Использование в педагогическом исследовании математических методов установления зависимостей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 10.11.2021

Статья просмотрена: 308 раз

Библиографическое описание:

Пальчевский, Е. В. Использование в педагогическом исследовании математических методов установления зависимостей / Е. В. Пальчевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85354/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье исследуются математические методы установления зависимостей в различных педагогических исследованиях. В частности, рассматриваются методы установления количественных зависимостей, вычисления элементарных статистик и методы статистического выявления связей.

Ключевые слова: педагогика, математические методы установления зависимостей.

В современном мире, как правило, предпринимаются все более серьезные шаги в рамках внедрения в педагогику, в том числе и в основы педагогических исследований, различных математических методов оценки и измерения педагогических явлений, а также установления количественных зависимостей между ними [1–7]. Соответственно, в группе математических методов, применяющихся в различных педагогических исследованиях, выделяются методы статического выявления связей и статистик, количественных зависимостей, а также установления количественных зависимостей [8, 9]. Исходя из этого, математические методы могут позволить, а в некоторых случаях — позволяют, подойти к решению одной из сложнейших задач педагогики — количественной оценки различных педагогических явлений. Таким образом, обработка количественных и качественных данных и полученные при этом выводы в различной форме могут объективно доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

  1. Методы установления количественных зависимостей

Основные методы установления количественных характеристик представлены на рисунке 1.

Методы установления количественных характеристик

Рис. 1. Методы установления количественных характеристик

Метод регистрации. Основная суть заключается в выявлении (регистрации) некоторых установленных фактов: фиксируется определённым образом. Например, если это посещение занятия студентами, то в качестве факта могут выступать количественные показатели в журнале старосты. Это позволяет накапливать информацию и переводить её в числовые показатели (в случае с посещением — процент посещаемости), выявлять не только наличие, но и количество тех или иных явлений, событий, определять их частоту (количество за единицу времени). Также методом регистрации могут фиксироваться и различные достижения студентов и аспирантов, а также профессорско-преподавательского состава.

Метод ранжирования. Суть метода заключается в рассмотрении объектов и явлений с целью их выстраивания в определённой последовательности. Например, наиболее важным объектам или явлениям присваивается 1-й ранг (уровень), менее важным — 2-й и т. д. Данный метод необходим и применяется в случае не существования готовой специализированной, в том числе и научно обоснованной методики оценивания изучаемого свойства. Таким образом, зачастую можно использовать ранжирование по скорости выполнения заданий, количеству допущенных ошибок, частоте ответов и т. д.

Метод шкалирования. Данный метод предполагает «введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений». При шкалировании каждому из выявляемых показателей приписывается определённое количество баллов, и на основе этого составляются шкалы оценивания изучаемого явления по каждому оценочному критерию. Как метод познания управляемого объекта шкалирование позволяет формализовать полученные данные, переводя их в числовые показатели, сравнивать их с существующими нормативами и выявлять отклонения, что существенно облегчает обработку больших массивов информации.

  1. Метод вычисления элементарных статистик. Позволяет представить управленческие и педагогические явления в абсолютных показателях. Для таких вычислений могут применяться разные формулы. В педагогическом исследовании наиболее распространёнными являются процентные, суммарные и средние арифметические показатели.
  2. Методы статистического установления связей. Детальная классификация данных методов представлена на рисунке 2.

Методы статистического установления связей

Рис. 2. Методы статистического установления связей

Общая особенность — все данные обрабатываются статистически, в результате чего выявляются тенденции, степени вероятности прогнозов, уровни значимости влияющих на процесс факторов, совпадения динамики тех или иных параметров изучаемой образовательной системы. Достоверность результатов при использовании методов данной подгруппы зависит от корректности применения соответствующих инструментов (формул, диаграмм, графиков) и правильности выполняемых вычислений. Кроме того, статистически достоверные выводы можно сделать только при анализе достаточно большой выборки данных.

Заключение

Таким образом, в настоящее время применяется методика так называемого многофакторного эксперимента. При многофакторном эксперименте исследователи подходят к задаче эмпирически — варьируют с большим количеством факторов, от которых, как они считают, зависит ход процесса. Это варьирование различными факторами проводится с помощью современных методов математической статистики.

Литература:

  1. Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1977. — 136 c.
  2. Давыдов В. П., Образцов П. И., Уман А. И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: уч. пособие. — М.: Логос, 2006. — 128 с.
  3. Загвязинский В. И.. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Издат. Центр «Академия», 2005. — 208 с.
  4. Кушнер Ю. З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. — 66 с.
  5. Новиков A. M. Педагогические диссертации: количество растет, качество падает // Педагогика. — 2004. — № 6. — С. 50–57.
  6. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. — 134 с.
  7. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). — Москва: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
  8. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
  9. Осипова С. И. Математические методы в педагогических исследованиях: Учебное пособие / С. И. Осипова, С. М. Бутакова, Т. Г. Дулинец, Т. Б. Шаипова. — Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2012. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): метод установления, явление, зависимость, математический метод установления зависимостей, метод регистрации, показатель, статистическое установление связей.


