Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 09.11.2021

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Сарвартдинова, Д. Б. Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе / Д. Б. Сарвартдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85341/ (дата обращения: 10.05.2024).



Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельности у младших школьников.

Ключевые слова : компьютерные технологии, самостоятельная работа, начальная школа, педагогика.

Самостоятельная работа является одной из форм учебной деятельности, которая является направлением самообразования, в том числе в начальных классах. Начальное звено школьного образования согласно нормативным документам (ФГОС и др.) должно не только предоставлять возможность ученикам овладеть рядом знаний и умений, но и способствовать формированию у них навыков к самостоятельному обучению [2, с. 36].

Говоря о формировании самостоятельности у младших школьников, следует помнить о задачах, которые тесно связаны между собой. Так, в первую очередь необходимо развивать самостоятельность младших школьников в познавательной деятельности, научить их умению самостоятельно овладевать знаниями, одновременно формируя мировоззрение учеников. Кроме этого, необходимым является научение умению самостоятельно использовать имеющиеся у учеников знания в их учебной и практической деятельности. Правильная организация самостоятельной работы является одной из главных задач начального обучения [3, с. 338]. С этой целью проводятся поиски таких методов и организационных форм обучения, которые бы способствовали развитию самостоятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Использование информационных технологий предусматривает применение различных компьютерных программ и курсов учебного назначения, которые опираются на использование наглядности. Специфическими особенностями современных компьютерных технологий является особая интерактивность, использование комплекса средств представления необходимой для обучения учащихся информации [1, с. 10].

В связи с этим актуальность исследования предусматривает изучение, разработку и обоснование эффективной системы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников в структуре урока с помощью использования различных современных компьютерных технологий.

Цель исследования: оценить эффективность использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста.

Объект: самостоятельная работа младших школьников на уроках.

Предмет: особенности организации самостоятельной работы младших школьников на уроках с использованием компьютерных технологий.

Задачи:

— провести эмпирическое исследование организации самостоятельной познавательной деятельности у младших школьников;

— обосновать эффективность применения компьютерных технологий для повышения уровня самостоятельности младших школьников.

Для выявления специфики организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста с применением компьютерной технологии было проведено опытно-экспериментальное исследование, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов с 30 учениками (по 15 учеников в экспериментальной и контрольной группах) 4 классов .

С целью определения уровня самостоятельности в познавательной деятельности были использованы методики, направленные на выявление уровня сформированности таких компонентов в структуре самостоятельности, как: мотивационный (методика диагностики мотивации учения Ч. Д. Спилбергера — А. Д. Андреевой), познавательный (метод наблюдения за проявлением познавательного интереса по методике Г. И. Щукиной), эмоционально-волевой (методика М. И. Лисиной для выявления поисковой активности и методика Н. Н. Обознова на определение проявлений силы воли) и процессуальный (методика «Самостоятельность в познавательной деятельности младшего школьника» А. А. Горчинской) компоненты.

Первичное исследование самостоятельной и познавательной деятельности показало, что исходные показатели мотивации учения, познавательного интереса, силы воли и самостоятельности в познавательной деятельности в контрольной и экспериментальной группах учеников находятся преимущественно на среднем уровне развития и статистически достоверно не имеют различий по всем показателям (p>0,05).

Разработанная методика использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста содержала такие формы деятельности, как: создание и показ мультимедийных презентаций, применение интерактивной таблицы, электронного учебника. Были использованы такие компьютерные технологии, как: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Publicher, веб-ресурсы, сеть Интернет, электронный учебник. Педагогический эксперимент продолжался 1 месяц, обучающиеся получали задание (по русскому языку, математике, иностранному языку, окружающему миру) для самостоятельной работы в рамках освоения учебного предмета. В рамках самостоятельной работы детям предлагалось выполнить мультимедийную презентацию по заданной тематике, подготовить доклад, составить таблицу, построить диаграмму (табл. 1).

