О роли педагога в уголовном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 23.01.2021

Статья просмотрена: 441 раз

Библиографическое описание:

Дворецкая, Е. С. О роли педагога в уголовном процессе / Е. С. Дворецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 419-420. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77906/ (дата обращения: 13.05.2024).



В данной статье рассматривается вопрос о значении педагога при проведении расследования с участием несовершеннолетнего. Получение наиболее полных и достоверных показаний от несовершеннолетнего лица возможно лишь при обеспечении грамотного педагогического подхода к проведению допроса.

Ключевые слова: несовершеннолетний, педагог, уголовный процесс, процессуальный статус, возрастные особенности, специальные знания.

Несовершеннолетние зачастую становятся участниками производства по уголовным делам в том или ином процессуальном статусе. Однако в силу возрастных особенностей психофизического и интеллектуального развития они нуждаются в дополнительной защите своих законных интересов и особом педагогическом подходе. Помимо защитника в лице законных представителей ребенка и адвоката в уголовном процессе должен участвовать педагог.

История развития данного вопроса в уголовном судопроизводстве ведет свое начало с принятия Закона от 2 июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений об их наказании», который внес изменения в Устав уголовного судопроизводства 1864 года.

На данный момент среди ученых-юристов ведутся дискуссии о процессуальном статусе педагога. Точка зрения одних сводится к тому, что педагог — это разновидность специалиста, другие же отождествляют его со статусом самостоятельного участника процесса. Так, С. В. Сурменова предлагает дополнить часть 1 статьи 58 УПК РФ положением о том, что участвующие в уголовном деле педагог или психолог являются специалистами [1]. Ее позиция основана на том, что педагог, приглашенный для проведения следственных действий, обладает профессиональной квалификацией и специальными познаниями. В противоположность этой позиции существует другая точка зрения. В частности, М. С. Строгович утверждал, что педагог (психолог) и специалист — это разные процессуальные фигуры, которые выполняют разные функции и выступают в разных процессуальных формах [2]. Она подтверждается тем, что в УПК РФ обозначен процессуальный статус специалиста как лица, в полномочия которого входит по использование научно — технических средств, обнаружению и изъятию предметов и документов.

В науке выделяется две формы участия педагога и психолога: процессуальное и непроцессуальное [3].

К процессуальным формам следует отнести три вида участия:

1) участие в следственных действиях;

2) допрос педагога и психолога либо в качестве свидетеля, либо в качестве эксперта, если они проводили судебную экспертизу;

3) участие педагога в качестве личного поручителя несовершеннолетнего при решении вопроса об избрании меры пресечения [4].

Непроцессуальное взаимодействие педагога с правоохранительными органами выражается в даче консультаций следователю о психологических особенностях развития конкретного подростка, его личностной мотивации и методах наиболее эффективной работы по получению от него правдивых показаний.

Целесообразность привлечения педагога к следственным действиям с участием несовершеннолетнего обуславливается обеспечением реальной защиты его прав и законных интересов, а также для установления морально-психологических свойств ребенка. Но ч. 2 ст. 425 УПК РФ предполагает обязательное присутствие защитника(адвоката) в таких ситуациях, прерогативой которого и является контроль за соблюдением законных интересов несовершеннолетнего.

В случаях, когда требуется проведение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнего, педагог может привлекаться в качестве специалиста, который обладая специальными знаниями педагогики и психологии способен помочь следователю в определении предмета экспертного исследования и постановке необходимых вопросов.

При проведении предварительного следствия по уголовному делу в соответствии со ст. 421 УПК РФ возникает необходимость обследования социально-бытовых условий воспитания несовершеннолетнего. При этом изучаются семейные, материальные и психологические аспекты жизни несовершеннолетнего подозреваемого. Все эти данные необходимы для выяснения причин и условий, способствовавших совершению им преступления, а также принятию рационального решения по применению мер наказания. Для следователя педагог может выступать также источником непроцессуальной информации о несовершеннолетнем, что помогает тактически-грамотно провести расследование и собирание характеризующей информации.

В заключение хотим сказать, что роль педагога в уголовном судопроизводстве заключается в том, чтобы обеспечить получение наиболее полных и достоверных показаний несовершеннолетнего. Для достижения этой цели педагог должен способствовать установлению психологического контакта и комфортной обстановки во время допроса, следить за корректными формулировками вопросов в зависимости от возраста и психоинтеллектуального развития несовершеннолетнего, определять оптимальную продолжительность допроса в конкретной ситуации, интерпретировать и разъяснять информацию, полученную следователем.

Так компенсируется недостаток специальных педагогических знаний у лица, проводящего расследование преступления с участием подростка. Однако защита прав несовершеннолетнего и принятие процессуальных решений по уголовному делу не входит в компетенцию педагога.

