Личностная направленность процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика»

Библиографическое описание: Репринцева Ю. С. Личностная направленность процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика» // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 123-126.

Определяющее значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям, обществу, проявляется уровень самосознания и социальной ответственности.

Для современных подростков исключительно важное значение имеет устойчивая конфигурация главных, иерархизированных мотивационных идей, имеющих определенную направленность.

В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций [2]. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Личностный подход в учебно-воспитательном процессе ставит ближайшей целью задачу овладения обучающимися комплексом знаний, навыков, умений, выработки качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях информационного общества.

В настоящем исследовании под личностной направленностью процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков мы понимаем личностный подход в формировании ценностных ориентаций обучающихся с учетом индивидуальных особенностей качеств личности каждого школьника в процессе обучения и воспитания.

Учитывая индивидуальные личностные качества каждого школьника, учитель способен в рамках каждого урока развивать эти качества, постепенно формируя группы ценностей – ценностные ориентации. Таким образом, формирование ценностных ориентаций можно представить в виде последовательной схемы: личностные качества → ценности → ценностные ориентации.

Развитие личностных качеств школьников посредством учебной деятельности возможно при правильно подобранных учителем методов обучения и воспитания, а также активных методических приемов. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть эти качества и помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Главным на таких занятиях становится приобретение знаний через выявление заинтересованности обучающихся в изучаемом материале, включение их в сотрудничество, активный поиск информации, личностного смысла. Формирование качеств и ценностных ориентаций школьников на таких уроках носит деятельностно-творческий характер, направлено на предоставление школьнику необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. В центре такого образования – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности.

Личностная направленность учебной деятельности позволит учителю пробудить интерес, раскрыть возможности, организовать совместную познавательную, творческую деятельность обучающихся. Учитель становится наставником (тьютором), соучастником учебно-воспитательного процесса, построенного на диалоге между ним и обучающимся. Личностная направленность учебной деятельности обеспечит личностную направленность в формировании ценностных ориентаций школьников.

Настоящее исследование процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков проводилось с учетом разработанной нами педагогической модели процесса формирования ценностных ориентаций при изучении содержания регионального компонента географического образования, включающей пять компонентов (целевой, мотивационный, содержательный, деятельностный и оценочно-результативный) и личностной направленности данного процесса при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика».

Этот курс разработан преподавателями Благовещенского государственного педагогического университета профессором кафедры географии Н.Г. Павлюк и ассистентом кафедры географии Ю. С. Репринцевой. По данному курсу составлена и опубликована программа для обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений в количестве 100 экземпляров [1]. С 2009 г. региональный курс «Приамурье: история, география, экономика» ведется в школе МОУ СОШ №9 г. Благовещенска и Верхнеполтавской СПОШ Константиновского района Амурской области как элективный курс по выбору.

В настоящее время в связи с разработкой новых общеобразовательных стандартов общего образования (стандарты второго поколения) осуществляется совершенствование преподавания школьной географии, в том числе и региональной, как регионального компонента образования. Один из путей совершенствования преподавания региональной географии (своей области, края, республики) – введение различных элективных курсов, которые имеют большие возможности в более глубоком раскрытии насущных и проблемных вопросов, касающихся природы, населения, хозяйства конкретного региона. Это в свою очередь позволяет шире реализовать воспитательный потенциал изучаемого материала – формирование ценностных ориентаций школьников, воспитание патриотических чувств к своей малой родины, ныне особенно востребованных современным российским обществом. Проблема патриотического воспитания актуальна для всех регионов страны, но особенно она важна для регионов занимающих пограничное положение.

Программа регионального курса «Приамурье: история, география, экономика» может быть использована учителями других регионов для разработки аналогичных программ при изучении своего региона в рамках регионального и школьного компонентов образования.

В основу преподавания регионального курса «Приамурье: история, география, экономика» положена педагогическая модель процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении содержания регионального компонента географического образования. В качестве целевого компонента модели представлены основные цели и задачи данного курса.

Основной целью регионального курса является формирование у обучающихся целостного представления о территории Приамурья как крупном субрегионе Дальнего Востока, особенностях его географического положения и освоения, природно-ресурсном и хозяйственном потенциале.

Основными задачами представленного курса являются:

  • Показать особенности географического положения, истории исследования, заселения и хозяйственного освоения Приамурья.

  • Оценить природно-ресурсный и хозяйственный потенциал Приамурья, его ландшафтное разнообразие.

  • Охарактеризовать историко-культурные и природные достопримечательности региона как объекты рекреационной деятельности.

  • Дать характеристику населения региона, выявить современные демографические проблемы и возможные пути их решения.

  • Дать характеристику хозяйства, определить пути его модернизации и перспективы развития региона.

