Исследование тревожности и фобий у лиц юношеского возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 22.12.2019

Статья просмотрена: 346 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, А. В. Исследование тревожности и фобий у лиц юношеского возраста / А. В. Смирнова, К. А. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 300-303. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65544/ (дата обращения: 11.05.2024).



В статье представлены данные исследования тревожности и фобий у лиц юношеского возраста.

Ключевые слова: тревожность, фобии, юношеский возраст.

В современном динамично развивающемся обществе молодежь подвержена влиянию множества социально психологических стрессов, что отражается на их эмоциональном состоянии. Наличие тревоги и фобий является одним из показателей психического состояния человека [1].

Цельисследование тревожности и фобий у лиц юношеского возраста.

Материалы иметоды исследования.

Обследовано 106 респондентов, учащихся образовательных организаций города Кирова (общеобразовательная школа № 16–42 чел., Кировский ГМУ — 31 чел., медицинский колледж — 33 чел.), средний возраст 17,13±0,02 лет, из них юноши — 51 чел. (48,1 %), девушки — 55 чел. (51,9 %).

В исследовании использовались психодиагностический метод, включающий шкалу тревожности Спилбергера-Ханина; авторскую анкету, содержащую вопросы на выявление фобий (Приложение 1); статистическая обработка результатов (описательная статистика).

Результаты.

Результаты исследования показали наличие личностной тревожности (ЛТ) у 92 чел. (86,8 %), из которых высокая ЛТ отмечена у 36 чел. (39,1 %).

Реактивная тревожность (РТ) была отмечена у 94 чел. (88,7 %), из которых высокая РТ — 46 чел. (48,9 %).

Исследование выявило наличие фобий у 63 чел. (59,4 %).

Страх заболеть каким-либо заболеванием был отмечен у 13 чел. (12,3 %): раком — 19 чел. (17,9 %), СПИДом — 12 чел (11,3 %), страх заболеть любым неизлечимым заболеванием — 5 чел. (4,7 %), гепатитом — 2 чел. (1,9 %), алкоголизмом — 2 чел. (1,9 %), наркоманией — 2 чел. (1,9 %).

Страх насекомых отметили — 14 чел. (13,2 %).

Среди других фобий были выделены: смерть близких родственников — 4 чел. (3,8 %), страх высоты — 4 чел. (3,8 %), страх темноты — 4 чел. (3,8 %), боязнь крови — 3 чел. (2,8 %), страх наказания со стороны родителей — 3 чел. (2,8 %), страх смерти — 2 чел. (1,9 %), страх людей –2 чел. (1,9 %), страх собак — 2 чел. (1,9 %).

Среди причин своих фобий респонденты отмечали: неуверенность в себе — 1 чел. (0,9 %), низкую самооценку — 1 чел. (0,9 %), «трудное» детство — 1 чел. (0,9 %), плохое самочувствие — 1 чел. (0,9 %), «раннее вступление во взрослую жизнь» — 1 чел. (0,9 %).

Вывод: исследование показало у большинства респондентов наличие личностной (86,8 %) и реактивной (88,7 %) тревожности, при этом наличие фобий отмечено у 59,4 % опрошенных, из которых преобладали страх заболеваний и насекомых. В связи с этим можно предположить, что наличие тревожности у большинства опрошенных не связано с наличием конкретных фобий.

Приложение 1.

АНКЕТА

Ваш возраст___________Пол______________

Где вы учитесь?

Школа____________Класс_________

Техникум_________________Курс_________ Университет_______________________________Курс__________

Инструкция: подчеркните ответ «да» для утверждений, характерных для вас.

