Формирование творческих способностей учащихся на основе песен казахского народа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мейрамбеккызы, У. М. Формирование творческих способностей учащихся на основе песен казахского народа / У. М. Мейрамбеккызы. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1 (144.1). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40433/ (дата обращения: 11.05.2024).



Для современного общества характерны развитие науки и рост искусственного интеллекта, расширение рамок индивидуальной свободы, доступность разнообразных знаний для всех людей в любой точке планеты. Насыщенный информацией, технологиями и коммуникациями мир 21 века нуждается в нравственно-духовном просвещении молодёжи.

В Казахстане приоритетным направлением государственной политики в области образования является развитие системы воспитания подрастающего поколения с учётом ценностей «Мәңгілік Ел». В Стране разработаны стратегические программы «Казахстан – 2030» и «Казахстан – 2050» всеобъемлющая государственная программа индустриально-инновационного развития и программа «Нұрлы жол» – Путь в будущее, «Сто конкретных шагов Президента Н. А. Назарбаева», где обозначены фронтальные задачи, раскрывающие потенциал развития Казахстана.

Воспитание у подрастающего поколения устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей стоит в ряду главных задач организации образования. Воспитательная работа по формированию базовых общечеловеческих норм и ценностей будет наиболее эфективной, если будет опираться на национальные традиции народа, его культуру, обряды, обычаи и традиции.

Музыкальное-эстетическое воспитание играет немаловажную роль в процессе становления личности, в повышении уровня общей духовной культуры. Особенно велико значение эстетического воспитания в школе, в которой закладываются основы формирования личности.

В последние годы в нашей республике важное значение стало придаваться преобразованиям через приобщение культуре своего народа в духовной сфере жизни общества. Особая роль, в этом плане, отводится песенному творчеству казахского народа.

Общеизвестно, что лучшие образцы казахской народной музыки, как и музыка других народов, несут в себе общечеловеческие ценности – идеи добра, любви к ближнему. Воспитательные возможности песенного творчества казахского народа могут быть более эффективно реализованы на уроках музыки и во внешкольных мероприятиях, если учитель обращается к мыслям и чувствам детей, формирует интерес к музыке, к песенному творчеству своего народа, выяснит о его отношении к жизни, развивает их музыкальные и творческие способности, учит осознанию и бережному отношению к музыкальным произведениям своего народа.

Казахский народ издавна славится богатством и разнообразием музыкального фольклора. Их роль в воспитании огромна. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное значение песен – проявить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.

Изучение современного состояния использования песенного творчества казахского народа в музыкально-эстетическом воспитании учащихся свидетельствуют о наличии существенных упущений и недостатков. А именно, эстетическое воспитание учащихся средствами народного творчества носят стихийный, урывочный характер, не приведены в систему. Также, со стороны подрастающего поколения нет интереса к народным песням, кюям, жырам, их больше интересует современная музыка. Многие учащиеся коренной национальности не умеют играть на музыкальном инструменте и социально-экономические условия семьи не позволяют обучать детей музыке.

В системе эстетического воспитания в народной педагогике казахского народа видное место занимает музыка и песни: лирические, семейно-бытовые, обрядовые, трудовые и другие. Казахский народ пронес через века самобытные традиции своей музыкальной культуры. Сложившаяся веками, богатая своими традициями казахская песенная культура издавна привлекала внимание русских ученых, этнографов, путешественников, которые не раз восхищались музыкальностью нашего народа. Любовь к пению – национальная черта казахов. Древняя легенда так объясняет происхождение музыкальной одаренности казахского народа, отношение его к песне, глубокое ее восприятие: «Небесная песня парила над Землей. И где она спускалась ниже – там ее слышал народ и воспринимал, где поднималась – народ той страны не слышал и не научился петь. Над казахской степью божественная песня спускалась низко, казахский народ услышал ее, воспринял и научился петь». Эту легенду со слов первого казахского ученного Ч. Валиханова записал Потанин.

Академик А. Жубанов писал: «Многие жыршы были своего рода летописцами. Они знали всю родословную казахских жузов, многие события из истории борьбы казахской бедноты за свое существование. Свои выступления они украшали цитатами из высказываний народных мудрецов – Жиренше-шешена, Аяз-бия и др., которые высмеивали алчность имущих, наделяли своих героев, выходцев из трудового народа, лучшими человеческими качествами».

