Особенности организации педагогической практики в системе высшего профессионального образования на Донбассе в 1950–60-е гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Краснякова, Ю. И. Особенности организации педагогической практики в системе высшего профессионального образования на Донбассе в 1950–60-е гг. / Ю. И. Краснякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75384/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье рассмотрены основные виды и аспекты организации педагогической практики будущих учителей в системе высшего профессионального образования в 1950–60-е гг. на примере педагогических вузов Донбасса.

Ключевые слова: педагогическая практика, высшее профессиональное образование, педвузы, студенты.

Современная система высшего профессионального образования претерпевает существенные изменения, которые направлены на повышение качества подготовки профильных специалистов. Педагогические вузы самопровозглашенных республик Донбасса в рамках реализации новых стандартов образования, корректируют содержание учебных планов и педагогической практики. Поэтому достаточно актуальным становится изучение опыта организации педагогической практики в советский период.

В педагогических словарях термин «педагогическая практика» рассматривается как вид организации внеаудиторной работы студентов педагогических вузов под руководством методиста с целью творческой реализации теоретических знаний и практических навыков по педагогике, психологии и других специальных дисциплин; составная часть подготовки будущих педагогических работников [2, с. 75; 4, с. 95].

Прохождение педагогической практики являлось обязательным компонентом учебной программы педвузов с 1920-х гг. В 1950-е гг. Министерством просвещения СССР были введены учебные планы, в которых теоретическая подготовка студентов по педагогике сокращалась от 130 до 90 ч., в пользу часов для прохождения педагогической практики [1, с. 42].

В 1960 г. в соответствии с Приказом Министерства просвещения УССР «Об организации педагогической практики студентов и мерах улучшения практической подготовки студентов к работе в школе» в новую программу педпрактики был включен перечень обязательных мероприятий для отчетности студентов-практикантов. Во вступительной части основных организационных документов данного периода значилось: «Эти высшие учебные заведения должны выпускать таких учителей для средней школы, которые глубоко знают науку в области своей специальности, обладают достаточными педагогическими навыками, хорошо знают жизнь, могут воспитывать учащихся…» [3, д. 266, л. 1].

В 1950–60-е гг. на территории Донбасса подготовку педагогических кадров осуществляли три вуза: Луганский государственный педагогический институт имени Т. Г. Шевченко, Сталинский государственный педагогический институт (с 1961 г. — Донецкий государственный педагогический институт) и Славянский государственный педагогический институт (с 1954 г. получивший статус высшего учебного заведения).

Педагогическая практика будущих учителей начиналась уже со второго семестра I курса. Студенты I–II курсов проходили педпрактику в III–IV классах в качестве помощников учителей или вожатых пионерских отрядов. На II курсе практика проходила на протяжении года без отрыва от занятий. Она была направлена на изучение школьного коллектива и на изучение работы ученической и пионерской организаций школ. Под руководством кафедры педагогики, классных руководителей и комсомольской организации школы студенты приобретали опыт организации тематических вечеров, культпоходов и экскурсий. Третьекурсники направлялись для работы в школу в V–VIII классы в качестве помощников классных руководителей, вожатых отрядов и руководителей кружков в том числе в летнее время.

Педпрактика студентов IV курса носила обучающий характер и предусматривала проведение пробных уроков по предметам широкого профиля. Вместе с тем, обязательным условием было выполнение студентом всесторонней воспитательной работы среди школьников [3, д. 126, л. 23–25]

В 1960-е гг. началось массовое открытие новых школ, повлекшее нехватку учителей. Этот факт обусловил введение в педвузах нового вида педагогической практики — стажерской. Студенты V курса проходили стажерскую практику, в период которой выполняли всю работу учителя в течение целого семестра. В отчетах педвузов Донбасса по опыту перестройки педагогической практики студентов за 1961–62 учебный год значилось: «Все студенты V-х курсов проходят стажерскую практику с 25 августа 1961 г. по 1 января 1962 г. на штатной должности учителя и классного руководителя». Анализ и оценка стажерской практики возлагалась на школу, в которую были направлены студенты. Для контроля за ходом практики и оказания методической помощи работникам школ пединституты направляли наиболее опытных преподавателей профильных кафедр [3, д. 266, л. 284].