  1. Вы боитесь высоты? ДА
  2. Вы боитесь плавать на глубине? ДА
  3. Охватывает ли вас страх при виде мертвых людей? ДА
  4. Вы боитесь посещать кладбища? ДА
  5. Вы боитесь темноты? ДА
  6. Вы боитесь находиться в комнате одни? ДА
  7. Вы боитесь ездить в лифте один? ДА
  8. Мысль о необходимости лечения вызывает у Вас панику? ДА
  9. Вы боитесь заболеть тяжелым заболеванием? ДА Напишите каким заболеванием Вы боитесь заболеть? _____________________________
  10. У вас часто бывают мысли о том, что ваши родные могут заболеть? ДА
  11. Вы часто думаете о том, что может произойти катастрофа/теракт? ДА
  12. Вас часто посещают мысли о том, что ваши родные могут погибнуть в чрезвычайных ситуациях? ДА
  13. Вы боитесь летать в самолетах? ДА
  14. Мысль о необходимости полета на самолете вызывает у вас панику? ДА
  15. Вы постоянно тревожитесь о возможных неудачах на экзаменах? ДА
  16. Вы боитесь постоянного неодобрения со стороны преподавателя? ДА
  17. Вы боитесь наказания за учебу со стороны родителей? ДА
  18. Страх ожидания плохой оценки вызывает панику? ДА
  19. Необходимость общения с новым человеком вызывает у Вас страх? ДА
  20. Вы боитесь общаться с людьми старше Вас? ДА
  21. Вы боитесь насмешек, неодобрений со стороны сверстников? ДА
  22. Вы испытываете страх при общении с противоположным полом? ДА
  23. Мысль о необходимости выступления перед аудиторией вызывает панику? ДА
  24. Вы боитесь находиться в толпе? ДА
  25. Вы боитесь ездить в общественном транспорте? ДА
  26. Вы боитесь заразиться в общественном транспорте? ДА
  27. Вы боитесь ходить по улице один/одна в вечернее время? ДА
  28. На улице у вас часто беспокоит мысль о том, что на Вас могут напасть или ограбить? ДА
  29. Постоянно ли вы сомневаетесь о том, что могли что-то забыть? ДА
  30. Вы боитесь насекомых/животных? ДА
  31. Напишите каких насекомых/животных Вы боитесь? ______________
  32. Вы стесняетесь своей внешности? ДА
  33. Есть ли в вашей семье какие-либо страхи? ДА
  34. Напишите страх, о котором вы постоянно думаете_______________
  35. Напишите с чем вы связываете появление этого страха?___________
  36. С какого возраста у Вас появился этот страх?____________________
  37. Консультировались ли вы у специалиста по поводу страхов? ДА
  38. Было ли назначено какое-то лечение? ДА

Шкала Спилбергера-Ханина.

Шкала ситуативной тревожности

пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Шкала личной тревожности

пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Литература:

1. Собкин В. С., Ваганова М. В. Российский подросток: жизненные перспективы и страхи // В сборнике: Социокультурные трансформации подростковой субкультуры / Собкин В. С. Сер. «Труды по социологии образования» Российская акад. образования, Центр социологии образования; Под редакцией Собкина В. С.. Москва, 2006. С. 7–18.

Основные термины (генерируются автоматически): страх, юношеский возраст, мысль, наличие фобий, общественный транспорт, сторона родителей, том, фобия.


Похожие статьи

Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего...

Детские страхи могут возникнуть как при недостатке внимания родителей (гипоопека), так и при излишней

В младшем школьном возрасте, страхи, основанные на инстинкте самосохранения, сменяются

Это ведущий страх в младшем школьном возрасте — боязнь быть не тем, о ком...

Особенности содержания страхов у детей дошкольного возраста

Страх — одна из сильнейших и древнейших человеческих эмоций (К. Изард, А. И. Захаров, М. И. Чистякова, П. Дако, Л. С. Выготский). Если давать обобщенное определение данной эмоции, то она возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида...

Особенности страхов у детей дошкольного возраста с общим...

Особенности страхов в детском возрасте исследовали В. И. Гарбузов, С. В. Дворяк, А. И

Страх — это психическое состояние, обусловленное реальными или представляющимися

И самой важной будет поддержка со стороны взрослых, потому что без помощи взрослого...

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного...

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют

Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются

По опроснику М.Алворд и П.Бейкер, в качестве опроса родителей и наблюдения за детьми, мы...

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста...

Коррекция фобий должна производиться в присутствии близких взрослых.

