Организация внеклассной работы по английскому языку у младших школьников с учетом учебных интересов учащихся при изучении языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 28.05.2018

Статья просмотрена: 1297 раз

Библиографическое описание:

Боднар, К. С. Организация внеклассной работы по английскому языку у младших школьников с учетом учебных интересов учащихся при изучении языка / К. С. Боднар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 465-467. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50872/ (дата обращения: 10.05.2024).



Актуальность исследования. Внеклассная работа имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Внеклассная работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции младших школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Конец дошкольного периода и начало школьного — это стресс для ребёнка и дополнительные нагрузки. Малыш не сразу становится школьником, ведь ему сложно моментально стать усидчивым, внимательным, сосредоточенным, исполнительным, готовым воспринимать большие пласты новой информации. Всему этому нужно постепенно учить. В настоящее время можно отметить снижение познавательных интересов детей, в том числе и при изучении иностранного языка. Это происходит в связи с тем, что организаторы учебного процесса в начальной школе недостаточно внимания уделяют формированию познавательных интересов школьников, или такая работа носит эпизодический, бессистемный характер.

При обучении в начальной школе у учеников происходит активное развитие познавательных интересов. Задача учителя — максимально содействовать стремлению к получению новых знаний. Одним из таких средств содействия являются внеклассные мероприятия. Так же, успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения, но и от правильной и эффективной организации внеклассного мероприятия по предмету, соответствие его содержания интересам и желаниям детей.

Цель исследования — выявить и проанализировать особенности учебных интересов при изучении английского языка у учеников 2 класса и разработать модель организации внеклассного мероприятия с учетом этих интересов.

Задачи:

– рассмотреть понятие «внеклассная работа» в современной педагогической литературе;

– выделить особенности внеклассной работы в начальной школе;

– подобрать или разработать диагностические методики;

– сформировать экспериментальную группу;

– провести исследование на выявление учебных интересов и их особенностей у учеников 2 класса при изучении английского языка;

– проанализировать и систематизировать полученные данные;

– сформулировать выводы об особенностях учебных интересов у младших школьников;

– разработать модель эффективной методики организации внеклассного мероприятия в начальной школе с учетом учебных интересов учеников.

Объект исследования — сфера учебных интересов учеников 2 класса.

Предмет исследованияучебные интересы и их особенности при изучении английского языка.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы планируется использовать методики, адекватные объекту и предмету исследования: анализ научной литературы (обобщение, систематизация) и анкетирование как метод социальной пробы.

База исследования: исследование будет проведено на базе ЧОУ начальная школа-детский сад «Еврогимназия». Экспериментальную группу составят 19 детей младшего школьного возраста, учащиеся 2 класса.

В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся».

Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В методической литературе существует много определений внеклассной работы. Большинство авторов считают, что внеклассная работа — учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса [1].

Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план.

Цели внеклассной работы по предмету требуют решения ряда задач, к которым авторы относят следующие:

– формирование познавательного интереса к предмету;

– связывание школьного предмета с жизнью;

– углубление и расширение содержания изучаемого предмета;

– развитие способностей учащихся;

– осуществление индивидуального подхода;

– профессиональная организация внеклассной работы по предмету;

совершенствование умений и навыков использования источников информации [3].

Внеклассная деятельность в современной школе должна занимать значительную часть образовательного процесса. Для этого необходимо тесное сотрудничество школ с учреждениями дополнительного образования, цель работы которых состоит в эффективной организации досуга детей.

Среди преимуществ этого партнерства стоит выделить широкую возможность для ребенка выбора сферы и вида деятельности. При этом делают ориентацию на личные интересы, потребности, способности школьника. На сегодняшний день частной практикой является проведение учителем внеклассной работы по предмету [4].

Так же, в ходе нашей работы нам удалось выявить основные задачи внеклассной работы:

– Привитие интереса к предмету

– Развитие и усовершенствование навыков по определенному предмету

– Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся

– Подготовка учащихся к практической деятельности

Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием [2].

