Способы формирования хронологических умений по истории в основной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 3357 раз

Библиографическое описание:

Мельничук, И. А. Способы формирования хронологических умений по истории в основной школе / И. А. Мельничук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 378-380. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76142/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье автор пытается выявить эффективные способы формирования хронологических умений по истории в основной школе.

Ключевые слова: история, хронология, методы и приемы.

История — живая и многогранная наука, при изучении которой появляется возможность увидеть прошлое и изучить его. По мнению Малышевой Т. Н., «основной поддержкой локализации исторических фактов во времени является система знаний о хронологии и умений ими пользоваться. Лишь выяснив время свершения событий, можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность» [8, с. 4].

В свое время Алексей Иванович Стражев писал: «Не помещенные во времени и пространстве исторические события представляются нам пустой абстракцией, лишенной реального содержания, не отражающей исторической действительности» [6, с.14].

Проблема изучения хронологии волновала многих ученых, методистов и педагогов, они связывали ее с наглядными средствами обучения. Вагин Александр Андреевич использовал в хронологии такие средства наглядности, как ленту времени и хронологические ряды таблицы различного типа. Петр Васильевич Гора также выделил основные приемы работы с хронологией: составление хронологических и синхронистических таблиц, календарей, составление лент времени, образное обозначение дат. В свою очередь Георгий Израилевич Годер, автор многочисленных работ по истории древнего мира и средних веков, использовал в своей методике наглядный материал — создавал диафильмы и диапозитивы как для учителей, так и для учеников. Его система была основана на заданиях и упражнениях по ленте времени. Современные методисты Стрелова О. Ю. и Вяземский Е. Е. выделяют в работе с хронологией тесты.

Приемы и средства изучения хронологии

Приемов и средств изучения хронологии на уроках истории и внеклассных мероприятиях много:

  1. Лента времени, задания и упражнения для работы по ней.
  2. Календарь событий.
  3. Хронологические и синхронистические таблицы.
  4. Образное обозначение дат, опорные конспекты и схемы.
  5. Хронологический комплекс, хронологический ряд.
  6. Задания в тестовой форме. Хронологические упражнения.
  7. Хронологические задачи. Нестандартные вопросы.
  8. Игры [7, с.11].

Давно известен факт того, что запоминанию способствуют связь с событиями, тем самым даты заучиваются механически. Зная главные факты и причинно-следственные связи, учащиеся легко могут разместить во времени события, не вошедшие в школьный курс. Для этого всего лишь нужно помнить самые основные события того или иного века.

Существует большое разнообразие хронологических тестов и других типов заданий:

− Соотнесение года с веком;

− Выбор даты из нескольких предложенных;

− Восстановления соответствия;

− На исключение лишней даты из перечня;

− Задание на определение последовательности;

− Кроссворды с датами [2, с.32].

Интересны и актуальны в применении хронологические уравнения, напоминающие сложные арифметические примеры:

Задание: В каком году закончил свое правление царь Хаммурапи? Найдите значение выражения, составленного из исторических дат.

(Год разгрома фараон Тутмосом III войск антиегипетской коалиции + год основания Карфагена + начало правления Ассирийского царя Ашшурбанапала + год победы царя Кира над Вавилоном +): 2 = X

Ответ: (1480 г. до н. э. + 814 г. до н. э. + 668 г. до н. э. + 538 г. до н. э.): 2 = 1750 г. до н. э. — окончание правления царя Хаммурапи.

Что касается тестовых заданий, то их можно использовать на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до их первичного контроля и оценки знаний — в этом их преимущество. Также их можно использовать во всех формах ученической работы: фронтальной, групповой, индивидуальной, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников [5, с.23].

Стоит, однако, помнить, что тесты не дают полной картины знаний учащихся, ведь высока вероятность того, что правильный ответ будет ими угадан. Весомый аргумент за использование тестов в минимальных количествах состоит в том, что такие задание не дают раскрыться потенциалу ученика, узнать его мысли и рассуждения, сделать самостоятельных выводов и оценить различные факты, невозможно воспринять его личное отношение к противоречащим его взглядам убеждениям.