В среднем наличие страхов у девочек больше чем у мальчиков. Результаты диагностического анализа свидетельствуют о том, что у 5 (50 %) из 10 детей дошкольников повышенное чувство страха.

Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами...

В этом возрасте дети остро ориентированы на взаимоотношения с родителем

 детская фантазия — данный страх заключается в том, что ребенок сам придумывает себе предмет

Страх — одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ситуациях угрозы...

Психологические особенности проявления страха и тревожности...

Страх — ключевая эмоция, переживание которой воспринимается людьми как угроза безопасности своей жизни.

Основа данного страха состоит в том, что, принимая какое-нибудь главное решение, человек берет на

Этот страх может быть перенят также от родителей, и...

Возрастные и гендерные особенности субъективной выраженности...

- наличие определенных страхов является возрастной нормой и неотъемлемой частью человеческой жизни, обусловленной необходимостью

- крайней формой проявления страха является фобия, или фобическое расстройство - иррациональный неконтролируемый страх

Влияние фильмов ужасов на психику подростка | Статья в журнале...

Медицинский словарь трактует понятие «страх» как фобия — навязчивое состояние в виде

В первую очередь фильмы ужасов вызывают у человека страх, на что они и призваны.

Птицына Н. А. Общественное объединение как фактор, влияющий на формирование толерантности...

Анализ эффективности использования методов арт-терапии...

Анализ эффективности использования методов арт-терапии впсихологической коррекции страхов удетей 5–9 лет. Куташов Вячеслав Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор. Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко.

Похожие статьи

Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего...

Детские страхи могут возникнуть как при недостатке внимания родителей (гипоопека), так и при излишней

В младшем школьном возрасте, страхи, основанные на инстинкте самосохранения, сменяются

Это ведущий страх в младшем школьном возрасте — боязнь быть не тем, о ком...

Особенности содержания страхов у детей дошкольного возраста

Страх — одна из сильнейших и древнейших человеческих эмоций (К. Изард, А. И. Захаров, М. И. Чистякова, П. Дако, Л. С. Выготский). Если давать обобщенное определение данной эмоции, то она возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида...

Особенности страхов у детей дошкольного возраста с общим...

Особенности страхов в детском возрасте исследовали В. И. Гарбузов, С. В. Дворяк, А. И

Страх — это психическое состояние, обусловленное реальными или представляющимися

И самой важной будет поддержка со стороны взрослых, потому что без помощи взрослого...

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного...

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют

Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются

По опроснику М.Алворд и П.Бейкер, в качестве опроса родителей и наблюдения за детьми, мы...

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста...

Коррекция фобий должна производиться в присутствии близких взрослых.

В среднем наличие страхов у девочек больше чем у мальчиков. Результаты диагностического анализа свидетельствуют о том, что у 5 (50 %) из 10 детей дошкольников повышенное чувство страха.

Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами...

В этом возрасте дети остро ориентированы на взаимоотношения с родителем

 детская фантазия — данный страх заключается в том, что ребенок сам придумывает себе предмет

Страх — одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ситуациях угрозы...

Психологические особенности проявления страха и тревожности...

Страх — ключевая эмоция, переживание которой воспринимается людьми как угроза безопасности своей жизни.

Основа данного страха состоит в том, что, принимая какое-нибудь главное решение, человек берет на

Этот страх может быть перенят также от родителей, и...

Возрастные и гендерные особенности субъективной выраженности...

- наличие определенных страхов является возрастной нормой и неотъемлемой частью человеческой жизни, обусловленной необходимостью

- крайней формой проявления страха является фобия, или фобическое расстройство - иррациональный неконтролируемый страх

Влияние фильмов ужасов на психику подростка | Статья в журнале...

Медицинский словарь трактует понятие «страх» как фобия — навязчивое состояние в виде

В первую очередь фильмы ужасов вызывают у человека страх, на что они и призваны.

Птицына Н. А. Общественное объединение как фактор, влияющий на формирование толерантности...

Анализ эффективности использования методов арт-терапии...

Анализ эффективности использования методов арт-терапии впсихологической коррекции страхов удетей 5–9 лет. Куташов Вячеслав Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор. Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко.

Задать вопрос