Информационные технологии. Общие понятия и классификация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 20959 раз

Библиографическое описание:

Скворцова, Н. В. Информационные технологии. Общие понятия и классификация / Н. В. Скворцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60386/ (дата обращения: 12.05.2024).



В современном мире человек окружен полем информационных технологий и информации. С каждым годом возрастает объем информации, необходимой человеку, и имеющей различную природу, в связи с этим постоянно приходится внедрять новые методы и средства обработки информации, более усовершенствованные и актуальные. Также с каждым годом применяются ужесточенные требования к хранению информации и обеспечению ее безопасности.

Неотъемлемой частью жизни любого человека является образование, которое выступает в роли источника знаний и сферы для их применения. Для того, чтобы образование было качественным, оно должно подстраиваться под современное общество, соответственно в него должны внедряться новые информационные технологии.

Одной из характеристик информатизации образования является процесс массового распространения и совершенствования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Данные технологии активно применяются для обеспечения передачи информации от учителя к обучающемуся и наоборот, а также служат для обеспечения их взаимодействия (дистанционное обучение). К современному педагогу помимо требования знать свой предмет, добавляется еще и требование владеть ИКТ.

Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратимся к словарю Д. Н. Ушакова, который дает определение технологии в широком смысле:

«Технология, (от греч. techne — искусство и logos — учение). Совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие» [1].

Для того, чтобы услышать более узкое определение данного слова, обратимся к более узкоспециализированному Финансовому словарю Финам:

«Технология — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами”. [2].

Исходя из данных определений информационными технологиями можно назвать некие новые способы обработки и преобразования информационного потока.

Обратимся к Новому словарю методических терминов и понятий:

«Информационно-коммуникационные технологии — совокупность методов, процессов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации» [3].

Исходя из данного определения можно сделать вывод, что главным устройством ИКТ является какое-либо современное устройство, которое способно обработать информацию и на котором установлено соответствующее программное обеспечение. В качестве данного устройства может выступать компьютер, планшет, современный смартфон.

Рассмотрим с каких точек зрения можно классифицировать информационные технологии.

  1. Классификация по области решаемых задач:

– мультимедиа-технологии — компьютерные технологии, которые одновременно используют несколько информационных сред: графика, видео, текст, анимация, звук (презентации, фильмы, интерактивные тренажеры);

– телекоммуникационные технологии — технологии обеспечивающие передачу и хранение информации (компьютерная сеть);

– CASE-технологии (Computer Aided Software Engineering) — набор инструментов и методов программной инженерии для проектирования программного обеспечения. (разработка приложений JAM, менеджер транзакций Tuxedo);

– технологии защиты информации;

– геоинформационные технологии;

– технологии искусственного интеллекта.

  1. Классификация по предметной деятельности:

– технологии организационного управления (автоматизация функций управленческого персонала);

– технологии управления технологическими процессами (автоматизация функций производственного персонала);

– технологии автоматизированного проектирования (построение моделей, производство расчетов);

– образовательные технологии.

  1. Классификация по типу обрабатываемой информации (является условной, так как многие информационные технологии многозадачны, например в текстовом редакторе можно производить вычисления и обрабатывать графическую информацию):

– технологии обработки данных (табличные процессоры, СУБД);

– технологии обработки текста (текстовые процессоры);

– технологии обработки графики (графические процессоры);

– технологии обработки знаний (экспериментальные системы);

– технологии обработки объектов реального мира (средства мультимедиа)

  1. Классификация по типу пользовательского интерфейса:

– Командный интерфейс — выдача на экран системного приглашения для ввода команды.

– WIMP-интерфейс — выдача экран окна, содержащего образы программ и меню действий, для выбора которых используется указатель мыши.

– SILK-интерфейс — выдача на экране информации по речевой команде. По смысловым связям происходит перемещение от одних поисковых образов к другим.

  1. Классификация средств ИКТ по области методического назначения

Отдельно остановимся на этой классификации и приведем примеры программ, которые возможно реализовать в школе.

  1. Обучающие программы — практически все программы, используемые на уроках в образовательном учреждении, можно отнести к обучающим.
  2. Тренажеры — используются для тренировки различных навыков, начиная с тренировки памяти и заканчивая обширными тренировками.

 «Тренировка памяти” (числовые ряды) — программа выводит на экран числовые ряды, которые нужно запомнить и в точности повторить при вводе;

 Компьютерный тренажер для начальной школы «Математический Тетрис» — позволяет закрепить таблицу умножения в игровой форме.

  1. Информационно-поисковые и справочные — в данный раздел можно отнести программы, направленные на поиск информации.

 Cool Reader, предназначенна для чтения электронных книг и художественной литературы.

 HTML Help Workshop — позволяет создавать файлы справок, инструкций, электронных книг.

 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия — большая электронная энциклопедия.

  1. Демонстрационные — используется для демонстрации работы, либо устройства каких-либо изучаемых явлений.

 Геометрические тела — содержит трехмерные динамические модели геометрических тел.

 Задачи на движение — содержит условие задачи с его визуализацией и подробным объяснением.

  1. Имитационные — позволяют имитировать какое-либо явление, либо процесс, для последующего его изучения.

 City Car Driving — эмулятор вождения, для сдачи экзамена в ГИБДД.

 Surgeon Simulator — симулятор хирурга.

