Развитие у учащихся способности самостоятельного решение проблемы с помощью активного метода «Морфологическая матрица» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жалолова, Д. Ф. Развитие у учащихся способности самостоятельного решение проблемы с помощью активного метода «Морфологическая матрица» / Д. Ф. Жалолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4259/ (дата обращения: 24.04.2024).



Цель: расширять знания о весне.

Задачи:

Обучающие:

− Расширять знания о временах года, признаках весны;

− Учить распознавать признаки по внешнему виду;

− Учить передавать увиденное через изображение на песке;

Развивающие:

− Развивать мелкую моторику;

− Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность;

− Развивать внимание, воображение, мышление;

− Развивать познавательные процессы;

− Развивать связную речь;

Воспитывающие:

− Воспитывать аккуратность в работе;

− Создавать условия для формирования эмоциональной отзывчивости;

− Воспитывать аккуратность при работе с песком, не рассыпать его;

− Воспитывать умение работать в группе;

Формы организации : совместная деятельность детей и взрослого (подгрупповая форма).

Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр презентаций на тему «Весна», «Признаки весны», рассматривание иллюстраций по теме.

Оборудование: световые песочные планшеты, сенсорное оборудование «Волшебный мешочек», карточки с признаками весны, трафареты птиц, грабельки, муляжи листочков, цветочков, музыка капели, песок кварцевый, различные штучные приспособления для работы на песке, трубочки.

Ход НОД

Вводная часть:

Педагог:

— Дорогие гости! Заходите!

И на нас немного посмотрите.

Обещаем — будет интересно

И, конечно, познавательно, полезно.

Педагог:

— Мы сегодня собрались с Вами,

Чтоб о весне начать рассказ.

Всю зиму долгую мы ждали,

И очень рады ей сейчас.

Любят и ждут весну: и люди, и звери, и птицы. Каждая веточка в лесу, каждая травинка её ласки просит. Всем уже хочется тепла.

Ребята! Готовы ли вы к встрече весны?

Ответы детей

Педагог:

— Ну, так давайте позовем ее. Пусть приходит быстрее, мы ведь очень без нее скучаем.

Ярче, солнышко, сияй,

Землю нашу согревай.

Травка, травка, зеленей,

Приходи, Весна, скорей!

Основная часть:

Стук в дверь. Входит Весна.

— Знаю, ждут меня повсюду,

Всем на свете я нужна,

Приношу я радость людям,

И зовут меня- Весна!

— Здравствуйте ребята.

Я к вам с радостью пришла,

И задания для Вас принесла.

— Что Вы знаете обо мне?

Ответы детей

— Молодцы! Вы много знаете обо мне. А теперь моё первое задание. Вам нужно достать из «Волшебных мешочков» картинки, и сказать -«Что вы видите на них?»

Педагог:

— А теперь давайте посмотрим, что приготовила для нас Весна?

Дети по очереди достают картинки, устанавливают их на барабан и называют явление, которое вытащили.

Ответы детей (солнце, ручьи, птицы, дождь, цветы, листочки на веточке)

Весна:

— Я вижу, у вас стоят волшебные столы с песком. Они хранят в себе все мои любимые цвета. А Вы знаете, какие у весны любимые цвета?

Ответы детей

— Но чтоб они нам показали свои цвета, мы должны поздороваться с ними.

Но прежде, чем мы начнём, нам нужно вспомнить правила работы за столами и с песком.

Ответы детей (Бросаться им мы не станем, так как это не безопасно для наших глазок и т.д.)

Пальчиковая гимнастика в песке:

Капли первые упали,( поочередно пальчиками оставить след на песке)

Паучков перепугали.( пальчиками обеих рук семеним по песку)

Дождик застучал сильней, (увеличиваем темп, постукиваем пальчиками)

Птички скрылись средь ветвей .(прячем пальчики в песок)

Дождь полил как из ведра- (увеличиваем темп, постукиваем пальчиками)

Разбежалась детвора! (увеличиваем темп, постукиваем пальчиками)

А потом из тучи солнце

Вновь посмотрит к нам в оконце !(обеими ладошками делаем полукруговые движения на песке)

Затем дети по очереди раскручивают барабан и ждут, какая картинка выпадет первой. Выпавшую картинку убирают обратно в мешочек.

— Вот и выпало нам солнышко! Ребята, а давайте попробуем его нарисовать с помощью песка.

Ответы детей

— А как Вы думаете, какой цвет может нам помочь нарисовать солнышко?

Ответы детей

Дети с помощью пульта устанавливают необходимый цвет. Затем насыпают руками немного песка. Потом вместе с педагогами изображают солнце пальчиками, добавляют лучики.

Крутят барабан следующий раз. Выпадает след. картинка. Птицы.

Весна:

— Ребята, посмотрите, какие инструменты могут помочь нам нарисовать птиц на песке? Подумайте, каким цветом должен загореть экран сейчас?

Ответы детей. Дети устанавливают необходимый цвет.

Весна:

— А я хочу вам предложить использовать трафареты. Для этого расчистите ладошками своё раб. место. Приложите трафарет и придерживайте его одной рукой, а другой засыпайте песок. Затем аккуратно поднимайте трафарет. Вот и птичка наша готова.

Снова крутят барабан. Достают следующую картинку. Тучка с дождиком.

Весна:

— А теперь и дождь полил. Давайте решим, как сможем тучку рисовать?

Ответы детей.

Ребята вновь самостоятельно устанавливают цвет экрана. Расчищают стол. По центру засыпают песок горкой. Кулачком начинают делать по песку круговые движения. Формируют тучку.

Затем либо силиконовыми кистями, либо двумя руками ребята делают струйки дождя.

Педагог:

— Вот и наши тучки удались.

— Давайте дальше крутить барабан.

Ребята выбирают следующую картинку. Выпадает ручей.

Весна:

— А вот и мой дружок, маленький ручеёк! Ребята Вы знаете какой он шустрый, быстрый. Ручеёк пробивает толстый слой снега.

Дети по образцу в нижней части стола укладывают песок толстым слоем и с помощью трубочек раздувают песок, формируя канал-ручеёк.

Весна:

— А у нас следующая картинка в барабане. Это весенние первоцветы.

Посмотрите, какие красивые кристаллы лежат перед вами. Давайте ими и выложим наши цветы!

Дети работают, формируя цветочную поляну.

Весна:

— Ну вот наша последняя картинка. Весенние листочки на веточке.

—Давайте с вами попробуем нашими пальчиками нарисовать песочные веточки. Они весенние, тоненькие. А затем на них развесим наши листочки!

Дети делают рисунок веточек, затем украшают их листочками.

Педагог:

— Вот наше деревце совсем стал весенним!

Заключительная часть

Физминутка:

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,

Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!( дети встают в круг)

Утром солнышко встаёт, тёплый лучик детям шлёт

(поднимают и разводят руками)

Здравствуй, солнышко, привет!

Без тебя нам жизни нет

(кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)

Землю солнышко пригрело,

(разводят вокруг себя руками)

Птичка радостно запела

(руками изображают взмах крыльев)

Зажурчали ручейки

(ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеёк)

Зацвели вокруг цветы небывалой красоты!

(приседают, встают, руки поднимают вверх)

Педагог:

— Давайте вспомним, что мы сегодня нашли в волшебных мешочках.

Ответы детей.

Педагог:

— Ребята, а давайте попробуем нарисовать всё сразу.

— Посмотрим, какая картина у нас получится!

Дети делают рисунки на песке. Затем рассматривают получившееся. Идут мыть руки.

Основные термины (генерируются автоматически): морфологическая матрица, параметр, друг, проблема, проявление, основная проблема, морфологический метод, Опросный лист, оптимальное решение, принудительное соединение.


Похожие статьи

Анализ систем управления с применением инфлюентного анализа...

Они тоже включают в себя множество методов: параметрический метод, морфологический метод (метод организующих понятий, метод «матриц открытия»

Данный метод выполняется в 5 этапов. 1 этап: конкретная точная формулировка проблемы, которая подлежит решению.

Анализ подготовки и принятия управленческих решений...

Содержание и полнота изучаемых проблем (управленческих задач). − полный (комплексный).