Таблица 1

Содержание методики организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста с применением компьютерных технологий

Наименование учебной дисциплины

Содержание самостоятельной работы

Результат самостоятельной работы на уроке

1

Русский язык

Подготовка мультимедийной презентации на тему «Наша речь и наш язык», «Удивительное о родном языке»

Представление мультимедийной презентации

Подготовка доклада на тему «Предложение и словосочетание в русском языке»

Презентация доклада

2

Математика

Подготовка мультимедийной презентации на тему «Числа и величины»

Представление мультимедийной презентации

Подготовка мультимедийной презентации «Геометрические фигуры»

Представление мультимедийной презентации

Представление информации, связанной со счетом, измерением величин в форме таблиц, диаграмм

Проверка учителем

3

Иностранный язык (английский язык)

Подготовка мультимедийной презентации «Что я знаю об английской языке»

Представление мультимедийной презентации

Подготовка мультимедийной презентации по итогам изучения модуля «Семья и друзья»

Представление мультимедийной презентации

Составление интерактивного кроссворда по итогам изучения модуля «Семья и друзья»

Решение кроссворда в классе

4

Окружающий мир

Подготовка мультимедийной презентации по итогам изучения темы «Земля и человечество»

Представление мультимедийной презентации

Подготовка доклада на тему «Земля — планета солнечной системы»

Презентация доклада перед классом

Подготовка мультимедийной презентации «День и ночь», «Времена года»

Представление мультимедийной презентации

Апробация методики среди обучающихся 4 класса экспериментальной группы показала, что у них в сравнении с контрольной группой в значительной степени улучшились результаты по таким критериям как «мотивация учения», «познавательный интерес», «сила воли», «самостоятельность в познавательной деятельности» (p<0,05).

Таким образом, применение компьютерных технологий на уроках для организации самостоятельной работы способствует достижению многоаспектности познавательной деятельности, активизации внимания, мышления, повышению творческого потенциала детей младшего школьного возраста. Компьютерные технологии позволяют создать оптимальные условия для индивидуализации обучения, активизации самостоятельной познавательной деятельности детей, что несомненно благоприятным образом влияет на усвоение учебного материала, мотивирует детей к познанию и самообразованию.

Литература:

1 Байбородова, Л. В. Педагогические технологии для современного поколения школьников / Л. В. Байбородова, Н. В. Тамарская. Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — № 3 (114). — С. 8–16.

2 Ербаева, Р. Ш. Способы организации самостоятельной работы учащихся начальной школы / Р. Ш. Ербаева, Ж. И. Нажиматдинова, М. Т. Исмаилова // Молодой ученый. — 2020. — № 6(296). — С. 337–340.

3 Старкова, О. В. Самостоятельная работа учащихся на уроках в начальной школе как средство развития познавательных способностей в рамках ФГОС / О. В. Старкова // Проблемы педагогики. — 2019. — № 3(42). — С. 30–31.

Основные термины (генерируются автоматически): мультимедийная презентация, самостоятельная работа, познавательная деятельность, младший школьный возраст, самостоятельная работа детей, русский язык, школьник, иностранный язык, контрольная группа, познавательный интерес.


Похожие статьи

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения...

Самостоятельную работу можно охарактеризовать как особый вид учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя. Что, в свою очередь, характеризуется большой активностью познавательных процессов. Положительный эффект от такого вида работы заключается в повышении качества самого процесса и в развитии способности пополнять свои знания самостоятельно [6, с. 3]. Анализ исследований в данной области говорит о том, что данные вопросы интересовали многих авторов. Из общего числа можно выделить таких как Л. В. Занков, Н. А. Лошкарева, В. Гринева, Д. Б. Дмитриев, Г. М. Коджаспирова, П. Осипова, Н. И. Качановская, Н. В. Талызина, Т. И. Шамова, В. В. Давыдов, А. Е. Дмитриев и других. Использование онлайн-технологий в процессе обучения младших школьников сегодня достаточно широко распространено.

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Сформированность у младшего школьника познавательного интереса ведет к возникновению внутренней цели деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной деятельности. И тогда время, проводимое школьником на уроке, становится не подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмысленной и значимой для самого ученика. Познавательный интерес — одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности.

Исследования показывают, что уже в конце дошкольного периода в результате целенаправленной образовательно-воспитательной работы у детей обычно формируется новая высшая потребность — учиться. В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни. Успех, которым может сопровождаться школьное обучение, определяется стойким познавательным интересом ученика к объекту познания.