Литература:

  1. Сурменева С. В. Участие педагога в стадии предварительного расследования: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Челябинск, 2009. С. 9.
  2. Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса: в 2 т. Т. 2. М., 1970.С. 477–478.
  3. Елагина Е. В. Тактика использования специальных знаний при расследовании преступлений / Курс криминалистики: В 3 т. / Под ред. докт. юрид. наук, проф. О. Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 1. Общая теория криминалистики. Криминалистическая техника. Криминалистическая тактика. // СПб: Изд-во «Юридический центр».. 2016. C. 643–669.
  4. Машинская Н. В. Формы участия педагога и психолога в досудебном производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних / Н. В. Машинская — Вестник ВГУ. Серия: Право, 2014, С. 254..
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, РФ, уголовное дело, уголовное судопроизводство, процессуальный статус, том, уголовный процесс.


Похожие статьи

Участие педагога и психолога в уголовном процессе: проблемы...

Согласно ч. 3 ст. 280 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ), если обвиняемый не достиг шестнадцатилетнего возраста либо достиг, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, участие педагога или психолога является...

Проблемы процессуального статуса дознавателя по УПК РФ

РФ, дознаватель, начальник органа дознания, уголовный... ...процессуальная самостоятельность, уголовное судопроизводство, полномочие органа дознания, действие, участник процесса. Проблемы процессуального статуса дознавателя по УПК РФ.

Процессуальный статус следователя в уголовном процессе

Определение процессуальной самостоятельности следователя в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации.

Библиографическое описание: Чупаков, Ю. В. Процессуальный статус следователя в уголовном процессе / Ю. В. Чупаков.

Особенности процессуального статуса несовершеннолетнего...

Конечно, в отдельных, уголовно доказуемых случаях можно привлекать таких лиц, нарушивших законное право несовершеннолетнего, к предусмотренной

Особенности процессуального статуса несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве: понятие, сущность и значение.

Психолог как субъект уголовного процесса | Статья в журнале...

Действующее российское уголовно-процессуальное законодательство закрепляет специфику производства следственных действий, где в качестве обязательного или факультативного участника выступает психолог. Привлечение в уголовное судопроизводство того или иного...

Цель уголовного судопроизводства | Статья в журнале...

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, цели и задачи уголовного

Вопрос о цели уголовного судопроизводства стал разрабатываться в российской юридической науке со

...уголовно-процессуальным законодательством задач уголовного судопроизводства и...

Уголовно-процессуальные правоотношения между органами...

Уголовно-процессуальные правоотношения также возникают между начальником органа дознания и дознавателем. В науке уголовного процесса в связи с этим высказывается мнение о закреплении процессуального статуса начальника органа дознания в отдельной статье УПК...

Процессуальный статус и процессуальная самостоятельность...

Процессуальный статус следователя в уголовном процессе.

РФ, дознаватель, начальник органа дознания, уголовный процесс, орган дознания, большая процессуальная

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный...

РФ, уголовное судопроизводство, подозреваемый, обвиняемый...

Хотя данный субъект уголовного процесса не указан в числе обязательных участников допроса

УПК РФ не указал, в каких случая для участи в допросе вызывается педагог, а в каких — психолог.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №...

Похожие статьи

Участие педагога и психолога в уголовном процессе: проблемы...

Согласно ч. 3 ст. 280 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ), если обвиняемый не достиг шестнадцатилетнего возраста либо достиг, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, участие педагога или психолога является...

Проблемы процессуального статуса дознавателя по УПК РФ

РФ, дознаватель, начальник органа дознания, уголовный... ...процессуальная самостоятельность, уголовное судопроизводство, полномочие органа дознания, действие, участник процесса. Проблемы процессуального статуса дознавателя по УПК РФ.

Процессуальный статус следователя в уголовном процессе

Определение процессуальной самостоятельности следователя в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации.

Библиографическое описание: Чупаков, Ю. В. Процессуальный статус следователя в уголовном процессе / Ю. В. Чупаков.

Особенности процессуального статуса несовершеннолетнего...

Конечно, в отдельных, уголовно доказуемых случаях можно привлекать таких лиц, нарушивших законное право несовершеннолетнего, к предусмотренной

Особенности процессуального статуса несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве: понятие, сущность и значение.

Психолог как субъект уголовного процесса | Статья в журнале...

Действующее российское уголовно-процессуальное законодательство закрепляет специфику производства следственных действий, где в качестве обязательного или факультативного участника выступает психолог. Привлечение в уголовное судопроизводство того или иного...

Цель уголовного судопроизводства | Статья в журнале...

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, цели и задачи уголовного

Вопрос о цели уголовного судопроизводства стал разрабатываться в российской юридической науке со

...уголовно-процессуальным законодательством задач уголовного судопроизводства и...

Уголовно-процессуальные правоотношения между органами...

Уголовно-процессуальные правоотношения также возникают между начальником органа дознания и дознавателем. В науке уголовного процесса в связи с этим высказывается мнение о закреплении процессуального статуса начальника органа дознания в отдельной статье УПК...

Процессуальный статус и процессуальная самостоятельность...

Процессуальный статус следователя в уголовном процессе.

РФ, дознаватель, начальник органа дознания, уголовный процесс, орган дознания, большая процессуальная

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный...

РФ, уголовное судопроизводство, подозреваемый, обвиняемый...

Хотя данный субъект уголовного процесса не указан в числе обязательных участников допроса

УПК РФ не указал, в каких случая для участи в допросе вызывается педагог, а в каких — психолог.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №...

Задать вопрос