Короткова В. М. и Студеникин М. Т. советуют использовать игры для запоминания хронологии, когда учащимися накоплен богатый хронологический багаж: «Роль игр трудно переоценить в процессе повторения пройденного материала» [3, с.51]. Существует множество вариантов игр по датам:

  1. Эстафета по датам: каждый член команды пишет дату события, названного ведущим.
  2. Игра «Сквозные даты»: назвать события, происходящие в разных странах в один и тот же год.
  3. Игра «Кто раньше?»: фишки команд передаются по игровому полю. Надо назвать событие, дата которого написана в клетке. При неверном ответе, фишка отодвигается на исходные позиции.
  4. Игра «Смекалка»: из записанных на доске цифр, ученикам предлагается составить дату и переставить цифры так, чтобы получилась историческая дата.
  5. Игра «Поймай рыбку»: на вырезанных из твердой бумаги нарисованных рыбках пишутся даты. Они используются в качестве дополнительных заданий. Учащиеся должны пояснить, с каким событием связана данная дата.
  6. Игра «Молчанка»: учащиеся заранее готовят таблички с написанными датами (10–15 дат). Учитель называет событие, а ученики молча показывают карточки с нужной датой.
  7. Игра «Чья цепочка длиннее?»: применяется в качестве домашнего задания. Учащиеся составляют цепочку дат, в которой последняя цифра даты должна быть первой в следующей дате, например — 12113713881461 [3, с. 53].

Запоминанию помогает стихотворная форма изложения исторических событий, данных в четкой хронологической последовательности. Примером такого изложения может быть кантата в честь трехсотлетия царствования дома Романовых Е. Федотовой [1, с. 2].

Волкова Т. В. отмечает, что «продуманная и четко организованная система работы с учащимися по формированию хронологических знаний и умений из урока в урок, из года в год, позволяет ученикам легко справиться с любыми предложенными заданиями по хронологии».

Таким образом, все вышеизложенные приемы помогают ученикам овладевать знаниями хронологии. На первом этапе обучения устанавливается последовательность и длительность исторических событий на основе их дат. Затем ученики знакомятся с римскими цифрами, соотносят год с веком, узнают о событиях нашей эры и проходивших до нашей эры, соотносят век с тысячелетием. В 6–7 классах они учатся устанавливать длительность и синхронность событий, соотносить события отечественной и всеобщей истории, составляют тематические и синхронистические таблицы. В старшеклассники соотносят исторические процессы с периодом, эпохой на основе знаний периодизации курсов истории [3, с. 6].

Итак, на теоретическом уровне наиболее эффективными можно выделить такие способы как, решение хронологических задач, лента времени, хронологические таблицы. Хронологические задачи могут привнести необычный этап на уроке, интегрируя с математикой и показывая, что в гуманитарной дисциплине есть место точным вычислениям и доказательствам. Хронологические таблицы помогают ученикам систематизировать материал, выделить главное, кратко и емко заполнить таблицу, не теряя сути задания.

По мнению Осадчей Е. В., «следует помнить, что формированию хронологических представлений у учащихся способствует систематическая и непрерывная работа в данном направлении. В методике и практике преподавания могут применяться различные приемы и методы формирования хронологических представлений» [4, с.8].

Восприятие времени и пространства не всегда легко дается для понимая школьников, поэтому успех в формировании хронологических умений у учащихся по истории в основной школе во многом зависит от правильно подобранного метода и приема изучения, например, начать можно с эмоционально-зрелищной презентации главных свойств времени, а также от опыта и творческого подхода педагога.

Литература:

  1. Волкова Т. В. Методическое пособие: Формирование хронологических знаний и умений на уроках истории. — М., 2016. 16 с.
  2. Горяйнов С. Г. Задачник по истории России. — Ростов-на-Дону., 1997. 320 с.
  3. Короткова В. М., Студеникин М. Т. Практическое пособие для учителей: Практикум по методике преподавания истории в школе. — М., 2000. 191 с.
  4. Осадчая Е. В. Формирование хронологических знаний, умений и навыков на уроках истории в 5 классе в рамках ФГОС. — М., 2014. 8 с.
  5. Смирнов С. Г. Задачник по истории России. — М., 1995. 208 с.
  6. Стражев А. И. Методика преподавания истории. М., 1964. 167 с.
  7. Хуснутдинова А. В. Специфика приемов изучения хронологии на уроках истории. — М., 2017. 15 с.
  8. Малышева Т. Н. Приемы изучения хронологических событий в начальной школе. — Текст: электронный // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»: [Информационный студенческий ресурс]. — URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017036299 (дата обращения: 02.12.2020).
  9. Методика о формировании хронологических знаний и умений. — Текст: электронный // [Информационный студенческий ресурс]. — URL: https://studopedia.net/10_28962_metodika-o-formirovanii-hronologicheskih-znaniy-i-umeniy.html (дата обращения: 08.09.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): дата, лента времени, событие, задание, игра, учащийся, III, образное обозначение дат, основная школа, средство изучения хронологии.