В учебных планах пединститутов Донбасса было предусмотрено проведение студентами-практикантами экспериментальных работ в школе, например, апробировалась авторская методика составления психологической характеристики учащихся. Параллельно с этим, студентов со II-го курса привлекали к лекционной работе среди родителей и населения по общественно-политической и педагогической тематике [3, д. 266, л. 286].

Нехватка педагогических кадров способствовала увеличению количества специалистов, которых вузы готовили без отрыва от основной работы. Расширение системы заочного обучения должно было решить вопрос не только дефицита педагогических кадров, но привлечь в педвузы работающих учителей без высшего педагогического образования [4, с. 96].

В планах-календарях межсессионной работы студентов-заочников отмечалось, что прохождение педагогической практики в V–X классах любого типа школы (восьмилетней, средней, вечерней, школе-интернате) является обязательным. От прохождения практики освобождались студенты, которые в настоящее время работали по специальности с нагрузкой не менее шести еженедельных уроков и предоставивших в вуз положительную характеристику из школы.

Студенты заочной формы обучения проходили две практики: первую — на IV курсе в течение седьмого семестра без отрыва от работы по месту жительства; вторую — на V курсе в течение 4-х недель в учреждении по направлению от института за счет тарифного или неоплачиваемого отпуска. Для оказания практической помощи студентам-заочникам функционировали консультационные пункты в районных центрах Донбасса [3, д. 748, л. 234].

К прохождению педпрактики студентов готовили заранее. Преподаватели институтов на практических занятиях по методике преподавания профильных предметов отрабатывали со студентами навыки использования различных приемов и средств обучения. Обязательным условием перед прохождением педпрактики было изучение опыта ведущих учителей и классных руководителей, обучение методике проверки письменных и практических работ школьников.

За полгода до начала педагогической практики определялись лучшие школы областных центров и назначались руководители практики. Руководство педпрактикой осуществляли методисты профильных кафедр, завучи и лучшие учителя школ. За не прохождение обязательной педпрактики или получения неудовлетворительной оценки, студентов не допускали к сдаче государственных экзаменов [3, д. 727, л. 35].

В рамках реализации постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 октября 1966 г. и ЦК КП Украины и Совета Министров УССР от 14 октября 1966 г. «О мерах по улучшению подготовки специалистов и улучшения руководства высшим и средним специальным образованием в стране» отдельные кафедры могли вносить корректировку в учебные планы. Например, учебная практика по предметам кафедры физвоспитания начиналась не с III, а с I курса. Первокурсники проводили только часть урока, показывая отдельные элементы техники. Полноценные школьные и секционные уроки давали студенты уже II и III курсов [3, д. 607, л. 10].

Согласно отчетным документам педвузов, несмотря на то, что 90 % оценок по педпрактике составляли «хорошо» и «отлично», среди основных недочетов проведения педагогической практики в 1950–60-е гг. можно отметить следующие: периодическое возвращение к старым инструкциям по педпрактике; перегруз руководителей большим количеством часов; недооценка некоторыми методистами объема и роли воспитательной работы; формирование очень больших потоковых групп практикантов; слабый контроль над проведением воспитательных мероприятий;недостаточное знание студентами-практикантами содержания школьных учебников по профильным предметам [3, д. 607, л. 10].

Таким образом, система организации педагогической практики на Донбассе в 1950–60-е гг. предполагала непрерывность практической деятельности студентов (с I по V курсы), введение новых видов практик (общественно-полезную, летнюю в пионерских лагерях, стажерскую) и была направлена на улучшение качества профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Тем не менее, подобный опыт организации педпрактики показал определенные недочеты, что способствовало принятию уже в 1970-х гг. улучшенных программ педпрактики.

Литература:

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 208 с.

2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 135 с.

  1. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики (Госархив ЛНР). Ф. Р-416. Оп. 2.
  2. Никульников А. Н. Особенности педагогической практики студентов в СССР (1918–1991 гг.) // Сибирский педагогический журнал. — 2018. — № 4. — С. 94–101.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая практика, III, студент, высшее профессиональное образование, курс, школа, VIII, обязательное условие, педагогическая практика будущих учителей, педагогическая практика студентов.


Похожие статьи

Современные аспекты профессиональной подготовки студентов...

Важной составляющей профессиональной подготовки студентов является педагогическая практика. Педагогическая практика – это составная часть основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объёмы практики...