  • Рассмотреть внутрирегиональные различия и связанные с ними проблемы региона.

  • На основе раскрытия содержания учебного материала шире использовать возможности курса в формировании ценностных ориентаций обучающихся, таких как активная деятельная жизнь, познание своей малой Родины (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития), активность нравственной позиции (уважение к людям, стремление к нравственному самовоспитанию), творческая активность (стремление к улучшению процесса работы, к новому), красота природы (переживание прекрасного в природе).

Региональный курс «Приамурье: история, география, экономика» в школах МОУ СОШ №9 г. Благовещенска и Верхнеполтавской СПОШ Константиновского района Амурской области преподается как элективный курс в 8-9 классах в качестве школьного компонента базисного учебного плана и поэтому данный курс посещают обучающиеся наиболее заинтересованные в изучении вопросов краеведческого содержания. Таким образом, мотивационный компонент педагогической модели, направлен на определение мотивации к деятельности на уроках географии в курсе «География России» и последующем отборе тех школьников, которые наиболее заинтересовано изучают региональные вопросы.

Содержательный компонент модели отображает содержание регионального курса.

Курс рассчитан на 34 ч. Наряду с изучением теоретических вопросов предусмотрено выполнение практических и творческих работ.

Ниже предлагается примерное поурочно-тематическое планирование регионального курса «Приамурье: история, география, экономика».

Примерное тематическое планирование

Таблица 1

п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Практические и творческие работы


Введение

1


I

Границы и географическое положение региона

2


1

Размеры территории и географическое положение

1

По картам атласа определить крайние точки региона

2

Границы региона и история их формирования

1

На контурную карту Дальнего Востока нанести государственную и условную границы Приамурья и его субрегионов

II

История исследования и хозяйственного освоения территории

3


1

Этапы освоения территории

1

Подготовить сообщения по истории исследования и заселения Приамурья

2

Развитие хозяйства региона в XIX в. Строительство Транссиба.

1

Врезка1

3

Хозяйственное освоение региона в советский период

1


III

Природно-ресурсная характеристика региона

10


1

Рельеф и полезные ископаемые

2

На картосхему региона нанести важнейшие полезные ископаемые

2

Климат и климатические ресурсы региона

2

На основе анализа карт атласа составить агроклиматическую характеристику одной из территорий Приамурья (на выбор)

3

Внутренние воды и водные ресурсы региона

1

На контурную карту нанести реки, относящиеся к бассейну Амура

4

Почвы и земельные ресурсы

1


5

Растительный и животный мир

2


Дать письменное описание рекреационных ресурсов региона (на выбор)

6

Внутренние природные различия региона

2


IV

Социально-демографическая характеристика региона

2


1

Характеристика населения региона

1

Подготовить сообщение о хозяйственной деятельности, культуре и быте коренных народов региона (на выбор)

2

География размещения населения

1


V

Хозяйство региона

4


1

Специализация хозяйства. Промышленность

1


2

География сельского хозяйства

1


3

Транспорт региона

1

Нанести на контурную карту крупнейшие транспортные пути региона

4

Производственные связи внутри региона

1

Составить схему произво-дственных связей региона

VI

Внутрирегиональные различия

3


1

Природно-экономические особенности Амурской области

1


2

Природно-экономические особеннВрезка2ости Хабаровского края и ЕАО

1


3

Природно-экономические особенности Приморского края

1

Разработать проект решения экологических проблем региона

VII

Природно-экономическая характеристика сопредельной территории Китая

2


1

Природные особенности соп-редельной территории Китая

1


2

Особенности специализации хозяйства сопредельной территории Китая

1

Подготовить сообщение об экономическом развитии Китая

VIII

Экономические связи региона

3


1

Экономические связи с сосе-дними регионами Дальнего Востока, Центральной России и Сибири

2


2

Внешнеэкономические связи со странами АТР

1

Построить и дать анализ диаграммы «Структура экспорта и импорта отдельных территорий региона» (на основе статистического материала)

IX

Заключительный урок (форма – дискуссия, семинар или конференция)

1



Деятельностный компонент педагогической модели представлен системой методов обучения и воспитания, а также активными методическими приемами и формами обучения. Формирование ценностных ориентаций старших подростков при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика» возможно посредством использования в преподавании таких методов обучения как метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы. С нашей точки зрения, эти методы являются наиболее эффективными в формировании ценностных ориентаций, поскольку рассчитаны на формирование творческого мышления обучающихся, а развитие творческого потенциала является сопутствующим условием при формировании ценностных ориентаций старших подростков.

Кроме методов обучения в преподавании регионального курса используются и методы воспитания – игра, беседа, убеждение, поощрение, наказание, диспут. Эти методы являются методами воздействия на школьный коллектив, благодаря которым формируются главные качества личности и ведущие ценностные ориентации.

