Использование русского фольклора в развитии младших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 29.10.2018

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Щаева, А. В. Использование русского фольклора в развитии младших дошкольников / А. В. Щаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53242/ (дата обращения: 10.05.2024).



Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой.

А. М. Горький

Дошкольное детство — уникальный период в жизни каждого человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

По темпам развития мозга и нервной системы, которые влекут за собой изменения в познавательных, волевых и эмоциональных процессах, этому периоду нет равных. Значит, именно в дошкольном возрасте определяется будущее человека: его здоровье, характер, способности, отношение к себе и другим людям. Но ребенок не может сам повлиять на свое будущее, оно целиком зависит от взрослых, окружающих его в семье и детском саду, от их профессионального мастерства, компетентности, умения использовать свой опыт. В законе «Об образовании РФ» говорится, что дошкольное образовательное учреждение -первая и самая ответственная ступень в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно этот период особенно важен для усвоения речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь и понимаешь. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру. Мы считаем, что воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Чистая детская душа легко отзывается на эти непреходящие ценности.

На протяжении нескольких лет мы воспитываем у дошкольников патриотические чувства, через приобщение детей к традиционным формам русского фольклора.

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его развитии. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Из этого можно сделать вывод, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.

По нашим опросам стало ясно, что родители не используют или недостаточно используют в общении с ребенком русские прибаутки, потешки, поговорки, недостаточно рассказывают русский народные сказки. Ребенок больше времени проводит в детском саду, а дома у компьютера и планшета. Наблюдается оскудение русского языка, исчезает его красота и образность, примитивен словарный запас большинства наших родителей и воспитанников. Еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни развитие речи детей в дошкольном возрасте, а именно использование в речи становится актуальной проблемой.

Когда вопросы воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений малых фольклорных форм, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира. Следует подчеркнуть высокие педагогические качества адресованных детям произведений малых фольклорных жанров: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Деление на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. С выдвигаемыми требованиями ФГОС ДО, в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», в образовательную область «Речевое развитие» включены такие задачи овладение речью, как средством общения и культуры, обогащения активного словаря, знакомство с книжной культурой, детской литературой. Для того, чтобы сформировать речь у детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, чтобы их речь была понятна окружающим, необходимо, чтобы ребенок слышал правильную устную речь, владеющую литературным языком русского народа.

Первопроходцем использования в своей работе народных выражений, потешек, прибауток, закличек, пословиц и поговорок становится воспитатель.

Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства.

Знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Свою работу мы построили в определенной системе, последовательно от возраста к возрасту. Выделили в каких видах детской деятельности будет проходить ознакомление с русским фольклором. Составили перспективный план по ознакомлению с фольклором, выбрали тематику; подобрали необходимый материал, организовали развивающую среду в группе.

В младшем дошкольном возрасте целенаправленно проводим знакомство малышей с малыми фольклорными жанрами в образовательной деятельности по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Вставляем потешки, пестушки в художественное творчество, режимные моменты. Отобранные тексты для детей младших групп доступны их восприятию и пониманию.

Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные. В период адаптации, когда наши маленькие воспитанники долго не могут уснуть, напеваем им: «Баю-баюшки, бай, бай, Глазки, Маша, закрывай».

Нежный, ласковый голос взрослого действует на ребенка успокаивающе, и дети быстро засыпают.

В практике работы широко применяем пестушки — поэзию пестования. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях, — все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, спинкам, прижимают к себе. Для мальчика в нашем багаже знаний находятся такие слова: «Ой, маленький, ненаглядненький, Мой хорошенький, мой пригоженький». Девочку, обнимая, приговариваем:. «Ой, моя маленькая, ненаглядненькая, Моя хорошенькая, моя пригожая».

