Правовые основы становления и развития малого предпринимательства в республике Таджикистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (21) октябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 321 раз

Библиографическое описание:

Бойматова, Д. П. Правовые основы становления и развития малого предпринимательства в республике Таджикистан / Д. П. Бойматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2113/ (дата обращения: 19.04.2024).

Государственное регулирование предпринимательской деятельности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти отношения должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом.

Государство в целях реализации публичных интересов общества, воздействует на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность разными способами и с применением различных форм.

С принятием в 1999 году части первой Гражданского кодекса Республики Таджикистан [1], впервые было закреплено легальное определение предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 1).

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

В соответствии с легальным определением предпринимательской деятельности прибыль извлекается субъектами от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или услуг. Данный признак, как представляется, сформулирован весьма неудачно. Дело в том, что предпринимательская деятельность многогранна и в рыночной экономике ее направления никак не могут быть представлены закрытым перечнем.

В научной и учебной литературе предлагается рассматривать и иные, не представленные в законодательном определении признаки предпринимательской деятельности. Так, например, признак профессионализма предпринимательской деятельности. В качестве признака предпринимательской деятельности профессионализм предлагает выделить, в частности, О.М. Олейник [2].

Также необходимо подчеркнуть такой признак предпринимательской деятельности, как ее новаторский, инновационный характер. Как свидетельствуют источники, создателем теории предпринимателя – новатора является экономист Й. Шумпетер, который рассматривал предпринимателя как «агента, реализующего все новые и новые комбинации факторов производства (за счет обновления товарной продукции, поиска новых рынков и т.д.)» [3].

Имущественная ответственность. Данный признак в современном легальном определении не получил закрепления. Но, вместе с тем, как отмечается в литературе, это «не означает отсутствия самой юридической ответственности» [4], данный признак присущ предпринимательской деятельности.

Субъекты предпринимательского права – это лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также Республика Таджикистан, государственные органы, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность. Указанные субъекты являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности [5].

Одним из видов субъектов предпринимательской деятельности выступает малое предпринимательство, которое имеет значение для экономического развития государства. Необходимо подчеркнуть, что малое предпринимательство как важнейшая и достаточно рискованная форма экономической деятельности в Таджикистане, как и в других странах СНГ, за все годы осуществления рыночных реформ постепенно развивается. Однако процесс развития малого предпринимательства происходит крайне неравномерно, как в отраслевом, так и на местно-территориальном плане, сравнительно медленными темпами и нередко противоречиво.

Развитие малого предпринимательства и создание механизма и инструментов государственной поддержки малого предпринимательства выступает, естественно, как одно из стратегических направлений рыночных реформ. В то же время, становление, развитие и система государственно-общественной поддержки малого предпринимательства – это сложная, комплексная проблема, успешное решение которой выступает существенным фактором подъема экономики, а, следовательно, повышения уровня жизни народа.

Малое предпринимательство необходимо отнести к приоритетным и особо важным секторам современной экономики. Авторы отмечают, что предпринимательство представляет собой сложное и комплексное понятие, которое теснейшим образом связано с рыночной экономикой и конкуренцией в условиях рынка. В то же время как активный вид экономической деятельности, имеющий предельные экономические параметры и отличительные особенности, оно является одним из важнейших направлений формирующейся системы рыночной экономики. Рыночная экономика не может функционировать в отрыве от стратегии устойчивого функционирования малого предпринимательства и гарантированной поддержки его со стороны государства [6].

В Республике Таджикистан правовое регулирование малого предпринимательства до недавнего времени отсутствовало. Такое закрепление нашло место после внесения изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» от 12.05.2007г. № 259. Так, статья 7 (1) настоящего закона устанавливает, что к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в уставном капитале которых доля участия государства не превышает 25 процентов.

В настоящее время в Таджикистане развитие малого предпринимательства, индивидуальной предпринимательской деятельности находится под пристальным вниманием государства.

В Республике Таджикистан в сфере развития предпринимательства принята Концепция развития предпринимательства в Республике Таджикистан на период до 2015 года [7], которая утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 декабря 2004 года № 469.

Главной целью Концепции развития предпринимательства в Республике Таджикистан, является создание на государственном уровне правовых, социально-экономических, финансовых и организационных условий, необходимых для формирования частного сектора экономики страны, развитой инфраструктуры предпринимательства, обеспечивающей закладку основ эффективного предпринимательства в стране.

Малое предпринимательство названо одной из приоритетных форм развития экономики и в Программе экономического развития Республики Таджикистан до 2015 года [8], утвержденной постановлением Правительства от 1 марта 2004 года за № 86.

Главными причинами, сдерживающими развитие малого и среднего бизнеса на данном этапе, в Программе называются: несовершенство нормативно-правовой базы по поддержке и защите малого и среднего предпринимательства; ограниченность доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам и отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов; слабое развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе отсутствие системы информационного обеспечения; нехватка квалифицированных кадров вследствие недостатков в организации их подготовки и переподготовки.