Задачи эстетического-воспитания в школе широки и многообразны. Урок музыки как основная форма организации музыкально-эстетического воспитания учащихся имеет цели: развивать музыкальные способности, воспитывать вкус, интерес, любовь и потребность в общении с музыкой, несущей нравственно-эстетические идеи, давать знания в соответствии с действующей программой, формировать умения и навыки, содействовать творческому развитию.

Для решения этих задач программой предусматриваются такие виды музыкальной деятельности, составляющие основу предмета «Музыка», как хоровое пение, слушание музыки, музыкальная грамота. Надо отметить, что такая структура сложилась в результате длительных научных и практических изысканий. Изучив состояние ряда программ, вышедших в нашей республике мы пришли к выводу, что они в целом ограничивают репертуар кюйевой музыки. Наоборот, более широко в них представлена музыка других народов, зарубежных композиторов и европейская классика.

С нашей точки зрения, название предмета не соответствовало содержанию музыкального материала программы, ограничивало и сужало его возможность. Тем не менее, обращение музыкальной педагогики в нашей республике к народной музыке, которое выразилось в определении названия одной из ведущей дисциплин эстетического цикла – «ән-күй», является прогрессивным началом и говорит о потребностях народа в приобщении к музыкальному наследию своего народа.

Определение названия дисциплины эстетического цикла как предмет «музыка» соответствует муждународным стандартам.

Во время педагогической практики мы заметили, что комбинированный тип урока является наиболее распространенным в музыкально-воспитательной работе. В структуре и в различных комбинациях данного урока присутствуют все основные элементы обучения. За один академический час происходит полноценно завершенный цикл овладения учащимися новым материалом, его усвоение, закрепление и повторение предыдущего урока.

На педагогической практике в школе нами был проведен урок музыки на тему: «Песни о природе». Исходя из того, что не форма определяет содержание, а содержание определяет форму, мы ориентировали изложение музыкального материала на максимальное усвоение учащимися программных требований. Программные требования к народным и авторским (композиторским) песням следующие: умение понять и передать в процессе слешания и пения художественный образ разнохарактерных песен (народной песни «Алатау» и композиторской песни «Аралым» (муз. Н. Алгашбаева)) воспитывать понимание и бережное отношение к окружающей природе, к родному дому; формировать умение слушать песню внимательно, исполнять их красиво и выразительно.

Техническое обеспечение: аудиозапись песен «Алатау» и «Аралым»; картины, изображающие природу Казахстана, родной город, горы Алатау и Аральское море.

План урока:

  1. Слушание «Аралым» (муз. Н. Алгашбаева)
  2. Слушание народной песни «Алатау»
  3. Разучивание песни «Сурет сабағы» (муз. К. Куатбаева)
  4. Музыкальная грамота: грустная и весёлая песня; народная песня и композиторская песня; куплетная форма, музыкальные фразы.

Ведущим методом урока был метод беседы. Ряд вопросов по картине изображения Аральского моря, связанных с уточнением отношения детей к экологической проблеме Аральского моря, к окружающей природе, имел проблемный характер. Беседа была предусмотрена таким образом, чтобы выявить примерный уровень усвоения учащимися предыдущего материала, закрепить его, подготовить к изучению нового материала, связанного с темой экологической охраны природы, а также к продолжению работы над песней «Сурет сабағы» (муз. К.Куатбаева).

Одним из удачных методов данного урока является методом зрительной и слуховой иллюстрации. Метод демонстрации оказал помощь в более глубоком осознании содержания и смысла песни «Алатау» и «Аралым», запоминания текста, позволил улучшить вокально-хоровую работу. Содержание данного комбинированного типа урока способствует реализации коммуникативной, информационной, эстетической, воспитательной, образовательной, развивающей функциям.

Воспитательная функция, в процессе освоения учащимися содержания урока и выполнения заданий, помогает лучше воспринять красоту и величие природы родной земли, увидеть её необъятные просторы. Содержание урока обладает большим воспитательным потенциалам и способствует нравственно-эстетическому, патриотическому, экологическому воспитанию.

Задачи музыкального воспитания учащихся в школе широки и многообразны. Формирование творческих способностей учащихся на основе песенного творчества казахского народа является актуальной в современный период. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на благополучие человека. Поэтому введение в учебную программу уроков музыки раздела «Песенного творчество казахского народа», как вида музыкальной деятельности, будет оказывать положительное воздействие на воспитание, образование и развитие школьников.

Литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г.
  2. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.
  3. Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе, №3. 1994.
  4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие. – М.: Академия, 1998.
  5. Гуревич П.С. Психология и педагогика. М., 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): казахский народ, песенное творчество, Казахстан, народ, подрастающее поколение, урок музыки, бережное отношение, музыкальная грамота, музыкальная деятельность, педагогическая практика.


Похожие статьи

Воспитание у младших школьников интереса к национальной...

Песенное богатство народа — это его духовное богатство.

В песнях отражена широта характера и непобедимость народа.

Особое место в жизни любого человека отводится музыке и непосредственно музыкальной деятельности.

Становление народно-инструментального и профессионального...

Музыкальная культура казахского народа — результат длительного исторического пути, особенности которого были связаны с его образом жизни. В процессе общественно-исторической практики произошел отбор именно таких видов художественного творчества...

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

Хоровые произведения занимали огромное место в творчестве С. Танеева.

В начале XXI века восстановила и укрепила свою деятельность Казахская хоровая капелла под

Открытый урок по музыке «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»: из опыта работы.

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

31 марта 1998 года Постановлением правительства РК в Астане была образована Казахская национальная академия музыки.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

ребенок, музыкальный фольклор, детский сад, русский народ, русский, песнь, народное творчество, русское народное творчество, народный быт, музыкальный слух.

Музыка как средство педагогического воздействия

В большей мере это следствие того, что подрастающее поколение увлечено компьютерными играми, музыкой сомнительного качества, потоком бездуховных телевизионных

В основе школьного обучения в мусической школе лежало обучение музыкальной грамоте.

Школьный предмет «Народное музыкальное творчество» и его...

Музыкальное творчество русского народа разнообразно, многопланово, тесно связано с историей страны.

Основные термины (генерируются автоматически): Народное творчество, программа, урок, предмет, Оркестр русских, русское народное творчество, народная песня...

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане

Напомним, что казахская народная музыка характеризуется монодийностью, ее отличает интонационно богатая песенная мелодика

Форсированное внедрение нового музыкального языка отчасти смягчала деятельность музыкантов-этнографов, приехавших из России.

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни.

Совместная деятельность детей на уроках музыки создает общее эмоциональное

Телевизионные передачи также не могут не влиять на подрастающее поколение.

Похожие статьи

Воспитание у младших школьников интереса к национальной...

Песенное богатство народа — это его духовное богатство.

В песнях отражена широта характера и непобедимость народа.

Особое место в жизни любого человека отводится музыке и непосредственно музыкальной деятельности.

Становление народно-инструментального и профессионального...

Музыкальная культура казахского народа — результат длительного исторического пути, особенности которого были связаны с его образом жизни. В процессе общественно-исторической практики произошел отбор именно таких видов художественного творчества...

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

Хоровые произведения занимали огромное место в творчестве С. Танеева.

В начале XXI века восстановила и укрепила свою деятельность Казахская хоровая капелла под

Открытый урок по музыке «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»: из опыта работы.

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

31 марта 1998 года Постановлением правительства РК в Астане была образована Казахская национальная академия музыки.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

ребенок, музыкальный фольклор, детский сад, русский народ, русский, песнь, народное творчество, русское народное творчество, народный быт, музыкальный слух.

Музыка как средство педагогического воздействия

В большей мере это следствие того, что подрастающее поколение увлечено компьютерными играми, музыкой сомнительного качества, потоком бездуховных телевизионных

В основе школьного обучения в мусической школе лежало обучение музыкальной грамоте.

Школьный предмет «Народное музыкальное творчество» и его...

Музыкальное творчество русского народа разнообразно, многопланово, тесно связано с историей страны.

Основные термины (генерируются автоматически): Народное творчество, программа, урок, предмет, Оркестр русских, русское народное творчество, народная песня...

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане

Напомним, что казахская народная музыка характеризуется монодийностью, ее отличает интонационно богатая песенная мелодика

Форсированное внедрение нового музыкального языка отчасти смягчала деятельность музыкантов-этнографов, приехавших из России.

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни.

Совместная деятельность детей на уроках музыки создает общее эмоциональное

Телевизионные передачи также не могут не влиять на подрастающее поколение.

Задать вопрос