Формирование познавательного интереса у младших...

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка.

Самостоятельная работа — это вид деятельности, во время которой школьники при организующей роли учителя решают задачи, развивая при этом не только репродуктивное, но и продуктивное, самостоятельное мышление. Основным содержанием понятия самостоятельной работы является получение результата выполненной работы, к которому школьник пришел самостоятельно.

В ходе организации самостоятельной работы важно учитывать иерархию уровней: нельзя давать школьнику задание уровнем выше, если он еще не готов к нему. Рассмотрим упражнения для самостоятельной работы, способствующие формированию познавательного интереса учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

– на уроках русского языка можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы по различным признакам. Сочинения по картине, подготовку к ОГЭ и ЕГЭ легче проводить с помощью этого вида работы. – на уроках литературы стихи под удачно подобранную фонограмму будут вызывать больше эмоций.

Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы: формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитии учебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных. Активизация познавательной деятельности младших...

Современные информационно-коммуникационные технологии как...

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем классе общеобразовательной школы.

На этапе начального школьного обучения происходит смена ведущей деятельности ребенка — с игровой деятельности на учебную. Благодаря игровым и дидактическим возможностям компьютера этот процесс можно сделать интересным и безболезненным для учащегося. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

Активизация познавательной деятельности младших...

Активизировать познавательную деятельность младших школьников на уроках русского языка может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков, использование новых нестандартных форм, приемов работы и технологии. Младший школьный возраст — это очень важный период в формировании личности ребенка, развитии его мыслительных процессов и становлении познавательной активности, умении учиться.

При их использовании значительно повышается познавательный интерес младших школьников к русскому языку; урок становиться более насыщенным, ярким, необычным, эмоциональным; активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников. Формы и приемы работы на уроках русского языка возможны самые разнообразные. Все зависит от творчества и профессионализма учителя.

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной...

английский язык, ребенок, игра, старушка, урок, слово, начальная школа, младший школьный возраст, иностранный язык, ученик. Использование игровых технологий при обучении грамматике... Проблемы овладения иноязычным чтением в начальной школе... Вводя обучение иностранному языку со 2-го, а то и с 1-го класса, необходимо учитывать возрастные психологические и психофизиологические особенности младших школьников. Применение интенсивных методов обучения иностранному... Исследование проблемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста ведется многими методистами и затрагивает различные ее аспекты. Однако нельзя считать, что все проблемы, с которыми сталкивается учитель...

ИКТ на уроках в начальной школе | Статья в сборнике...

У младших школьников преобладает интерес к формам и приемам познавательной деятельности, а не к содержанию и самому процессу. Поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала. Наглядность повышает усвоение изучаемого материала, т. к. у учащихся задействованы все каналы восприятия: зрительный, механический, слуховой, воображение, эмоции.

Мультимедийные презентации — это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Использование игровых методов для обучения иностранному...

В младшем школьном возрастепотребность в игровой деятельности не исчезает, просто игра приобретает новое содержание и новые формы. У ребенка возникает потребность в занятиях, появляется мотив новой деятельности — учебной, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности [1, c. 123].

При обучении младших школьников иностранному языку преподавателю необходимо повлиять на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Темой игры, как правило, является изображаемое явление: семья, школа, путешествия, больница, магазин, праздники и т. д. Одна и та же тема может включать различные эпизоды в зависимости от интересов детей, уровня их развития и фантазии.

Похожие статьи

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения...

Самостоятельную работу можно охарактеризовать как особый вид учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя. Что, в свою очередь, характеризуется большой активностью познавательных процессов. Положительный эффект от такого вида работы заключается в повышении качества самого процесса и в развитии способности пополнять свои знания самостоятельно [6, с. 3]. Анализ исследований в данной области говорит о том, что данные вопросы интересовали многих авторов. Из общего числа можно выделить таких как Л. В. Занков, Н. А. Лошкарева, В. Гринева, Д. Б. Дмитриев, Г. М. Коджаспирова, П. Осипова, Н. И. Качановская, Н. В. Талызина, Т. И. Шамова, В. В. Давыдов, А. Е. Дмитриев и других. Использование онлайн-технологий в процессе обучения младших школьников сегодня достаточно широко распространено.