Педагогическая практика в образовательном процессе высших...

Во время прохождения практики студенты имеют возможность ознакомиться с будущей профессиональной деятельностью, применить

В целом, педагогическая практика в учебном процессе студентов занимает 1 год. Основная часть практики проводится на...

Педагогическая практика как один из способов формирования...

Педагогическая практика — неотъемлемая часть профессиональной подготовки студентов к деятельности преподавателя, владеющего

Педагогическая практика проводится в сторонних образовательных учреждениях (среднеобразовательные школы, гимназии, лицеи и...

Педагогическая практика как фактор развития... | «Молодой

социальная работа, студент, будущий специалист, высшее образование, практик, прохождение практики, профессиональный выбор, педагогическая практика, образовательный процесс. Педагогическая практика как фактор развития... | «Молодой.

Формирование профессиональной направленности у студентов...

Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки педагога образовательного учреждения. Практика всегда носила длительный и непрерывный характер, что обеспечивало достаточный фундамент для закладки основных...

Значение педагогической практики в профессиональном...

Значение педагогической практики в профессиональном становлении будущих учителей.

Студенты ОГАПОУ «Валуйский колледж», обучаясь по специальности «Преподавание в начальных классах», с первого года обучения проходят педагогическую практику на базах...

Педагогическая практика как средство формирования...

Педагогическая практика как форма «предоставления» (или «предъявления») социально-профессиональной среды для студентов способствует переводу общественно-педагогических и профессионально-групповых ценностей в их личностную...

педагогическая практика, колледж, знание, студент, предмет...

Педагогическая практика студентов играет важную роль в подготовке будущего учителя и

Педагогическая практика — эффективная форма профессиональной подготовки студентов к будущей

Педагогическая практика на III курсе, также как и на втором курсе, длится две...

Значение педагогической практики в подготовке...

Педагогическая практика обычно проводится в тех школах, лицеях и колледжах, где методической работой студентов руководят опытные и квалифицированные педагоги. Будущий педагог-студент в процессе преподавания физической культуры в школе начинает...

Похожие статьи

Современные аспекты профессиональной подготовки студентов...

Важной составляющей профессиональной подготовки студентов является педагогическая практика. Педагогическая практика – это составная часть основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объёмы практики...

Педагогическая практика в образовательном процессе высших...

Во время прохождения практики студенты имеют возможность ознакомиться с будущей профессиональной деятельностью, применить

В целом, педагогическая практика в учебном процессе студентов занимает 1 год. Основная часть практики проводится на...

Педагогическая практика как один из способов формирования...

Педагогическая практика — неотъемлемая часть профессиональной подготовки студентов к деятельности преподавателя, владеющего

Педагогическая практика проводится в сторонних образовательных учреждениях (среднеобразовательные школы, гимназии, лицеи и...

Педагогическая практика как фактор развития... | «Молодой

социальная работа, студент, будущий специалист, высшее образование, практик, прохождение практики, профессиональный выбор, педагогическая практика, образовательный процесс. Педагогическая практика как фактор развития... | «Молодой.

Формирование профессиональной направленности у студентов...

Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки педагога образовательного учреждения. Практика всегда носила длительный и непрерывный характер, что обеспечивало достаточный фундамент для закладки основных...

Значение педагогической практики в профессиональном...

Значение педагогической практики в профессиональном становлении будущих учителей.

Студенты ОГАПОУ «Валуйский колледж», обучаясь по специальности «Преподавание в начальных классах», с первого года обучения проходят педагогическую практику на базах...

Педагогическая практика как средство формирования...

Педагогическая практика как форма «предоставления» (или «предъявления») социально-профессиональной среды для студентов способствует переводу общественно-педагогических и профессионально-групповых ценностей в их личностную...

педагогическая практика, колледж, знание, студент, предмет...

Педагогическая практика студентов играет важную роль в подготовке будущего учителя и

Педагогическая практика — эффективная форма профессиональной подготовки студентов к будущей

Педагогическая практика на III курсе, также как и на втором курсе, длится две...

Значение педагогической практики в подготовке...

Педагогическая практика обычно проводится в тех школах, лицеях и колледжах, где методической работой студентов руководят опытные и квалифицированные педагоги. Будущий педагог-студент в процессе преподавания физической культуры в школе начинает...

Задать вопрос