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования.

Основные термины (генерируются автоматически): анализ, метод анализа, решение, процесс подготовки, CVP...

Реализация метода дерева в моделировании процесса принятия...

Ключевые слова: принятие решений, модели принятия решений, дерево решений, оптимальное решение, методы

Данная структура включает в себя узлы, которые соединены друг с другом ребрами.

Однако имеет место проблема построения деревьев решений.

Усовершенствование метода групповых резольвент для решения...

Проблема выполнимости булевых формул (проблема пропозициональной выполнимости) — это одна из наиболее известных NP-полных задач.

Разработка усовершенствованного метода. Базовая версия алгоритма способна найти оптимальное решение, но на небольших матрицах.

Методы распознавания образов | Статья в журнале...

Очень сложно однозначно ответить, как выглядит оптимальный метод описывающий компьютерное зрение.

Основная масса таких методов использует какую-либо единую

С математической точки зрения изображение является двумерной матрицей значений яркости.

Основные виды и типы неопределенности информации...

Морфологическая неопределенность смысла фраз (морфологическая омонимия) иногда

Инженерные проблемы микробиологического синтеза. М., 1969. С. 39–44.

Балакирев В. С., Володин В. М., Цирлин А. М. Оптимальное управление процессами химической технологии.

О способе унификации программно-алгоритмической модели...

Для решения этой проблемы задача была разбита на отдельные этапы, модули, выполняющие ограниченный функционал.

- Abort — вызов принудительной остановки алгоритма.

Основные термины (генерируются автоматически): роя частиц, метода роя частиц, Метод роя...

Использование морфологического анализа при изучении...

Ключевые слова: морфологический анализ, интеллектуальные активы, эвристические методы, экспертные оценки, этапы морфологического

Создание морфологического ящика в виде матрицы, который включает все возможные решения проблемы.

Похожие статьи

Анализ систем управления с применением инфлюентного анализа...

Они тоже включают в себя множество методов: параметрический метод, морфологический метод (метод организующих понятий, метод «матриц открытия»

Данный метод выполняется в 5 этапов. 1 этап: конкретная точная формулировка проблемы, которая подлежит решению.

Анализ подготовки и принятия управленческих решений...

Содержание и полнота изучаемых проблем (управленческих задач). − полный (комплексный).

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования.

Основные термины (генерируются автоматически): анализ, метод анализа, решение, процесс подготовки, CVP...

Реализация метода дерева в моделировании процесса принятия...

Ключевые слова: принятие решений, модели принятия решений, дерево решений, оптимальное решение, методы

Данная структура включает в себя узлы, которые соединены друг с другом ребрами.

Однако имеет место проблема построения деревьев решений.

Усовершенствование метода групповых резольвент для решения...

Проблема выполнимости булевых формул (проблема пропозициональной выполнимости) — это одна из наиболее известных NP-полных задач.

Разработка усовершенствованного метода. Базовая версия алгоритма способна найти оптимальное решение, но на небольших матрицах.

Методы распознавания образов | Статья в журнале...

Очень сложно однозначно ответить, как выглядит оптимальный метод описывающий компьютерное зрение.

Основная масса таких методов использует какую-либо единую

С математической точки зрения изображение является двумерной матрицей значений яркости.

Основные виды и типы неопределенности информации...

Морфологическая неопределенность смысла фраз (морфологическая омонимия) иногда

Инженерные проблемы микробиологического синтеза. М., 1969. С. 39–44.

Балакирев В. С., Володин В. М., Цирлин А. М. Оптимальное управление процессами химической технологии.

О способе унификации программно-алгоритмической модели...

Для решения этой проблемы задача была разбита на отдельные этапы, модули, выполняющие ограниченный функционал.

- Abort — вызов принудительной остановки алгоритма.

Основные термины (генерируются автоматически): роя частиц, метода роя частиц, Метод роя...

Использование морфологического анализа при изучении...

Ключевые слова: морфологический анализ, интеллектуальные активы, эвристические методы, экспертные оценки, этапы морфологического

Создание морфологического ящика в виде матрицы, который включает все возможные решения проблемы.

Задать вопрос