Ключевые слова

педагогика, математические методы установления зависимостей

Похожие статьи

Применение методов математического и системного анализа...

Использование методов системного, математического анализа и экспертных оценок в

Позже, в 1950–1960-х годах эконометрика, как статистический метод, широко начал применяться в

Собственно, в анализе систем и процессов, установлении связей между показателями, для...

Математические методы в эконометрике как средства анализа...

Современные методы математической статистики начали применять в биологии. В конце XIX в. английский биолог К. Пирсон исследовал кривые распределения некоторых числовых показателей человеческого организма. Позже он и его школа начали изучать корреляции в...

Методы проведения антропометрических исследований с целью...

Антропометрия как совокупность приемов и методов, помогающих оценить особенности и состояние человеческого тела, активно применяется в медицине.

Целью данной работы выбрано определение наиболее важных для здоровья человека параметров тела на основе...

Математические методы системного анализа | Статья в журнале...

Использование различных математических методов на практике в системном анализе

Библиографическое описание: Звягин, Л. С. Математические методы системного анализа / Л. С. Звягин.

Системный анализ как явление науки заключается в исследовании часто не вполне...

Методы математической статистики в технических исследованиях

Библиографическое описание: Швалева, А. В. Методы математической статистики в технических исследованиях / А. В. Швалева.

Использование статистических методов обработки данных стали привычным и широко распространенным аппаратом для инженеров...

Применение средств Excel для корреляционного анализа...

В статье излагается опыт использования средств Excel для установления корреляционных зависимостей

Связи между реальными явлениями в природе сложны и многообразны, однако их можно

4. Сулицкий В. Н. Методы статистического анализа в управлении.

Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы...

Метод – это совокупность способов и приемов развития научного знания. Цель науки и заключается в том, чтобы при помощи доступных, точных, современных и надежных методов объяснить явления, их сущность, важность, причинные связи и т. п.

Анализ и предварительная обработка данных для решения задач...

После установления суммы, на которую медицинское учреждение окажет услуги пациентам, эти данные отправляются в СМО, которое компенсирует затраты

В настоящий момент основным методом решения выявленной проблемы является интуитивный подход к построению прогноза.

Похожие статьи

Применение методов математического и системного анализа...

Использование методов системного, математического анализа и экспертных оценок в

Позже, в 1950–1960-х годах эконометрика, как статистический метод, широко начал применяться в

Собственно, в анализе систем и процессов, установлении связей между показателями, для...

Математические методы в эконометрике как средства анализа...

Современные методы математической статистики начали применять в биологии. В конце XIX в. английский биолог К. Пирсон исследовал кривые распределения некоторых числовых показателей человеческого организма. Позже он и его школа начали изучать корреляции в...

Методы проведения антропометрических исследований с целью...

Антропометрия как совокупность приемов и методов, помогающих оценить особенности и состояние человеческого тела, активно применяется в медицине.

Целью данной работы выбрано определение наиболее важных для здоровья человека параметров тела на основе...

Математические методы системного анализа | Статья в журнале...

Использование различных математических методов на практике в системном анализе

Библиографическое описание: Звягин, Л. С. Математические методы системного анализа / Л. С. Звягин.

Системный анализ как явление науки заключается в исследовании часто не вполне...

Методы математической статистики в технических исследованиях

Библиографическое описание: Швалева, А. В. Методы математической статистики в технических исследованиях / А. В. Швалева.

Использование статистических методов обработки данных стали привычным и широко распространенным аппаратом для инженеров...

Применение средств Excel для корреляционного анализа...

В статье излагается опыт использования средств Excel для установления корреляционных зависимостей

Связи между реальными явлениями в природе сложны и многообразны, однако их можно

4. Сулицкий В. Н. Методы статистического анализа в управлении.

Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы...

Метод – это совокупность способов и приемов развития научного знания. Цель науки и заключается в том, чтобы при помощи доступных, точных, современных и надежных методов объяснить явления, их сущность, важность, причинные связи и т. п.

Анализ и предварительная обработка данных для решения задач...

После установления суммы, на которую медицинское учреждение окажет услуги пациентам, эти данные отправляются в СМО, которое компенсирует затраты

В настоящий момент основным методом решения выявленной проблемы является интуитивный подход к построению прогноза.

Задать вопрос