При изучении курса «Приамурье: история, география, экономика» широко используются ряд активных методических приемов и форм обучения, несущих личностную направленность, таких как составление проектных работ, ролевые игры, дискуссии, решение проблемных ситуаций, экскурсии в краеведческие музеи, в природу, научно-практические конференции, семинары, нетрадиционные уроки в краеведческом музее, круглые столы, составления календаря памятных дат Приамурья, составление подборок стихов, песен о Приамурье, создание мультимедийных произведений по истории освоения и заселения, природе Приамурья, составление «визитных карточек», краеведческие выставки, краеведческие олимпиады, краеведческие вечера, краеведческие недели. Хотелось бы привести примеры следующих уроков, наиболее ярко запомнившихся обучающимся при изучении представленного регионального курса: ролевые игры «Заповедники Приамурья», «Экономическая оценка полезных ископаемых Приамурья»; круглый стол «Природные ресурсы Приамурья»; экскурсионная проектная работа «Благовещенск разных эпох»; экскурсия в природу «Грядово-оползневый рельеф урочища Песчаных озер»; экскурсия в краеведческий музей «Флора и фауна Приамурья»; составление календарей памятных дат Приамурья – крупные события в оформлении государственных границ Амурской области, крупные события в исследовании Амурской области, крупные события в хозяйственном освоении Амурской области; составление подборок стихов, песен о Приамурье – стихотворения о красоте природы Приамурья, стихотворения о первооткрывателях Приамурья, стихотворения, описывающие сезоны года Амурской области, стихотворения о могущем Амуре; составление «визитных карточек» Амурской области – «Добро пожаловать турист в край контрастов и красот»; краеведческий вечер – «Я гражданин России, я житель Амурской области»; нетрадиционный урок телемост «Природные комплексы Приамурья»; участие в научно-практических конференциях преподавателей и студентов Благовещенского государственного педагогического университета с выступлениями «Приамурье – жемчужина России» и др.. Методические разработки большинства из представленных проведенных уроков опубликованы в местных научно-методических сборниках различных конференций, а также в периодическом журнале «Краеведение Приамурья» и могут являться хорошим подспорьем и примером для учителей Дальнего Востока в организации краеведческой работы в школе.

Отличительной особенностью представленных форм организации краеведческой деятельности является их личностная направленность как на сам учебно-воспитательный процесс, так и на формирование личностных качеств и ценностных ориентаций школьников. При проведении уроков с использованием выше представленных активных методических приемов и форм обучения учитель выполняет роль наставника и напрямую контактирует с обучающимися, тем самым позволяя школьнику либо выбрать себе соответствующую роль на уроке, либо заняться тем видом деятельности, которое ему ближе всего. При такой организации учебной деятельности будет повышаться интерес к изучаемому материалу, учитель сможет развивать личность каждого обучающегося, выявляя те интересы школьника, которые в последующем закрепляются в ценностные ориентации. Кроме того, изучение природных и экономических особенностей своей малой родины наиболее интересно обучающимся, поскольку они сами на месте могут провести краеведческое миниисследование, используя знакомые материалы как по природе, так и по хозяйству своей местности, организовать экскурсии в природу с младшими школьниками, выступая в роли экскурсоводов.

У большинства обучающихся при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика» сформировались такие ценностные ориентации как познание своей малой родины как ценность, творчество как ценность (возможность творческой деятельности), красота природы (переживание прекрасного в природе), общественно полезная деятельность как ценность, ответственность как ценность.

Детальное изучение сформированных ценностных ориентаций старших подростков при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика» позволил сделать оценочно-результативный компонент педагогической модели процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении содержания регионального компонента географического образования, посредством проведения ряда психолого-диагностических методик по выявлению ценностных ориентаций старших подростков.

Таким образом, преподавание регионального курса «Приамурье: история, география, экономика» с целью формирования ценностных ориентаций старших подростков будет эффективным при личностной направленности данного процесса, грамотном отборе содержания учебного материала и использовании отличных от урочной системы активных методических приемов.


Литература:
  1. Павлюк Н. Г. Приамурье: история, география, экономика: программа элективного курса для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений / Н. Г. Павлюк, Ю. С. Репринцева. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. – 16 с.

  2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Т. Яровшевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

Похожие статьи

Основные термины: ценностных ориентаций, ценностных ориентаций старших, ориентаций старших подростков, формирования ценностных ориентаций, регионального курса, регионального курса «Приамурье, процесса формирования ценностных, формировании ценностных ориентаций, ценностных ориентаций школьников, изучении регионального курса, формирование ценностных ориентаций, Амурской области, изучении содержания регионального, регионального компонента географического, содержания регионального компонента.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle