Снижение утомляемости и перегрузки обучающихся начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 10.11.2021

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Книгина, И. А. Снижение утомляемости и перегрузки обучающихся начальных классов / И. А. Книгина, М. И. Шаламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 273-274. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85333/ (дата обращения: 10.05.2024).



Одна из важнейших социальных задач образования — это забота о здоровье, физическом воспитании, а также развитие обучающихся. Известный немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Исследования показали, что от 10 до 30 % негативных факторов, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. Минздрав России приводит такие цифры: в 1–4 классах здоровы 10–12 % детей, в 5–9 классах — 10 %, в 10–11 классах— 5 %, при этом 80 % детей имеют пограничные нарушения психического здоровья. Отклонение в состоянии здоровья зависит от объёма и интенсивности учебной нагрузки. Следовательно, ухудшение здоровья детей связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.

После уроков и выполнения домашнего задания большинство школьников посещают спортивные секции, музыкальную или художественную школу, различные кружки и факультативы. В итоге, чтобы все успеть, они должны постоянно торопиться, у детей почти не остаётся времени на отдых и интересы, не связанные с учебой. В результате у 35 % учеников младшего школьного возраста уже имеются признаки скрытых или явных неврозов. Среди подростков этот показатель доходит до 70 %.

Изменение в поведении ребенка является признаком перегрузки ребенка. Появляется беспокойство, раздражительность, плаксивость; быстрая утомляемость; нарушение контактов со взрослыми и сверстниками; нарушение сна; жалобы на головную боль или боли в животе, высказывания «все надоело, устал»; появление исправлений или большого количества ошибок.

Для того, чтобы заложить основу физического и психического здоровья уже в детском возрасте нужно:

— условия учебного труда (наличие рабочего места, лучше отдельной комнаты; всех школьных принадлежностей, необходимой литературы)

— психологический климат в семье (единство требований семьи и школы, оценка поступков ребенка, а не его самого, развитие адекватной самооценки);

— режим дня. Распорядок дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе не менее 2–3 часов в день, ночной сон не менее 8–10 часов, короткий отдых (20–30 мин.) днем. Обязательно ограничить просмотр телепередач, фильмов-боевиков и фильмов ужасов, длительную работу за компьютером, которые травмируют психику ребенка, ухудшают его зрение, портят осанку, двигательная активность для девочек 4–9, для мальчиков 7–12 часов в неделю.)

— образ жизни семьи в целом (спокойная обстановка в семье, интерес к жизни друг друга, желание всегда прийти на помощь)

— состояние здоровья (наследственные и текущие заболевания).

Соблюдение перечисленных факторов зависит в основном от родителей. Учитель может лишь влиять на их реализацию по средствам выступлений на родительских собраниях, индивидуальных бесед и т. д.

Чем может помочь педагог для предупреждения утомляемости школьников:

  1. структура урока.

Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.

— плотностью урока — не менее 60 % и не более 75–80 %;

— оптимальной сменой видов деятельности (4–7);

— частотой чередования различных видов деятельности — не позже, чем через 7–10 минут;

— количеством используемых методов и приемов преподавания — не менее 3-х;

— чередованием методов и приемов преподавания — не реже, чем через 10–15 минут;

— местом и длительностью применения ТСО — в соответствии с гигиеническими нормами;

— чередованием позы учащихся, которая чередуется в соответствии с видом работы;

— наличием физкультминуток — при появлении у школьников внешних признаков утомления (снижение внимания, темпа работы; общее «двигательное беспокойство»; увеличение количества ошибок в ответах детей) проводятся легкие упражнения продолжительностью 3–4 минуты

  1. домашние задания

В 1 классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении.

Во 2–4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы.

— Перегрузку учащихся могут вызывать:

— чрезмерно большое или трудное домашнее задание;

— чрезмерно трудное домашнее задание;

Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.

Рамки к объему учебного материала в школе задают федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В новых проектах стандартов детально регламентировано минимальное и максимальное количество часов изучения программы. При этом порог минимального количества часов немного снижен, позволяя сократить нагрузку на учащихся. ФГОС определяют требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше. Это усилит защищенность ребят от перегрузок. Ведь эти стандарты впервые включают и гигиенические требования к условиям их реализации, то есть должны быть обеспечены безопасные, комфортные условия обучения детей, устранены причины перегрузок.