Достижение высоких темпов развития малого и среднего предпринимательства возможно с помощью реализации следующих мероприятий: создание эффективных механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малого предпринимательства; обеспечение надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

создание позитивных организационных механизмов взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами;

снятие административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; формирование конкурентных рынков и рыночных механизмов в экономике, прозрачности и равенства всех форм собственности; достижение всеобщего понимания принципов бизнеса, включающих принципы современного менеджмента, финансового и маркетингового анализа; оказание содействия малому и среднему предпринимательству в нахождении партнеров как внутри страны, так и за рубежом; создание благоприятных условий для предоставления микрокредитов бедным слоям населения для организации своего бизнеса.

Совершенно справедливо отмечает А.Ш.Одинаев, что, «формирование гражданского общества в Республике Таджикистан возможно лишь при условии существования правовых норм, способствующих его развитию. Действие права является результатом целенаправленного влияния государства на общественные отношения» [9].

 

Литература:

1.      Гражданский кодекс Республики Таджикистан. (Официальный текст). – Душанбе. – Конуният. – 2000.

2.      Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник. Т.1.\Под ред. 3. О.М.Олейник. - М. – Юристъ. – 1999. – С.20-21.

3.      Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М. – 1982. – С. 68.

4.      Предпринимательское право Российской Федерации. Учебник./Под ред. Е.П. Губина, П. Г. Лахно. – М. – Юристь. – 2003. – С. 39.

5.      Лаптев В.В. Предпринимательское право. Понятие и субъекты. – М. – 1997. – С. 39.

6.      Хабибов С.Х., Эшов Д.К. Малое предпринимательство (Вопросы становления, кредитно-финансовой поддержки и развития). – Душанбе. – Ирфон. – 2006. – С. 12.

  1. Концепция развития предпринимательства в Республике Таджикистан на период до 2015 года. /
  2. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 декабря 2004г. - № 469.

9.      Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. \ Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2004 г. - № 86

Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, малое предпринимательство, Таджикистан, рыночная экономика, Республика, выполнение работ, пользование имуществом, продажа товаров, публичный интерес общества, экономическая деятельность.


Похожие статьи

Соотношение понятий предпринимательская деятельность...

экономическая деятельность, предпринимательская деятельность, хозяйственная деятельность, вид деятельности, смешанная экономика, рыночная экономика, Российская Федерация...

Предпринимательство и бизнес: понятие и сущность

предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, предпринимательство, рыночная экономика, бизнес, получение прибыли, современная экономика.

Предпринимательство как один из факторов развития...

предпринимательская деятельность, рыночная экономика, самостоятельная подсистема, экономическая система, автономность предпринимательства, предпринимательство, значительное число, конкурентная борьба...

Социально-экономические закономерности функционирования...

Важной составляющей рыночной экономики является предпринимательство, нашедшее отражение прежде всего в малом бизнесе

Трудность и сложность предпринимательской деятельности обусловили наличие специфических требований к предпринимателю.

Особенности и отличительные свойства малого бизнеса...

Ключевые слова:рынок, рыночные отношения, малый бизнес, частное предпринимательство, современная экономика, предпринимательская деятельность, малые и мелкие предприятия, конкурентная среда.

Основные аспекты развития малого предпринимательства...

малый бизнес, малое предпринимательство, предпринимательская деятельность, Таджикистан, предприниматель, государственный бюджет, внешнее финансирование, банковская система...

Социально-экономическая характеристика предпринимательства

предпринимательская деятельность, предпринимательство, предприниматель, рыночная экономика, выполнение работ, оказание услуг, деньга, бизнес, современное общество, хозяйственная деятельность.

Экономика малых предприятий и меры поддержания их...

среднего предпринимательства; поддержку в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки зарубежных государств...

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства...

малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, развитие, процент, занятое население, благоприятный деловой климат...

Похожие статьи

Соотношение понятий предпринимательская деятельность...

экономическая деятельность, предпринимательская деятельность, хозяйственная деятельность, вид деятельности, смешанная экономика, рыночная экономика, Российская Федерация...

Предпринимательство и бизнес: понятие и сущность

предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, предпринимательство, рыночная экономика, бизнес, получение прибыли, современная экономика.

Предпринимательство как один из факторов развития...

предпринимательская деятельность, рыночная экономика, самостоятельная подсистема, экономическая система, автономность предпринимательства, предпринимательство, значительное число, конкурентная борьба...

Социально-экономические закономерности функционирования...

Важной составляющей рыночной экономики является предпринимательство, нашедшее отражение прежде всего в малом бизнесе

Трудность и сложность предпринимательской деятельности обусловили наличие специфических требований к предпринимателю.

Особенности и отличительные свойства малого бизнеса...

Ключевые слова:рынок, рыночные отношения, малый бизнес, частное предпринимательство, современная экономика, предпринимательская деятельность, малые и мелкие предприятия, конкурентная среда.

Основные аспекты развития малого предпринимательства...

малый бизнес, малое предпринимательство, предпринимательская деятельность, Таджикистан, предприниматель, государственный бюджет, внешнее финансирование, банковская система...

Социально-экономическая характеристика предпринимательства

предпринимательская деятельность, предпринимательство, предприниматель, рыночная экономика, выполнение работ, оказание услуг, деньга, бизнес, современное общество, хозяйственная деятельность.

Экономика малых предприятий и меры поддержания их...

среднего предпринимательства; поддержку в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки зарубежных государств...

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства...

малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, развитие, процент, занятое население, благоприятный деловой климат...

Задать вопрос