Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (161) июль 2017 г.

Дата публикации: 10.07.2017

Статья просмотрена: 2086 раз

Библиографическое описание:

Фадеева, Е. В. Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ / Е. В. Фадеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/161/45101/ (дата обращения: 12.05.2024).



Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у нормально развивающихся сверстников. Ограниченность жизненного опыта в силу нарушения познавательной деятельности обуславливает нечёткость, упрощённость и искаженность общих представлений, а недостаточный объём знаний о жизни, деятельности и отношениях людей, окружающем мире у детей с нарушением интеллекта приводит к нарушению связей с социумом, культурой.

Основной сферой протекания процесса социально-психической адаптации личности является, прежде всего, сфера межличностного взаимодействия. Поэтому целесообразно организовать учебно-воспитательный процесс, коррекционно-развивающую работу в ЦССВ в направлении социального становления ребёнка-инвалида как личности.

Для современного этапа развития системы специального образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребёнка.

Одним из видов детской деятельности, широко используемых в процессе воспитания и всестороннего развития, является театрализованная игра. Игра помогает ребёнку активизировать и обогащать словарь, развивать интерес к литературе, психические процессы, пантомимические навыки, способствует нравственно-эстетическому воспитанию. Переходя от предметной к ролевой игре, ребёнок «открывает» новый мир, мир взрослых, мир природы (живой и неживой) (Д. Б. Эльконин). В результате такой ориентировки у него формируются новые социальные мотивы, важнейшими из которых являются стремление к «социально значимой и социально оцениваемой деятельности» и желание «занять новую социальную позицию» (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).

Театрализованная игра не только, как эффективное средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей детей с нарушением интеллекта, но и как средство развития познавательной, эмоциональной, двигательной сферы. Так развитие мотивационно-потребностной сферы осуществляется, во-первых, через изменение положения ребёнка в системе взаимоотношений с окружающим миром; во-вторых, в процессе овладения предметами культуры, закреплёнными в художественных произведениях;

в-третьих, в развитии гуманной, экологической и социальной направленности мотивации детей, в привитии интереса к природному и художественному миру, к взрослым людям как носителям определённых социальных ролей, а также к сверстникам как партнёрам по совместной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, на основе использования театрализованных игр ведётся в тесной взаимосвязи с занятиями по разным разделам программы, таким как развитие речи, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, трудовое и физическое воспитание, а также в процессе музыкально-игровых занятий.

В театрализованной игре эмоционально комфортных условиях моделируются социальные отношения, возможные ситуации, отражающие общение с людьми и природным миром, в кругу сверстников и взрослых.

В результате дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни. Таким образом, дети усваивают социальный опыт, преодолевая познавательный «эгоцентризм», негативные формы поведения. Целью использования театрализованной деятельности является формирование и коррекция социального, эмоционального, интеллектуального потенциала ребёнка. Проведение данной работы решает образовательные, воспитательные, коррекционные задачи:

– принятие ребёнком себя: развитие умения узнавать себя в зеркале, на фотографии, распознавать своё эмоциональное состояние, оценивать его;

– развитие навыков эмоционального общения детей друг с другом и со взрослыми;

– обучение неречевым (мимика, жест, пантомимика) и речевым средствам общения;

– формирование основ нравственного поведения;

– развитие пространственно-временной ориентации (создание мизансцен, смена времён года;

– развитие общей моторики в процессе использования имитационных движений;

– развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук при использовании пальчиковых игрушек, игрушек-рукавичек и кукол би-ба-бо.

Но самое главное, чтобы качественное обучение и воспитание детей происходило без ущерба их здоровью, а наоборот способствовало его укреплению, важно организовать педагогический процесс таким образом, когда задачи коррекционно-развивающей работы по театрализованной деятельности сочетаются с внедрением здоровьесберегающих технологий. Основные принципы моей работы по театрализации следующие:

– принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, речевой, игровой), принцип сотворчества взрослых и детей;

– возможность ребёнка работать в своем темпе;

– охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;

– индивидуальный подход;

– постоянное использование наглядности, качественного и реалистического дидактического материала;

– использование системы поощрений;

– создание благоприятного эмоционального фона;

– мультисенсорный подход;

– принцип от простого к сложному.