Песенки, поговорки, загадки, игры со словами «Водичка, водичка», «Зайки беленький сидит», «Расти коса до пояса»...,

«Котя, коток»... и многое другое хороши для заучивания текста с движениями. Данные тексты сочетаем с действием пальцев, ладошек, при проведении пальчиковых игр в утренний и вечерний отрезок времени. Подобные игры дают возможность сделать процесс воспитания не только интересным и радостным, но и поучительным и развивающим. Самые любимые народные игры с текстами у наших детей — это «Солнышко», «Кот и мыши», «Кот и воробьи», «Огуречик», «Петушок и курочки» и многие другие. Их мы используем на прогулке, в двигательной деятельности; побуждаем детей организовывать эти игры самостоятельно. «Ни дня без народной игры» — таков девиз нашей работы с малышами. Сначала учим с малышами слова, затем правила игры, только потом, повзрослев, дети, освоив всю игру, могут включать считалки, дразнилки, потешки. Часто с детьми используем заклички. Использование нами на прогулках закличек, способствует формированию у детей бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимать. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима -- живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу «перебить дождя»; гром — — пожалеть дом, не пугать коней, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок — сварить борщик, дать огуречик.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств — переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия.

Ах ты, радуга-дуга.Уж как дождь-дождем,

Ты высока и туга!Мы давно тебя ждем...

Или:

Гром гремучий,С травой шелковою.

Тресни тучи...С водой ключевою...

Все явления природы имеют закрепленные за ними ласковые имена — солнышко-колоколнышко, золотое донышко, весна-красна, красное летечко.

Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Через малые фольклорные жанры знакомим детей с животными, которых они видели только на картинке, формируем представления о диких животных, птицах и их повадках.

Знакомство производим через сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» и другие понятны ребёнку потому, что их герои -животные — разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.). Так же используем потешки в разные режимные моменты, во время умывания, во время еды, бодрствования. Простота и мелодичность звучания их помогают детям запомнить. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы или укладывание ее спать.

Каждое поэтическое произведение фольклора — это не только ознакомление с художественной литературой, но и развитие умственных и речевых способностей ребенка. Так, читая и заучивая потешку: «Ходит конь по бережку, Вороной, да по зеленому»...

Детям предлагаем рассмотреть соответствующую иллюстрацию, рассказываем, что это за конь вороной, показываем, где у коня золотая узда, рассматривая гриву, хвост, как высоко поднимает ноги. Вводим в словарь детей понятие «вороной». Задаем ряд вопросов, активизирующих умственную и речевую активность детей: «Почему конь высоко поднимает ноги?», «Как конь ржет?», «Чем конь питается в поле?» и т. д.

Для более полного ознакомления и использования в речи детей малых фольклорных форм знакомим родителей с работой по приобщению к истокам народной культуры. Расширяем знания родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях. Уточняем названия жанров фольклорных произведений через консультации, индивидуальные беседы, тематические дни. Помогаем родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей. Показываем родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами. Проводим родительские собрания мастер-классы, создаем вместе с ними книжки-малышки, с потешками и прибаутками, закличками и считалками. Отрадно слышать, когда родители, одевая ребенка вечером домой, повторяют эти произведения с ребенком, используют потешки при одевании.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок, роль их трудно переоценить. Поэтому в работе с детьми младшего дошкольного возраста мы стараемся как можно чаще использовать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, заклички, считалочки. Они погружают ребенка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу, направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребенка, развивает речь, погружает ребенка к истокам народной культуры.

Литература:

  1. Бородич А. М. Методика развития речи у детей. М. Просвещение 1981
  2. Виноградов Г. С. Детский фольклор / Публикация А. Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики. — Л.: Лениздат, 1978.
  3. Горький А. М. Сбор. Соч. В 30-ти т. — Т. 23. — М.: Гослитиздат, 1978. 4. Мартынова А. Н. Детский поэтический фольклор. Спб.1997№ 608
  4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.
  5. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей. Дошкольное воспитание 1995 № 9.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, детский сад, дошкольное детство, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, народная культура, родной язык, художественная литература, явление природы.


Похожие статьи

Роль художественной литературы в развитии речи детей

Дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребёнка: от слитности эстетического отношения к действительности с жизненным отношением к собственно эстетической деятельности, когда ребёнок сопереживает героям.

Похожие статьи

Роль художественной литературы в развитии речи детей

Дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребёнка: от слитности эстетического отношения к действительности с жизненным отношением к собственно эстетической деятельности, когда ребёнок сопереживает героям.

Задать вопрос