Похожие статьи

Использование мультимедийных средств в процессе...

 дидактическое сопровождение изучения тем, насыщенных датами и событиями, виртуальными «лентами времени», подготовленными учителем;  использование виртуальной ленты времени при организации самостоятельной работы учащихся и организации...

Формирование локальных представлений учащихся в основной...

Учащиеся с помощью данных средств оказались участниками Северной войны, они

9. Ворожейкина Н. И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе

Основные термины (генерируются автоматически): историческая карта, урок истории...

Формирование познавательной активности учащихся на...

Творческие задания на уроках истории представляют собой богатейший материал для развития логического и образного мышления, воображения, творческих способностей, памяти и речи школьников. На своих уроках я предлагаю учащимся...

Использование информационных технологий...

В то же время преподавание истории и обществознания не может находиться в стороне от глобального явления — информатизации

ФГОС общего образования предполагает развитие у обучающихся в ходе изучения истории и обществознания...

ФГОС, а зачем это надо? Формирование УУД на уроках истории

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Таким образом, современная школа идет в ногу со временем. Первые результаты уже есть, это желание учувствовать в олимпиадах различного уровня все большего...

Сложности изучения понятий «периметр» и «площадь»...

Но вдруг… наступает время изучения темы «Площадь фигур», и тут учащиеся начинают путаться.

Если постоянно акцентировать внимание на обозначение цветом, учащиеся привыкают к алгоритму и быстрее ориентируются в выборе формулы для выполнения заданий.

Применение картографического материала на уроках...

Чтобы приучить учащихся основной школы запоминать географические ориентиры важнейших фактов, учитель дает задания показывать основные исторические события на физической карте (например, показать на физической карте Европы...

Критерии – важная составляющая технологии...

Знать даты, хронологию событий. Знать исторические термины (словарные

Критерии — это средство управления качеством образовательного результата

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, критериальное...

Похожие статьи

Использование мультимедийных средств в процессе...

 дидактическое сопровождение изучения тем, насыщенных датами и событиями, виртуальными «лентами времени», подготовленными учителем;  использование виртуальной ленты времени при организации самостоятельной работы учащихся и организации...

Формирование локальных представлений учащихся в основной...

Учащиеся с помощью данных средств оказались участниками Северной войны, они

9. Ворожейкина Н. И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе

Основные термины (генерируются автоматически): историческая карта, урок истории...

Формирование познавательной активности учащихся на...

Творческие задания на уроках истории представляют собой богатейший материал для развития логического и образного мышления, воображения, творческих способностей, памяти и речи школьников. На своих уроках я предлагаю учащимся...

Использование информационных технологий...

В то же время преподавание истории и обществознания не может находиться в стороне от глобального явления — информатизации

ФГОС общего образования предполагает развитие у обучающихся в ходе изучения истории и обществознания...

ФГОС, а зачем это надо? Формирование УУД на уроках истории

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Таким образом, современная школа идет в ногу со временем. Первые результаты уже есть, это желание учувствовать в олимпиадах различного уровня все большего...

Сложности изучения понятий «периметр» и «площадь»...

Но вдруг… наступает время изучения темы «Площадь фигур», и тут учащиеся начинают путаться.

Если постоянно акцентировать внимание на обозначение цветом, учащиеся привыкают к алгоритму и быстрее ориентируются в выборе формулы для выполнения заданий.

Применение картографического материала на уроках...

Чтобы приучить учащихся основной школы запоминать географические ориентиры важнейших фактов, учитель дает задания показывать основные исторические события на физической карте (например, показать на физической карте Европы...

Критерии – важная составляющая технологии...

Знать даты, хронологию событий. Знать исторические термины (словарные

Критерии — это средство управления качеством образовательного результата

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, критериальное...

Задать вопрос