Основные учебные интересы учащихся при изучении языка (на примере учащихся 2 класса ЧОУ начальная школа— детский сад «Еврогимназия»)

Для практической части нашего исследования мы использовали такой метод социальной пробы как анкетирование. Мы решили, что ответы, полученные этим способом, будут самые честные и точные. Для составления анкеты мы использовали вопрос «Что тебе нравится больше на уроках английского языка» и 12 вариантов ответов, которые наиболее ярко отражают учебные интересы и пожелания детей при изучении иностранного языка. Учащимся была предоставлена возможность выбрать несколько вариантов ответов.

Также в ходе нашего исследования проводилась беседа на тему «Чем я хочу заниматься дополнительно», она проходила в форме диалога. Здесь задавались вопросы, на которые учащиеся высказывали своё мнение.

Во 2 классе обучается 19 человек, из них 15 мальчиков и 4 девочки. Сначала, мы провели анкетирование. На вопрос, «Что тебе нравится больше на уроках английского языка?» 9 человек выбрали вариант ответа «Выводить грамматические правила», 6 человек — «Выполнять упражнения по английскому языку», 10 человек — «Самому составлять упражнения по английскому языку», 6 человек — «Узнавать, откуда произошли слова», 8 человек — «Делать упражнения по грамматике», 5 человек — «Узнавать, почему предмет называется определенным словом», 9 человек — «Составлять упражнения по грамматике», 2 человека — «Узнавать правила написания и чтения слов», 5 чело-век — «Слушать, когда учитель рассказывает что-нибудь необычное», 9 человек — «Узнавать о традициях и культуре Англии», 7 человек — «Слушать, когда учитель приводит интересные примеры».

В ходе беседы на тему «Чем я хочу заниматься дополнительно?» учащиеся отве-чали на следующие вопросы:

Чем для вас привлекателен любимый учебный предмет?

Чем бы вы хотели заниматься дополнительно для того, чтобы вам понравился английский язык?

Рассмотрим несколько ответов учащихся на следующие вопросы:

«Чем для вас привлекателен любимый учебный предмет?»

Данный вопрос бурно обсуждался большинством учащимися. Были даны такие ответы:

10 учащихся считают: любимый предмет — это тот, предмет, где много игр, ре-бусов, загадок. 9 учащихся считают, что любимый предмет — это тот, предмет, где можно рисовать и разгадывать кроссворды, составлять задачи, примеры.

Также в беседе задавался такой вопрос:

«Чем бы вы хотели заниматься дополнительно для того, чтобы вам понравился английский язык?»

5 учащихся ответили «делать упражнения», 6 учащихся ответили «Читать и переводить тексты», 8 учащихся ответили «разгадывать кроссворды и выполнять интересные задания по английскому языку».

Наиболее интересные ответы дали пять учащихся:

Артем: «Я хочу составлять кроссворды и ребусы по пройденным словам»;

Полина: «Читать и переводить новые слова, а затем составлять из них предложения»;

Влад: «Выполнять различные упражнения на компьютере»;

Михаил: «Составлять упражнения по пройденным правилам»;

Настя: «Проверять выполненные упражнения, кроссворды, ребусы. Находить в них ошибки и исправлять их».

На вопрос, «Какие задания вы любите выполнять больше всего: выполнять грамматические упражнения, или разгадывать ребусы, или решать кроссворды или читать и переводить текст?» 4 учащихся ответили «Мне нравится переводить текст, потому что мне интересно, о чем говорилось»;

4 учащихся ответили «Я люблю выполнять грамматические упражнения, потому что это у меня хорошо получается»;

5 учащихся ответили «Мне нравится разгадывать и составлять ребусы и кроссворды, потому что я люблю разгадывать скрытые слова», 6 учащихся ответили «Я люблю читать слова и выполнять упражнения по английскому языку, потому что мне интересно это делать».

Таким образом, в результате исследования нами был сделан следующий вывод:

– В основном большинство учеников 2 класса проявляют учебный интерес при изучении языка к составлению упражнений, выполнению упражнений на грамматические правила, а также проявляют желание к изучению культуры и традиций Англии.

