Отдельные вопросы организации самостоятельной работы у бакалавров-юристов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 22.01.2021

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Тышкенова, А. Г. Отдельные вопросы организации самостоятельной работы у бакалавров-юристов / А. Г. Тышкенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77908/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье рассматриваются отдельные вопросы организации самостоятельной работы с целью формирования профессиональных компетенций у бакалавров-юристов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студенты, профессиональные компетенции, юридическое образование.

Качественное юридическое образование способно подготовить компетентного выпускника, готового в дальнейшей профессиональной деятельности к саморазвитию и совершенствованию своих профессиональных компетенций. Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции [4].

Различные педагогические исследования по вопросам формирования профессиональных компетенций у бакалавров-юристов показывают, что проблема формирования профессиональных компетенций у бакалавров-юристов сохраняет актуальный характер [1, 3, 5].

Самостоятельная работа как форма организации образовательного процесса высшего образования нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте. Усиление роли самостоятельной работы студентов юридических факультетов обусловлено возрастающей потребностью общества и государства в высококвалифицированных юристах для решения правовых проблем граждан и недостаточной профессиональной подготовкой юристов в вузах РФ.

Понятие и роль самостоятельной работы в решении задач формирования профессиональных компетенций отражена в локальных актах высших учебных заведений. Так, в разработанном в Бурятском государственном университете Положении об организации самостоятельной работе студентов под самостоятельной работой студентов понимается планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность, направленная на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя [2]. Организация самостоятельной работы студентов направлена на решение следующих задач:

− развитие у студентов навыков самостоятельной учебной, научно-исследовательской и практической работы, а также формирование потребностей в самообразовании;

− обеспечение единства и непрерывности образовательного процесса на всех этапах его осуществления;

− использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий, на семинарах, практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, для эффективной подготовки к зачетам и экзаменам.

Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение следующих видов самостоятельной деятельности:

− самостоятельное выполнение заданий для лабораторных и практических занятий;

− выполнение переводов с иностранных языков;

− самостоятельная проработка учебного и научного материала по печатным, электронным и другим источникам;

− написание рефератов, докладов, рецензий, обзора литературы и других видов письменных работ;

− выполнение учебно-исследовательской (на младших курсах) и научно-исследовательской (на старших курсах) работы;

− выполнение различных видов самостоятельной работы во время учебных и производственных практик;

− другие виды и формы самостоятельной работы, организуемые институтом/факультетом, кафедрой.

Определение самостоятельной работы студентов как компонента образовательного процесса в вузе, включающей все ее виды (аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная под руководством преподавателя, индивидуальная внеаудиторная), позволяет сделать вывод о ведущей роли преподавателя в организации самостоятельной работы студентов. Так, нами был разработан комплекс разноуровневых и разноплановых заданий, позволяющих индивидуализировать самостоятельную работу. Задания порогового уровня включают в себя решение типовых задач, выполнение заданий по образцу; задания базового уровня предполагают обобщение ранее приобретенных знаний и умений, решение практических задач; задания высокого уровня требуют решение проблемных ситуаций, выполнение проектов, имитирующие будущую юридическую деятельность. Приведем отдельные примеры заданий самостоятельной работы студентов по дисциплине «Административное право» в таблице 1.

Таблица 1

Примеры заданий самостоятельной работы студентов по дисциплине «Административное право»

Тема

Примеры заданий СРС

Административное право как отрасль, наука, учебная дисциплина.

Изучение и анализ статьи Бельского К. С. «К вопросу о предмете административного права».

Административно-правовые отношения. Административно-правовые нормы. Источники административного права.

Проведение структурного анализа норм ст.ст., 19.15.1, 20.1, 20.21 КоАП РФ и обсуждение в группе.

Административно-правовой статус гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства.

Составление от своего имени письменных обращений граждан: предложения, заявления и жалобы.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

Анализ и решение проблемной ситуации (кейс-задание).

Государственная служба РФ.

Заполнение сравнительной таблицы по видам государственной службы, подготовка и обсуждение научно-практической статьи по теме.

Законность и государственная дисциплина в сфере государственного управления.

Изучение нормативно-правовой базы и решение практической (проблемной) задачи.

Акты управления. Административно-правовые режимы.

Подготовка проекта акта управления и его защита.

Административное принуждение.

Решение комплекта практических (проблемных) задач и обсуждение вариантов решения.

Административное правонарушение, административная ответственность. Административные наказания.

Заполнение сравнительной таблицы «Отличия административного правонарушения, преступления, дисциплинарного проступка».

Административный процесс.

Составление процессуальных документов (например, постановления об административном правонарушении).

Государственное управление в сфере экономики.

Деловая игра по теме «Государственное управление таможенным делом в Российской Федерации».

Государственное управление в социальной сфере.

Подготовка к дискуссии по проблемам государственного управления.

Государственное управление в административно-политической сфере.

Разработка положения о Службе внешней разведки России.

Неотъемлемым элементом организации самостоятельной работы студентов является проверка освоения профессиональных компетенций в рамках дисциплины. Для выявления сформированности профессиональных компетенций по итогам изучения дисциплины «Административное право» нами составлена карта компетенций, в которой указаны показатели уровней сформированности компетенции. Приведем пример карты компетенции бакалавров-юристов «ПК-6 способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства» в таблице 2.

Таблица 2

Карта компетенции «ПК-6 способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства» Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Компетенция

Когнитивные дескрипторы

Показатели уровня сформированности компетенции

Низкий (пороговый) уровень

Средний (базовый) уровень

Высокий уровень

ПК-6

Знать

классификацию административных правоотношений, виды норм административного права, классификацию субъектов исполнительной власти, понятие и виды административных правонарушений.

понятие и классификация органов исполнительной власти, виды государственной службы, способы обеспечения законности и государственной дисциплины, систему административных наказаний.

концепции административных правоотношений, теоретические основы служебного права, систему и структуру исполнительной власти, понятие и содержание административно-деликтного права, теоретические основы административного процесса.

Уметь

решать типовые задачи и обосновать квалификацию обстоятельств с указанием на применяемые административно-правовые нормы.

сформулировать основные подходы к квалификации обстоятельств дела, дать общее представление о виде деятельности, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач.

вариативно решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, обосновать квалификацию обстоятельств на теоретическом и правоприменительном уровне.

Владеть

навыками работы с правовыми актами и анализа их содержания.

навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий; методикой квалификации и разграничения различных видов административных правонарушений.

Организация самостоятельной работы студентов, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций, опирается на поэтапность процесса формирования профессиональных компетенций. Исследование проблем организации самостоятельной работы студентов не исчерпывается настоящей работой, его продолжением могут быть дальнейшие исследования различных подходов к организации самостоятельной работы студентов и применения современных педагогических технологий.

Литература:

  1. Гараев, М. И. Формирование профессионально-этической компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки 40.03.01 — Юриспруденция: дис… канд. пед. наук / М. И. Гараев. — Казань, 2019–187 с.
  2. Положение об организации самостоятельной работе студентов, утвержденное Приказом ФГБОУ ВО «БГУ» от «12» мая 2015 г. № 191-ОД [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bsu.ru/content/page/1125/17.polozhenie-ob-organizacii-srs_16.pdf.
  3. Тажеев, А. А. Развитие профессиональных компетенций будущих юристов средствами гуманитарных дисциплин: дис… канд. пед. наук / А. А. Тажеев. — Челябинск, 2016.- 185 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1511 (ред. от 11.01.2018 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.12.2020 г.).
  5. Хайрутдинова P. P. О формировании профессиональных умений юриста // Высшее образование сегодня. — 2011. — № 3. — С.89–93.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа студентов, самостоятельная работа, государственное управление, компетенция, исполнительная власть, административное правонарушение, вид, задача, образовательный процесс, административный процесс.


Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента становится доминантой в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов. В зависимости от места и времени проведения самостоятельная работа студента (СРС), характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за её результатами выделяются следующие виды: · СРС во время основных аудиторных занятий ( лекций, семинаров, лабораторных работ); · СРС под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, зачётов и экзаменов; · Внеаудиторную СРС при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера. Эта классификация достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды зачастую пересекаются друг с другом.

Организация самостоятельной работы студентов при...

Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств.

Вторая, четко обозначенная проблема при организации СРС это определение видов самостоятельной работы. В настоящее время чаще всего в перечне заданий для самостоятельной работы, которые указаны в основных профессиональных образовательных программах преподавателями, доминируют такие как: подготовка списков литературы, подборка источников по определенной теме, изучение источников, анализ приведенных преподавателем источников, написание рефератов на заданные темы, подготовка к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам и даже выполнение домашних контрольных работ.

Использование некоторых видов самостоятельной работы...

Практика работы со студентами позволяет выделить следующие основные виды самостоятельной деятельности студентов по математике, которые используют преподаватели в системе профессионального обучения: - выполнение расчетно-графических работ

самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное. внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера. Студенты, решая задачи для самостоятельной работы... Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм... Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение.

Производство по делам об административных...

Процедурная деятельность — это такие действия уполномоченных сотрудников исполнительных органов государственной власти по реализации установленных административно-правовыми положениями различных процедур, не связанных с юрисдикцией, то есть не связанных с разрешением каких-либо споров. Процедурная деятельность — это порядок воплощения тех прав и интересов граждан и юридических лиц, которыми они могут воспользоваться и которые им предоставлены в силу закона, в том числе какие-то регистрационные действия или получение каких-либо разрешений или лицензий, а также другие функции и полномочия органов исполнительной власти. Юрисдикционная же деятельность заключается в осуществлении исполнительными органами и их действующими сотрудниками функций правовой защиты в порядке совершения юрисдикционных действий в их...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Особенности организации самостоятельной работы студентов... самостоятельная работа, задание, работа, самостоятельная работа студентов, студент, специальная литература, Государственный образовательный стандарт, познавательная деятельность, контрольная работа, учебный план. Организация самостоятельной работы школьников на уроках. Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций? Для успешности самостоятельной внеаудиторной работы, необходимо предоставить студенту.

Соотношение административного права с другими отраслями...

Административное право, как известно, это: «одна из важнейших отраслей правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности». [8; 12; 13]. Предметом административного права, как известно, являются [8; 12; 13]: - «управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления; - •управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры

Административное судопроизводство в судах общей...

Ключевые слова : административное судопроизводство, Российская Федерация, задача, государственная власть, общая юрисдикция, законный интерес граждан. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации принят Государственной думой 20 февраля 2015 года, одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года и подписан Президентом Российской Федерации 8 марта 2015 года, вступил в силу с 15 сентября 2015 года, за исключением

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации — это кодифицированный нормативный правовой акт (федеральный закон), устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и мировыми судьями административных дел в Российской Федерации, в частности, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов...

Административный процесс: юрисдикционный аспект

Как говорят американцы, административная юстиция — это вид административной деятельности, а именно нормотворчество, исполнительная, правоприменительная и правоохранительная деятельность. С административной юстицией в большинстве зарубежных стран связано рассмотрение спора о праве; рассмотрение спора о факте; гарантируется обязательное участие граждан в процессе принятия решений, т. е. существует равенство в процессуальном отношении.

Основные термины (генерируются автоматически): административное судопроизводство, административная юстиция, Российская Федерация, государственное управление, общая юрисдикция, рассмотрение дел, Россия, суд, административная ответственность, административный процесс. Похожие статьи.

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

При рассмотрении процесса работы преподавателя над планированием самостоятельной внеаудиторной работы студента, необходимо обратить внимание на то, что внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением, так как данный вид деятельности студенту придется выполнить самостоятельно без участия преподавателя.

Роль преподавателя, в этом процессе, заключается в своевременной корректировке и управлении данным процессом. Попробуем посмотреть, как, используя механизм самостоятельной внеаудиторной работы студента, преподаватель может способствовать активному развитию общих компетенций в процессе обучения: Таблица 2. Задачи преподавателя при организации самостоятельной внеаудиторной работы с учетом развития общих компетенций.

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента становится доминантой в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов. В зависимости от места и времени проведения самостоятельная работа студента (СРС), характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за её результатами выделяются следующие виды: · СРС во время основных аудиторных занятий ( лекций, семинаров, лабораторных работ); · СРС под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, зачётов и экзаменов; · Внеаудиторную СРС при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера. Эта классификация достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды зачастую пересекаются друг с другом.