  1. соблюдение режима и двигательной активности

В соответствии с нормами СанПиН, ежедневный объём двигательной активности учащихся должен составлять не менее 2 часов. Двигательная активность у 35 % школьников не соответствует оптимальной двигательной активности, способствующей нормальному развитию здоровья ребёнка. По последним данным, медиков и физиологов, младшие школьники из 12–13 часов бодрствования почти 80 % времени проводят за письменным столом или перед телевизором, компьютером. Уроки физкультуры не могут компенсировать недостаток физической нагрузки в течение целой недели. Удовлетворение данной потребности следует осуществлять за счёт малых форм физического воспитания:

— утренняя гимнастика (5 мин перед уроками)

— физминутки, гимнастика для глаз

— динамическая пауза (организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Требования: проведение после второго урока, длительность перемены 35 минут. Динамические перемены могут быть комплексными, фольклорными, сюжетными, игровыми)

— прогулка перед внеурочной деятельностью

— правильно организованная перемена

На переменах большинство учащихся находится в коридорах. Это время препровождение могут побегать. Некоторые повторяют домашнее задание. Уют могут создать зоны отдыха. Для того чтобы иметь возможность переключиться после интеллектуальной работы на отдых во время перемен или после уроков, возможно разработать и реализовать некоторые проекты.

Следует отметить, что нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, это многие из знакомых педагогам психолого-педагогических приёмов и методов работы, подходов к реализации возможных проблем, а также постоянное стремление педагога к самосовершенствованию. Применение и использование технологий ещё не гарантия успеха, большую роль здесь играет личность учителя.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, домашнее задание, класс, прием преподавания, психическое здоровье, состояние здоровья, трудное домашнее задание, физическое воспитание, час.


Похожие статьи

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

Особую тревогу вызывает состояние нервно-психического здоровья учащихся. За время обучения в школе число детей с заболеваниями

В научных исследованиях показано, что в учреждениях с интенсификацией процесса обучения (гимназиях, лицеях, авторских школах)...

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и его образ жизни. В основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) лежат такие его составляющие, как рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность...

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Они гармонизируют физическое, психическое состояние ребенка, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.

Физическое воспитание неразрывно связано с психическим развитием ребенка, а именно

Взаимосвязь двигательной активности и успешной учебной...

Николаев А. А. Двигательная активность и здоровье современного человека: Учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений

Роль двигательной активности в формировании личности детей... «Двигательная активность — естественная и специально...

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Психическое здоровьесостояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего...

Здоровье и физическое развитие детей: проблемы и пути...

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в ДОУ, заботливое и внимательное отношение к ним взрослых Гармоничному, физическому и полноценному психическому развитию ребенка в детском саду способствует...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Именно проблемы здоровья (физического и психического) важны для людей любого возраста, поэтому любое учебное заведение должно ставить одной из основных своих задач воспитание физически здоровых детей [4]. Актуальность темы представленной работы определяется...

Сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов

Это беседы, классные часы, праздники здоровья, спортивные массовые мероприятия

Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья/ Н. И. Дереклеева — М

Причинами нарушения осанки часто становятся: недостаточная двигательная активность...

К вопросу сохранения здоровья младших школьников

Здоровье и обучение взаимообусловлены: чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, тем выше

В этом случае часть учеников перестает выполнять домашнее задание: возникает

Проблема сохранения здоровья школьников отражена не только в исследованиях...

Похожие статьи

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

Особую тревогу вызывает состояние нервно-психического здоровья учащихся. За время обучения в школе число детей с заболеваниями

В научных исследованиях показано, что в учреждениях с интенсификацией процесса обучения (гимназиях, лицеях, авторских школах)...

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и его образ жизни. В основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) лежат такие его составляющие, как рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность...

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Они гармонизируют физическое, психическое состояние ребенка, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.

Физическое воспитание неразрывно связано с психическим развитием ребенка, а именно

Взаимосвязь двигательной активности и успешной учебной...

Николаев А. А. Двигательная активность и здоровье современного человека: Учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений

Роль двигательной активности в формировании личности детей... «Двигательная активность — естественная и специально...

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Психическое здоровьесостояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего...

Здоровье и физическое развитие детей: проблемы и пути...

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в ДОУ, заботливое и внимательное отношение к ним взрослых Гармоничному, физическому и полноценному психическому развитию ребенка в детском саду способствует...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Именно проблемы здоровья (физического и психического) важны для людей любого возраста, поэтому любое учебное заведение должно ставить одной из основных своих задач воспитание физически здоровых детей [4]. Актуальность темы представленной работы определяется...

Сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов

Это беседы, классные часы, праздники здоровья, спортивные массовые мероприятия

Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья/ Н. И. Дереклеева — М

Причинами нарушения осанки часто становятся: недостаточная двигательная активность...

К вопросу сохранения здоровья младших школьников

Здоровье и обучение взаимообусловлены: чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, тем выше

В этом случае часть учеников перестает выполнять домашнее задание: возникает

Проблема сохранения здоровья школьников отражена не только в исследованиях...

Задать вопрос