– основными методиками организации внеклассных мероприятий по английскому языку являются решение ребусов, кроссвордов, чтение и перевод текстов. Анализируя результаты исследования можно сделать вывод о том, что у учащихся 2 класса до проведения внеклассных мероприятий и анкетирования наблюдался средний уровень познавательного интереса к английскому языку. После проведения внеклассных мероприятий по английскому языку с использованием занимательного материала уровень познавательного интереса повысился.

Таким образом, следует вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий в соответствии с учебными интересами учащихся при изучении языка способствует повышению познавательного интереса к английскому языку, оказывает неоценимую помощь в воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с дополнительной литературой, развивает наблюдательность, способность анализировать и делать выводы.

Литература:

  1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Ш. А. Амонашвили. — М.: “Университет”, 1990 г. — 287 с.
  2. Артимович М. Д. В помощь руководителю кружка / М. Д. Артимович // Информационно — методический вестник. — 2013. — № 2 — С.17–25.
  3. Лопухина И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. Веселые и занимательные игры, упражнения, стихи и скороговорки для гармоничного развития детей / И. Лопухина- М.: Корона-Век, 2014. — 144с
  4. Савина, С. Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в начальной школе. / С. Н. Савина. — М.: «Просвещение», 2000 г. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, внеклассная работа, учащийся, начальная школа, изучение языка, познавательный интерес, предмет, упражнение, внеклассное мероприятие, иностранный язык.


Похожие статьи

Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка...

английский язык, внеурочная деятельность, учащийся, креативный подход, трехъязычное образование, класс, школа, активное участие, иностранный язык, казахский язык.

Внеаудиторные мероприятия на иностранном языке как...

иностранный язык, внеаудиторная работа, мероприятие, внеурочная работа, культурологический кругозор студентов, внеклассная работа, органическая связь, творческая активность, четкая организационная структура...

Средства активизации познавательной активности учащихся...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Внеклассная работа на уроках иностранного языка на среднем...

иностранный язык, внеаудиторная работа, мероприятие, внеурочная работа, культурологический кругозор студентов, внеклассная работа, органическая связь, творческая активность, четкая организационная структура...

Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному...

Во внеклассной и внешкольной работе по иностранному языку, по одной из общепринятых классификаций различают следующие формы работы: Индивидуальные; Групповые; Массовые. Эти формы определяются на основании количественного охвата учащихся...

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения, учебная деятельность, грамматическая структура, обучающийся.

Активные методы обучения в урочной и во внеурочной...

внеурочная деятельность, предмет, ученик, учащийся, работа, учебный материал, познавательная активность, летний период, английский язык.

Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из...

английский язык, внеурочная деятельность, учащийся, креативный подход, трехъязычное образование, класс, школа, активное участие, иностранный язык, казахский язык. Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Похожие статьи

Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка...

английский язык, внеурочная деятельность, учащийся, креативный подход, трехъязычное образование, класс, школа, активное участие, иностранный язык, казахский язык.

Внеаудиторные мероприятия на иностранном языке как...

иностранный язык, внеаудиторная работа, мероприятие, внеурочная работа, культурологический кругозор студентов, внеклассная работа, органическая связь, творческая активность, четкая организационная структура...

Средства активизации познавательной активности учащихся...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Внеклассная работа на уроках иностранного языка на среднем...

иностранный язык, внеаудиторная работа, мероприятие, внеурочная работа, культурологический кругозор студентов, внеклассная работа, органическая связь, творческая активность, четкая организационная структура...

Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному...

Во внеклассной и внешкольной работе по иностранному языку, по одной из общепринятых классификаций различают следующие формы работы: Индивидуальные; Групповые; Массовые. Эти формы определяются на основании количественного охвата учащихся...

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения, учебная деятельность, грамматическая структура, обучающийся.

Активные методы обучения в урочной и во внеурочной...

внеурочная деятельность, предмет, ученик, учащийся, работа, учебный материал, познавательная активность, летний период, английский язык.

Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из...

английский язык, внеурочная деятельность, учащийся, креативный подход, трехъязычное образование, класс, школа, активное участие, иностранный язык, казахский язык. Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Задать вопрос