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Сформированность у младшего школьника познавательного интереса ведет к возникновению внутренней цели деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной деятельности. И тогда время, проводимое школьником на уроке, становится не подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмысленной и значимой для самого ученика. Познавательный интерес — одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности.

Исследования показывают, что уже в конце дошкольного периода в результате целенаправленной образовательно-воспитательной работы у детей обычно формируется новая высшая потребность — учиться. В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни. Успех, которым может сопровождаться школьное обучение, определяется стойким познавательным интересом ученика к объекту познания.

Формирование познавательного интереса у младших...

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка.

Самостоятельная работа — это вид деятельности, во время которой школьники при организующей роли учителя решают задачи, развивая при этом не только репродуктивное, но и продуктивное, самостоятельное мышление. Основным содержанием понятия самостоятельной работы является получение результата выполненной работы, к которому школьник пришел самостоятельно.

В ходе организации самостоятельной работы важно учитывать иерархию уровней: нельзя давать школьнику задание уровнем выше, если он еще не готов к нему. Рассмотрим упражнения для самостоятельной работы, способствующие формированию познавательного интереса учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

– на уроках русского языка можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы по различным признакам. Сочинения по картине, подготовку к ОГЭ и ЕГЭ легче проводить с помощью этого вида работы. – на уроках литературы стихи под удачно подобранную фонограмму будут вызывать больше эмоций.

Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы: формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитии учебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных. Активизация познавательной деятельности младших...

Современные информационно-коммуникационные технологии как...

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем классе общеобразовательной школы.

На этапе начального школьного обучения происходит смена ведущей деятельности ребенка — с игровой деятельности на учебную. Благодаря игровым и дидактическим возможностям компьютера этот процесс можно сделать интересным и безболезненным для учащегося. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

Активизация познавательной деятельности младших...

Активизировать познавательную деятельность младших школьников на уроках русского языка может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков, использование новых нестандартных форм, приемов работы и технологии. Младший школьный возраст — это очень важный период в формировании личности ребенка, развитии его мыслительных процессов и становлении познавательной активности, умении учиться.

При их использовании значительно повышается познавательный интерес младших школьников к русскому языку; урок становиться более насыщенным, ярким, необычным, эмоциональным; активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников. Формы и приемы работы на уроках русского языка возможны самые разнообразные. Все зависит от творчества и профессионализма учителя.

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной...

английский язык, ребенок, игра, старушка, урок, слово, начальная школа, младший школьный возраст, иностранный язык, ученик. Использование игровых технологий при обучении грамматике... Проблемы овладения иноязычным чтением в начальной школе... Вводя обучение иностранному языку со 2-го, а то и с 1-го класса, необходимо учитывать возрастные психологические и психофизиологические особенности младших школьников. Применение интенсивных методов обучения иностранному... Исследование проблемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста ведется многими методистами и затрагивает различные ее аспекты. Однако нельзя считать, что все проблемы, с которыми сталкивается учитель...

ИКТ на уроках в начальной школе | Статья в сборнике...

У младших школьников преобладает интерес к формам и приемам познавательной деятельности, а не к содержанию и самому процессу. Поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала. Наглядность повышает усвоение изучаемого материала, т. к. у учащихся задействованы все каналы восприятия: зрительный, механический, слуховой, воображение, эмоции.

Мультимедийные презентации — это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Использование игровых методов для обучения иностранному...

В младшем школьном возрастепотребность в игровой деятельности не исчезает, просто игра приобретает новое содержание и новые формы. У ребенка возникает потребность в занятиях, появляется мотив новой деятельности — учебной, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности [1, c. 123].

При обучении младших школьников иностранному языку преподавателю необходимо повлиять на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Темой игры, как правило, является изображаемое явление: семья, школа, путешествия, больница, магазин, праздники и т. д. Одна и та же тема может включать различные эпизоды в зависимости от интересов детей, уровня их развития и фантазии.

Задать вопрос