Организация самостоятельной работы студентов при...

Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств.

Вторая, четко обозначенная проблема при организации СРС это определение видов самостоятельной работы. В настоящее время чаще всего в перечне заданий для самостоятельной работы, которые указаны в основных профессиональных образовательных программах преподавателями, доминируют такие как: подготовка списков литературы, подборка источников по определенной теме, изучение источников, анализ приведенных преподавателем источников, написание рефератов на заданные темы, подготовка к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам и даже выполнение домашних контрольных работ.

Использование некоторых видов самостоятельной работы...

Практика работы со студентами позволяет выделить следующие основные виды самостоятельной деятельности студентов по математике, которые используют преподаватели в системе профессионального обучения: - выполнение расчетно-графических работ

самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное. внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера. Студенты, решая задачи для самостоятельной работы... Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм... Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение.

Производство по делам об административных...

Процедурная деятельность — это такие действия уполномоченных сотрудников исполнительных органов государственной власти по реализации установленных административно-правовыми положениями различных процедур, не связанных с юрисдикцией, то есть не связанных с разрешением каких-либо споров. Процедурная деятельность — это порядок воплощения тех прав и интересов граждан и юридических лиц, которыми они могут воспользоваться и которые им предоставлены в силу закона, в том числе какие-то регистрационные действия или получение каких-либо разрешений или лицензий, а также другие функции и полномочия органов исполнительной власти. Юрисдикционная же деятельность заключается в осуществлении исполнительными органами и их действующими сотрудниками функций правовой защиты в порядке совершения юрисдикционных действий в их...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Особенности организации самостоятельной работы студентов... самостоятельная работа, задание, работа, самостоятельная работа студентов, студент, специальная литература, Государственный образовательный стандарт, познавательная деятельность, контрольная работа, учебный план. Организация самостоятельной работы школьников на уроках. Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций? Для успешности самостоятельной внеаудиторной работы, необходимо предоставить студенту.

Соотношение административного права с другими отраслями...

Административное право, как известно, это: «одна из важнейших отраслей правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности». [8; 12; 13]. Предметом административного права, как известно, являются [8; 12; 13]: - «управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления; - •управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры

Административное судопроизводство в судах общей...

Ключевые слова : административное судопроизводство, Российская Федерация, задача, государственная власть, общая юрисдикция, законный интерес граждан. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации принят Государственной думой 20 февраля 2015 года, одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года и подписан Президентом Российской Федерации 8 марта 2015 года, вступил в силу с 15 сентября 2015 года, за исключением

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации — это кодифицированный нормативный правовой акт (федеральный закон), устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и мировыми судьями административных дел в Российской Федерации, в частности, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов...

Административный процесс: юрисдикционный аспект

Как говорят американцы, административная юстиция — это вид административной деятельности, а именно нормотворчество, исполнительная, правоприменительная и правоохранительная деятельность. С административной юстицией в большинстве зарубежных стран связано рассмотрение спора о праве; рассмотрение спора о факте; гарантируется обязательное участие граждан в процессе принятия решений, т. е. существует равенство в процессуальном отношении.

Основные термины (генерируются автоматически): административное судопроизводство, административная юстиция, Российская Федерация, государственное управление, общая юрисдикция, рассмотрение дел, Россия, суд, административная ответственность, административный процесс. Похожие статьи.

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

При рассмотрении процесса работы преподавателя над планированием самостоятельной внеаудиторной работы студента, необходимо обратить внимание на то, что внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением, так как данный вид деятельности студенту придется выполнить самостоятельно без участия преподавателя.

Роль преподавателя, в этом процессе, заключается в своевременной корректировке и управлении данным процессом. Попробуем посмотреть, как, используя механизм самостоятельной внеаудиторной работы студента, преподаватель может способствовать активному развитию общих компетенций в процессе обучения: Таблица 2. Задачи преподавателя при организации самостоятельной внеаудиторной работы с учетом развития общих компетенций.

Задать вопрос