнерства [7, с. 124]. В силу того, что в настоящее время в юридической литературе доминирует подход, согласно которому заключаемые в рамках государственно-частного партнерства соглашения относятся к сфере гражданско-правового регулирования [8, с. 80–83], можно заключить, что В. Ф. Попондопуло также является сторонником гражданско-правовой природы СПИК.

Особую позицию по вопросу правовой природы СПИК занимает А. В. Спиридонова, которая предлагает рассматривать СПИК как организационный договор с элементами гражданско-правового и преимущественно публично-правового регулирования [9, с. 19]. Автор указывает, что СПИК сочетает в себе элементы публично-правового характера: одной из сторон контракта выступает публичное образование, обязательства сторон не являются гражданско-правовыми обязательствами, а заключение контракта не направлено на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. Вместе с этим меры юридической ответственности сторон СПИК имеют гражданско-правовой характер [10, с. 19–20].

Анализ представленных позиций приводит к выводу о том, что в юридической литературе сложилось три основных подхода к пониманию правовой природы СПИК: цивилистический подход, сторонники которого полагают, что СПИК регулируется нормами гражданского законодательства; административный подход, приверженцы которого усматривают исключительно публично-правовые начала в конструкции СПИК; комплексный подход, который является неким компромиссом в вопросе преобладания частных или же публичных элементов в конструкции СПИК. Отсутствие единой позиции ученых в определении правовой природы СПИК связано с новизной данного правового института в российской правовой системе.

Определяя правовую природу СПИК необходимо обратить внимание, на наш взгляд, на комплексный характер правового регулирования соответствующих отношений. Правовое регулирование СПИК в Российской Федерации осуществляется посредством следующих нормативных актов: Закон о промышленной политике, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также иными актами, включая акты подзаконного характера и акты субъектов Российской Федерации. Представленные виды нормативных актов свидетельствуют о комплексном правовом регулировании СПИК, а принадлежность перечисленных нормативных актов к отраслям частного и публичного права является признаком того, что и сама конструкция СПИК сочетает в себе публичные и частноправовые начала. Признание комплексной правовой природы СПИК отвечает современной тенденции, выражающейся во взаимопроникновении публичных и частных начал [9, с. 108]. Постепенный отход от классического дихотомического деления правовых отраслей на отрасли частного и публичного права позволяет усматривать в договорных конструкциях как частноправовые, так и публично-правовые элементы.

В юридической литературе для обозначения хозяйственно-правовых сделок, осложненных соподчиненным положением сторон сделки и при этом заключаемых с использованием гражданско-правовых механизмов, используют термины «управленческо-предпринимательские сделки», «вертикальные сделки», «вертикальные предпринимательские договоры» [11, с. 54]. Рассматриваемый нами СПИК по своим признакам соответствует признакам вертикальных предпринимательских договоров, т. е. договоров, заключенных между субъектами осложненных соподчинением в виде взаимных обязательств.

Таким образом, СПИК представляет собой самостоятельный вид договора, сочетающий в себе частноправовые и публично-правовые элементы и характеризующийся комплексным нормативно-правовым регулированием.

Литература:

  1. Дидикин, А. Б. Закон о промышленной политике в России. Экспертный комментарий. / А. Б. Дидикин, А. В. Юдкин. — Москва: Фонд «СЭЦ «Модернизация», 2015. — 40 c. — Текст: непосредственный.
  2. Бахрах, Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — М.: Норма, 2004. — 540 с. — Текст: непосредственный.
  3. Климкин, Н. С. Административный договор в системе договорных отношений Российской Федерации / Н. С. Климкин. — Текст: непосредственный // Общественные науки. Политика и право. — 2014. — № 2 (30). — С. 43–55.
  4. Андреева, Л. В. Субъектный состав специального инвестиционного контракта / Л. В. Андреева. — Текст: непосредственный // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2017. — № 4 (8). — С. 13–16.
  5. Отнюкова, Г. Д. Правовые формы привлечения и поощрения инвестиций / Г. Д. Отнюкова. — Текст: непосредственный // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. — 2020. — № 7. — С. 90–97.
  6. Попондопуло, В. Ф. Специальный инвестиционный контракт как правовая форма инвестиционных соглашений с участием публично-правового образования / В. Ф. Попондопуло. — Текст: непосредственный // Конкурентное право. — 2017. — № 3. — С. 17–24.
  7. Алиев, Д. К. Специальные инвестиционные контракты как форма государственно-частного партнерства / Д. К. Алиев. — Текст: непосредственный // Этап: экономическая теория, анализ, практика. — 2016. — № 6. — С. 124–133.
  8. Попондопуло, В. Ф. Правовые формы реализации инвестиционных соглашений с участием публично-правового образования / В. Ф. Попондопуло. — Текст: непосредственный // Правоведение. — 2013. — № 2. — С. 79–92.
  9. Спиридонова, А. В. Правовая природа специального инвестиционного контракта, предусмотренного Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» / А. В. Спиридонова. — Текст: непосредственный // Право и экономика. — 2017. — № 2. — С. 15–23.
  10. Гаврин, Д. А. Частное и публичное право: нарушая гравитацию правовой материи / Д. А. Гаврин. — Текст: непосредственный // Российское право: образование, практика, наука. — 2021. — № 2. — С. 49–56.
  11. Кирпичев, А. Е. Специальный инвестиционный контракт как форма государственного стимулирования деятельности в сфере промышленности / А. Е. Кирпичев. — Текст: непосредственный // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М. М. Сперанского). — М.: Юстицинформ, 2015. — 214 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, правовая природа, публичное образование, специальный инвестиционный контракт, юридическая литература, административный договор, промышленная политика, Гражданский кодекс, отрасль частного, правовое регулирование.


Похожие статьи

Правовая природа инвестиционного договора в Российской...

Инвестиционный договор — вид гражданско-правового договора, не поименованный (не предусмотрен) в Гражданском кодексе Российской Федерации. Сторонниками этой концепции являются П. В. Сокол, Б. В. Муравьев, А. Н. Кичихин, В. Д. Рузанова, Н. А. Щербакова.

Правовое регулирование специальных инвестиционных...

Правовое регулирование специальных инвестиционных контрактов как формы

Специальный инвестиционный контракт заключается от имени Российской Федерации

Литература: Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от...

Правовое регулирование публичного договора

В статье анализируется правовое регулирование публичного договора, исследуются его

Цель статьи: Анализ правового регулирования публичного договора в судебной практике

Но исследование российского правового института публичного договора указывает на...

Инвестиционный договор: юридическая природа и место...

инвестиционный договор, договор, инвестиционная деятельность, юридическая природа, Российская Федерация, гражданское законодательство, РСФСР, Гражданский кодекс, договор купли-продажи, круг субъектов.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности...

Белоус, А. Р. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации / А. Р. Белоус.

Изучено соотношение норм публичного и частного права, задеты вопросы проблем правовой регламентации предпринимательской деятельности.

К вопросу об источниках и формах правового регулирования...

Ввиду многообразия и разнообразия норм правового регулирования общественных отношений в сфере ГЧП, обусловленного нахождением данного правового явления на стыке норм публичного и частного права, можно предложить следующую примерную систему форм...

Правовое регулирование инвестиционной деятельности...

Таким образом, правовое регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства в Российской Федерации играет особую роль в организации инвестиционного процесса. Важным условием дальнейшего развития правового регулирования в данной...

Понятие государственного контракта в законодательстве и праве...

Частно-правовые начала, регулирующие процесс государственных закупок, ставят публично-правовые образования в один ряд с иными субъектами гражданско-правовых отношений и не позволяют публично-правовым субъектам использовать административный...

Проблемы правового регулирования участия Российской...

В статье дается анализ проблем правового регулирования участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях, а также анализируются теоретические позиции по данному вопросу, что является значимым для выработки эффективного баланса обеспечения...

Похожие статьи

Правовая природа инвестиционного договора в Российской...

Инвестиционный договор — вид гражданско-правового договора, не поименованный (не предусмотрен) в Гражданском кодексе Российской Федерации. Сторонниками этой концепции являются П. В. Сокол, Б. В. Муравьев, А. Н. Кичихин, В. Д. Рузанова, Н. А. Щербакова.

Правовое регулирование специальных инвестиционных...

Правовое регулирование специальных инвестиционных контрактов как формы

Специальный инвестиционный контракт заключается от имени Российской Федерации

Литература: Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от...

Правовое регулирование публичного договора

В статье анализируется правовое регулирование публичного договора, исследуются его

Цель статьи: Анализ правового регулирования публичного договора в судебной практике

Но исследование российского правового института публичного договора указывает на...

Инвестиционный договор: юридическая природа и место...

инвестиционный договор, договор, инвестиционная деятельность, юридическая природа, Российская Федерация, гражданское законодательство, РСФСР, Гражданский кодекс, договор купли-продажи, круг субъектов.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности...

Белоус, А. Р. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации / А. Р. Белоус.

Изучено соотношение норм публичного и частного права, задеты вопросы проблем правовой регламентации предпринимательской деятельности.

К вопросу об источниках и формах правового регулирования...

Ввиду многообразия и разнообразия норм правового регулирования общественных отношений в сфере ГЧП, обусловленного нахождением данного правового явления на стыке норм публичного и частного права, можно предложить следующую примерную систему форм...

Правовое регулирование инвестиционной деятельности...

Таким образом, правовое регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства в Российской Федерации играет особую роль в организации инвестиционного процесса. Важным условием дальнейшего развития правового регулирования в данной...

Понятие государственного контракта в законодательстве и праве...

Частно-правовые начала, регулирующие процесс государственных закупок, ставят публично-правовые образования в один ряд с иными субъектами гражданско-правовых отношений и не позволяют публично-правовым субъектам использовать административный...

Проблемы правового регулирования участия Российской...

В статье дается анализ проблем правового регулирования участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях, а также анализируются теоретические позиции по данному вопросу, что является значимым для выработки эффективного баланса обеспечения...

Задать вопрос