Приведу пример для чего я применяю по театрализации мультисенсорный подход, потому что большинство моих воспитанников — это дети с синдромом Дауна, которые легко отвлекаются, испытывают трудности, связанные с концентрацией внимания, они «визуалы». Им легче воспринимать материал с помощью мультисенсорного подхода, затрагивающего несколько органов чувств. Например, показываю детям игрушку-мишку. Это — мишка косолапый, давайте покажем, как он ходит. Ребята видят объект, слышат о нём речь и при этом активно двигаются

(ходят как медведь) под музыку.

В своей работе использую разнообразные театрализованные игры: режиссёрские (настольный плоскостной театр, плоскостной театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр кукол би-ба-бо, театр на рукавицах) и игры-драматизации: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка» и т. д. Применяю различные формы: игры-разминки, упражнения, этюды, пальчиковую гимнастику, инсценировки, игры-хороводы, спектакли.

Драматизированная форма подачи литературного произведения облегчает понимание его смысла. После того как дети поиграют с игрушками в сказку, они могут показать, перечислить персонажей сказки и выбрать фигурки для театра на фланелеграфе.

Формируемые игровые действия (овладения умениями): передвигаться с помощью воспитателя или самостоятельно в соответствии с ролью; имитировать движения персонажей совместно с воспитателем, по подражанию и образцу; брать на себя роль и вести её до конца.

Речевые и коммуникативные умения: осуществление ролевого общения в соответствии с сюжетом игры с помощью речевых и неречевых средств (мимика, жесты), овладение детьми навыками общения друг с другом по поводу проведения игры при участии взрослого.

Примером организации театрализованной деятельности стало проведение межгруппового мероприятия в рамках творческой группы «Калейдоскоп улыбок» — театрализованная игра-занятие по сказке «Репка». Наш педагогический коллектив вместе с воспитанниками с удовольствием участвовал в подготовке: рисовали приглашения, оформляли афишу, готовили необходимое для театрализованной игры (атрибуты, элементы декораций, костюмы).

Проводилась предварительная всесторонняя подготовительная работа: чтение сказки «Репка» с опорой на наглядность, показ сказки «Репка» (настольный театр), целевые прогулки на огород (показ процесса посадки семян репки, поливка, наблюдение за ростом и развитием овоща), репетиции сказки «Репка», упражнения на развитие выразительности жестов и мимики; проведение дидактических игр для закрепления содержания сказки: «Кто за кем?», «Кого не стало?».

Дети в зависимости от степени тяжести имеющегося дефекта принимали разное участие в игре: кто-то из детей участвовал, а кто-то находился в качестве зрителя.

С целью успешной социализации расширяю бытовой и социальный опыт детей с нарушением интеллекта. Для этого необходимо связывать теоретические понятия с окружающей действительностью, моделирую жизненные и производственные ситуации. Мои помощники — театральные куклы приветствуют детей, рассказывают о волшебных словах, знакомят с правилами поведения, культурно-гигиеническими навыками. Например, я прихожу в образе Мойдодыра, используя дидактическое пособие-макет «Мойдодыр» с краном и приглашаю своих воспитанников открыть — закрыть кран, показать, как они руки моют с мылом.

В процессе работы понимаю, что дети получают во время игры положительный заряд эмоций от совместной деятельности, строится мостик доверия, снимается напряжение, уходит усталость.

Таким образом, использование театрализованной игры как средства коррекции и развития детей с нарушением интеллекта, знакомит с миром прекрасного, расширяет представление об окружающем, а главное способствует психологической адаптации ребёнка в социуме и является эффективным средством социализации детей.

Литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.]
  2. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Каро, 2009. — С.23–25.: — ил. — (Серия «Коррекционная педагогика»).]
  3. Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2005. — 19 с.]
  4. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПБ.: Каро, 2006. — С. 108–109. — (Серия «Коррекционная педагогика»).]
  5. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Метод. Рекомендации. — М.: Просвещение, 2009.]
  6. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001.]
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение интеллекта, театрализованная игра, ребенок, коррекционно-развивающая работа, мультисенсорный подход, окружающий мир, театрализованная деятельность, воспитание детей, игра, совместная деятельность.


Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство социализации...

В статье освещается театрализованная деятельность, как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, социализация, дети.

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство...

театрализованная деятельность, ребенок, ребята, игра, театрализованная игра, речь детей, возможность, окружающий мир, герой, цель формирования.

Театрализованная деятельность как метод коррекции...

Театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник. Не подлежит сомнению то, что приобщение детей к театрализованной деятельности предполагает целенаправленное руководство со стороны педагога.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Театрализованные игры всесторонне развивают ребенка: – формируя знания об окружающем мире; – активизируя и расширяя у детей словарный запас, совершенствуя у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Несмотря на то, что традиционно принято считать такую деятельность видом творческой деятельности, при помощи театрализации ребенок развивается всесторонне.

Театрализованная деятельность и ребенок младшего...

И здесь может помочь театрализованная деятельность и игры. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу.

Театрализованная деятельность как средство социализации...

В статье освещается театрализованная деятельность, как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, социализация, дети.

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство...

театрализованная деятельность, ребенок, ребята, игра, театрализованная игра, речь детей, возможность, окружающий мир, герой, цель формирования.

Театрализованная деятельность как метод коррекции...

Театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник. Не подлежит сомнению то, что приобщение детей к театрализованной деятельности предполагает целенаправленное руководство со стороны педагога.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Театрализованные игры всесторонне развивают ребенка: – формируя знания об окружающем мире; – активизируя и расширяя у детей словарный запас, совершенствуя у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Несмотря на то, что традиционно принято считать такую деятельность видом творческой деятельности, при помощи театрализации ребенок развивается всесторонне.

Театрализованная деятельность и ребенок младшего...

И здесь может помочь театрализованная деятельность и игры. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу.

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство социализации...

В статье освещается театрализованная деятельность, как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, социализация, дети.

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство...

театрализованная деятельность, ребенок, ребята, игра, театрализованная игра, речь детей, возможность, окружающий мир, герой, цель формирования.

Театрализованная деятельность как метод коррекции...

Театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник. Не подлежит сомнению то, что приобщение детей к театрализованной деятельности предполагает целенаправленное руководство со стороны педагога.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Театрализованные игры всесторонне развивают ребенка: – формируя знания об окружающем мире; – активизируя и расширяя у детей словарный запас, совершенствуя у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Несмотря на то, что традиционно принято считать такую деятельность видом творческой деятельности, при помощи театрализации ребенок развивается всесторонне.

Театрализованная деятельность и ребенок младшего...

И здесь может помочь театрализованная деятельность и игры. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу.

Театрализованная деятельность как средство социализации...

В статье освещается театрализованная деятельность, как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, социализация, дети.

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство...

театрализованная деятельность, ребенок, ребята, игра, театрализованная игра, речь детей, возможность, окружающий мир, герой, цель формирования.

Театрализованная деятельность как метод коррекции...

Театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник. Не подлежит сомнению то, что приобщение детей к театрализованной деятельности предполагает целенаправленное руководство со стороны педагога.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Театрализованные игры всесторонне развивают ребенка: – формируя знания об окружающем мире; – активизируя и расширяя у детей словарный запас, совершенствуя у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Несмотря на то, что традиционно принято считать такую деятельность видом творческой деятельности, при помощи театрализации ребенок развивается всесторонне.

Театрализованная деятельность и ребенок младшего...

И здесь может помочь театрализованная деятельность и игры. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу.

Задать вопрос