  1. Лабораторные — программы, позволяющие проводить опыты и эксперименты, включают в себя комплекс демонстрационных и измерительных программ.

 Виртуальные лабораторные по физике — содержит теоретический материал по каждой работе, необходимое виртуальное оборудование для проведения работы и выполнения измерений, а также поля для ввода измерений.

 Виртуальные лабораторные по химии — аналогична вышеописанной программе.

  1. Моделирующие — позволяют создавать модели каких-либо процессов, предметов, для их изучения. Похожи на демонстрационные программы, но более функциональны.

 Dia — программа, предназначенная для построения различных видов диаграмм.

 Компьютерная программа для начальной школы «Часовщик” — создает модели аналоговых часов, по которым нужно определить время и вписать его в соответствующее окно.

 КОМПАС-3D — позволяет создавать, отрывать, редактировать различные модели.

 TinkerCAD — геометрическое 3D — моделирование.

  1. Расчетные — позволяют проводить монотонные расчеты.

 Free Stopwatch — секундомер, который может использоваться для подсчета времени на различных мероприятиях (спортивные соревнования, лабораторные работы, выполнение заданий на компьютере и т. д.)

 PRO100 — программа для расчета материалов для выполнения проектов по трудовому обучению.

  1. Учебно-игровые — программы, объединяющие в себя все вышеперечисленные программы, но с добавлением элементов игры, больше подходят для детей младшего школьного возраста.

 Электронное пособие по математике программа-тренажер «Мудрая Сова» для развития навыков счета.

 Таблица умножения в мультиках 2.0 — позволяет поэтапно учить таблицу умножения, содержит много анимации, а также контрольные материалы.

 Игра «Физика на 5» — аналог игры «Кто хочет стать миллионером»

  1. Управленческие — программы, используемые для помощи в управлении организацией.

 Wise Doc Manager — программа, которая может использоваться секретарем школы. Цель программы — помощь в управлении и регистрации бумажных документов.

 Контроль исполнения поручений — может использоваться не только учителями, но и управляющим составом школы. Позволяет редактировать текст поручений, определять временные промежутки для выполнения, строить отчеты.

Литература:

  1. Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935–1940.
  2. Финансовый словарь Финам.
  3. Ширинкина С. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе/ http://festival/1september.ru/articles/579575
  4. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. / http://emag/ils/ru/infosoc/emag.nsf
Основные термины (генерируются автоматически): программа, таблица умножения, HTML, JAM, автоматизация функций, ИКТ, классификация, начальная школа, процесс, хранение информации.


Похожие статьи

ИКТ на уроках в начальной школе | Статья в сборнике...

Для учителя начальных классов главное показать ребенку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, подготовить его к жизни в современном обществе, научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.

Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе

Курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения

В меню выбираем объект тренировки. Например, Таблица умножения. Если хотим выучить таблицу умножения на 2, то щелкаем по кнопке с...

Использование ИКТ в начальной школе | Статья в сборнике...

Внедрение ИКТ в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ.

Использование ИКТ при изучении математики | Статья в журнале...

ИКТ выступает в этом процессе как одна из базовых педагогических технологий.

- частично освободить преподавателя от контролирующих функций

Применение ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет активной учебной деятельности.

Применение ИКТ как нового средства изучения физики в основной...

Ключевые слова: информационные технологии , учебный процесс , ИКТ . Информационные технологии в процессе преподавания математики. Если же говорить об основных функциях компьютера в учебном процессе , то он выступает как объект изучения и средство обучения .

Использование информационно-коммуникационных...

Использование информационно-коммуникационных технологий... учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность...

О применении информационных технологий для формирования...

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный материал, русский язык, метод обучения, процесс

Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого...

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

С развитием технического прогресса процесс получения информации изменился. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует [2]: 1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной...

Новое содержание информатики для новой начальной школы

начальное образование, начальная школа, текст, процесс, полученная информация, описание информации, начальный курс информатики, навык получения информации, научное сообщество, информационная...

Похожие статьи

ИКТ на уроках в начальной школе | Статья в сборнике...

Для учителя начальных классов главное показать ребенку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, подготовить его к жизни в современном обществе, научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.

Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе

Курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения

В меню выбираем объект тренировки. Например, Таблица умножения. Если хотим выучить таблицу умножения на 2, то щелкаем по кнопке с...

Использование ИКТ в начальной школе | Статья в сборнике...

Внедрение ИКТ в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ.

Использование ИКТ при изучении математики | Статья в журнале...

ИКТ выступает в этом процессе как одна из базовых педагогических технологий.

- частично освободить преподавателя от контролирующих функций

Применение ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет активной учебной деятельности.

Применение ИКТ как нового средства изучения физики в основной...

Ключевые слова: информационные технологии , учебный процесс , ИКТ . Информационные технологии в процессе преподавания математики. Если же говорить об основных функциях компьютера в учебном процессе , то он выступает как объект изучения и средство обучения .

Использование информационно-коммуникационных...

Использование информационно-коммуникационных технологий... учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность...

О применении информационных технологий для формирования...

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный материал, русский язык, метод обучения, процесс

Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого...

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

С развитием технического прогресса процесс получения информации изменился. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует [2]: 1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной...

Новое содержание информатики для новой начальной школы

начальное образование, начальная школа, текст, процесс, полученная информация, описание информации, начальный курс информатики, навык получения информации, научное сообщество, информационная...

Задать вопрос