Развивающие игры и упражнения по подготовке детей 5–7 лет к школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Царёва, М. Н. Развивающие игры и упражнения по подготовке детей 5–7 лет к школе / М. Н. Царёва, Л. В. Гулина, И. А. Полухина, Т. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86281/ (дата обращения: 11.05.2024).



Готовность к школе или школьная зрелость предполагает достижение определенного уровня интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития.

Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе направлены на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки.

Предлагаем упражнения, не требующие от вас много времени и подготовки. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задачи можно изменять, дополнять. В большинстве случаев вы сами сможете придумать аналогичные.

Упражнения необязательно выполнять по порядку. Начните с тех, которые более интересны вам и вашему ребенку. Если какое-то упражнение не получается, не давите на ребенка, найдите другое похожее, придумайте подобное самостоятельно или вернитесь к нему через некоторое время.

Ребенку будет намного проще рисовать завитки заглавных букв, если он часто делает:

– лепит из пластилина, глины;

– рисует ломаные, волнистые линий;

– играет с мелкой мозаикой;

– застёгивает пуговицы, шнурует обувь.

Подготовка детей к обучению письму включает:

– гимнастика пальцев и рук;

– ориентация на листе бумаги;

– формирование элементарных графических навыков.

Сначала разогрейте пальцы: сгибание и разгибание. Для этого можно использовать резиновые игрушки.

Затем выполняются упражнения на расслабление пальцев и рук.

«Покраска забора» — движение руками вверх-вниз, затем влево-вправо.

«Погладить котенка» — плавные поглаживающие движения выполняются сначала одной рукой, затем другой.

«Цыпленок пьет воду» — локти упираются в стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные изгибы рук вперед.

«Суп посолить» — локти упираются в стол, пальцы обеих рук повторяют соответствующие движения.

Затем упражнения на удержание позы руки. Сначала ребенок действует каждой рукой по очереди, постепенно переходя к движению обеими руками одновременно.

Упражнения на автоматизацию движений и развитие внимания :

«Пальцы приветствуются» — кончик большого пальца последовательно касается остальных. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем двумя.

«Человечек бежит» — указательный и средний пальцы «бегают по столу». Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем другой рукой, затем двумя руками вместе.

Ребенок кружит над «клубочком». Он начинает с самого большого поворота и, стараясь не отрывать карандаш от бумаги, делает все меньшие и меньшие повороты. И наоборот, он постепенно увеличивает обороты до максимального размаха. Работу на бумаге желательно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/088f/00166336-7e5107df/hello_html_m79aa1b88.png

Ребенок учится рисовать волнистые линии, полуовалы, овалы, петли; волны; чешуя, покрывающая рыбу; огурцы и помидоры для наполнения банок и т. д. Затем мы учимся рисовать прямые линии и штриховать различные геометрические фигуры.

При этом ребенок должен соблюдать довольно жесткие требования: штриховать, не выходя за контур рисунка, только в заданном направлении и соблюдать одинаковое расстояние между линиями.

Предлагаю некоторые виды занятий, не требующие дополнительного оборудования или особых условий.

– Гуляя с ребенком по улице, предложите ему соревнование: кто посчитает больше всего зеленых машин, проезжающих мимо.

– Дома. Конфеты для тех, кто называет самые белые вещи в этой комнате.

– «Индейцы». Давайте послушаем и расскажем, какие звуки до нас доносятся (капает вода, за окном шумит проезжающая машина и т. Д.)

Игра «да» и «нет» не говорите, «черными» и «белыми» не называйте .

Смысл игры в том, чтобы игрок контролировал (был предельно внимателен) к тому, что он говорит. Ведущий ищет в его ответах «запрещенные» слова: да, нет, черный, белый. Если он находит это, ролями поменялись.

Примерный список вопросов:

Вы любите смотреть мультфильмы?

Какого цвета снег?

Какая кошка должна переходить дорогу, чтобы целый день не

счастливчик?

Важно: во всех задачах и играх позволяйте ребенку побеждать хотя бы в 50 % случаев. Дайте небольшой приз.

Игра «Вежливость».

Согласитесь с ребенком, что выполняются только те запросы, которые содержат слово «пожалуйста».

– Вставайте со стула.

– Подойдите, пожалуйста, к окну.

– Мяу-мяу три раза, пожалуйста, и т. д.

Игра «Прыжки — не прыжки». Попросите ребенка прыгнуть, если вы называете

то- что прыгает, и стоять, не двигаясь, в противном случае. Произносите, ровным голосом с небольшими паузами: кузнечик, парашютист, табурет, мяч, слон, воробей, заяц и т. д.

Упражнение «Графический диктант»

Предложите ребенку лист бумаги и карандаш. Отметьте начало точкой. Дайте инструкции: Будьте осторожны: перед вами очень трудная задача.

Проведем с вами графический диктант. Поднесите карандаш к точке и внимательно слушайте:

2 ячейки вправо, 1 ячейка вверх, 1 ячейка вправо,

1 ячейка вверх, 1 ячейка вправо, 1 ячейка вниз,

1 ячейка вправо, 1 ячейка вниз, 2 ячейки вправо,

1 ячейка вниз, 7 ячеек вниз,1 клетка вверх.

Что у тебя получилось? (Кораблик)

Подобным образом можно диктовать простые узоры из нескольких повторяющихся фрагментов, а затем предложить ребенку самому продолжить.

Хорошо развивает внимание игра в лото , прохождение лабиринтов .

Игра «Съедобное — несъедобное»

Взрослый называет какой-либо предмет и бросает ребенку мячик. Если этот предмет съедобный, малыш должен поймать мяч, если несъедобный — отбросить. Возможны варианты, другой игры, например, если предмет большой — мяч отбросить, маленький — поймать; летает — поймать, не летает — отбросить.

Упражнение «Найди букву»

Предлагаем ребенку листок с крупным печатным текстом и просим найти и вычеркнуть какую- нибудь букву. Для детей, не знакомых с алфавитом, это должны быть самые простые по написанию буквы, например 0,П,Г. Следите, чтобы он двигался по строкам и не пропускал ни одной буквы. Отмечайте время, за которое он просматривает 3–5 строк, количество ошибок. Если в следующий раз он лучше справился с заданием, обязательно похвалите его, дайте небольшой приз.

Игра «Это движение запрещено»

Взрослый человек показывает движение, которое нельзя повторять. Затем он выполняет разные движения руками, ногами и т. Д. Если ребенок повторил «запрещенное» движение, то он проиграл, следовательно, вы можете поменяться ролями. Ребенок должен смотреть, чтобы «поймать» взрослого.

Упражнения и игры для развития мышления

Игра «Лишнее слово»

Просим ребенка назвать лишнее слово из перечисленных и объяснить почему.

– Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова

– Яблоко, цветок, птица, виноград

– Ухо, голова, нос, рот, глаз

– Диван, кровать, шкаф, письменный стол, блокнот

– Рысь, медведь, тигр, кот, лев

– Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик

– Молоко, сливки, сыр, бекон, сметана.

Для развития наглядно-образного мышления можно предложить ребенку сложить вырезанную картинку, пройти лабиринт.

Игра «Лишняя картинка»

Можно выкладывать предметы, показывать картинки. Назвать, что не подходит к трём остальным картинкам или предметам и почему.

Яблоко, груша, картофель, слива

Шапка, брюки, пальто, сапоги

Чашка, ваза, миска, ложка

Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка

Упражнения на развитие памяти

Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью — это чаще всего те дети, которым взрослые не уделяли должного внимания и которых учили, что у них плохая память. Важнейшее условие развития памяти — это особые усилия ребенка — что-то запомнить, чтобы потом вспомнить. Не менее важная задача — дать детям средства и рациональные приемы, которые помогут им сохранить в памяти и воспроизвести необходимую информацию в нужное время.

«Запомни и повторяй»

Ребенку выдают бумагу, карандаши, образец с любым простым рисунком, который предъявляют на 1–2 минуты. А потом взрослый просит его нарисовать по памяти точно такой же. Подобное задание можно дать на создание простой постройки из строительного материала. Вам дается возможность рассмотреть его 1–2 минуты, а затем предлагается воспроизвести по памяти по вашим кубикам.

Можно дать образец на бумаге, а детям предложить выполнить задание из кубиков или любых других объемных фигур.

«Чего не хватает?"

Картины (или игрушки) раскладываются перед ребенком — до 10 шт. Он смотрит на них 1–2 минуты, потом отворачивается, а вы что-то меняете, убирая или переставляя. Ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. Обладая хорошей зрительной памятью, ребенок легко замечает исчезновение или движение 1–3 игрушек.

«Слушайте и повторяйте»

Стучите по столу или барабаньте определенное количество раз, и пусть ваш ребенок повторяет то, что вы слышите. Затем попросите ребенка дать вам задание и контролировать, насколько ты сделаешь это правильно.

«Какая картина исчезла?"

На стол выкладываются 10 предметных картинок, ребенок их рассматривает. Затем убирается одна картинка, и ребенок должен сказать, какая именно исчезла.

Дети счастливы и гордятся своими успехами, обретают уверенность в эффективности своей деятельности. А, как известно, успех пробуждает в дальнейшем желание учиться. Доброе отношение к детям, умение вовремя и разумно их похвалить должно сочетаться с достаточно высокой требовательностью. Ребенок должен понимать, какие конкретные действия, поступки, поступки вызвали одобрение, а что еще у него не получается, чему он должен научиться.

Терпения и успехов вам и вашему малышу в нелегком деле подготовки к тренировкам.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, упражнение, ячейка, рука, ваш ребенок, движение руками, лист бумаги, небольшой приз, развитие внимания.


Похожие статьи

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Сейчас у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, слабое развитие мелкой моторики рук. С развитием науки и техники многие операции за человека...

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Следствие слабого развития мелкой моторики руки — общая неготовность большинства современных детей к...

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной...

 Конспект развивающего занятия включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие познавательной активности, мыслительной деятельности, внимания и памяти, обогащение словарного запаса у детей подготовительной группы.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Ежедневно предлагайте детям такие занятия. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь...

Обучающие игры, упражнения как средство развития...

Дети стоят врассыпную, на руки одеты изготовленные крылья. Педагог поочерёдно называет слова, а дети должны движениями рук показать, и

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... Для развития согласованных движений рук, развития точных и...

Развитие навыков мелкой моторики у дошкольников методом...

Совершенствованию координации движения кисти руки и визуального восприятия ребенка помогает чередование взаиморасположения рисунка-образца и места для выполнения рисунка в плоскости листа (место под образцом, место справа от образца).

Характеристика пальчиковых игр в дошкольном образовании

Современный исследователь в развитии сенсорики у детей дошкольного возраста не только раскрывает сущность пальчиковых игр, но и их главное отличие от пальчиковых упражнений, состоящее в сопроводительном речитативном материале. К такому же выводу склоняются...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие.

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук...

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Ход игры. Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами.

«Найди и обведи» Альбом упражнений по развитию внимания у детей с нарушениями речи Ткаченко Т. А.

Похожие статьи

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Сейчас у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, слабое развитие мелкой моторики рук. С развитием науки и техники многие операции за человека...

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Следствие слабого развития мелкой моторики руки — общая неготовность большинства современных детей к...

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной...

 Конспект развивающего занятия включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие познавательной активности, мыслительной деятельности, внимания и памяти, обогащение словарного запаса у детей подготовительной группы.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Ежедневно предлагайте детям такие занятия. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь...

Обучающие игры, упражнения как средство развития...

Дети стоят врассыпную, на руки одеты изготовленные крылья. Педагог поочерёдно называет слова, а дети должны движениями рук показать, и

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... Для развития согласованных движений рук, развития точных и...

Развитие навыков мелкой моторики у дошкольников методом...

Совершенствованию координации движения кисти руки и визуального восприятия ребенка помогает чередование взаиморасположения рисунка-образца и места для выполнения рисунка в плоскости листа (место под образцом, место справа от образца).

Характеристика пальчиковых игр в дошкольном образовании

Современный исследователь в развитии сенсорики у детей дошкольного возраста не только раскрывает сущность пальчиковых игр, но и их главное отличие от пальчиковых упражнений, состоящее в сопроводительном речитативном материале. К такому же выводу склоняются...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие.

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук...

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Ход игры. Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами.

«Найди и обведи» Альбом упражнений по развитию внимания у детей с нарушениями речи Ткаченко Т. А.

Задать вопрос