Специфика деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам компьютерной грамотности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 2371 раз

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Специфика деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам компьютерной грамотности / В. В. Завражнов, С. М. Сметанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 755-758. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36677/ (дата обращения: 10.05.2024).



Обучение пожилых людей компьютерной грамотности является в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений социальной политики Российской Федерации. Его возникновение связано с государственной программой «Информационное общество» (2011–2020 гг.), которая предусматривает широкое использование информационных технологий в различных сферах управления и общественной жизни. Другим важным фактором развития программ по обучению пожилых людей основам работы с компьютером стало принятие стратегии развития информационного общества в России, согласно которой с 2015 г. основные государственные и муниципальные услуги должны оказываться в электронном виде. Принятие этих программ поставило перед органами социальной защиты населения задачу обучения пожилых людей приемам и способам работы с современными информационными технологиями. В январе 2015 г. эта задача была закреплена документально за счет введения новой социальной программы, направленной на обучение неработающих пенсионеров компьютерной грамотности. Назначение программы заключается в обеспечении доступности для пожилых людей государственных информационных ресурсов.

На основании федеральных программных документов разрабатываются региональные программы обучения пожилых людей основам компьютерной грамотности. Так Министерство социальной политики Нижегородской области, совместно с различными организациями, с 2012 осуществляет обучение пожилых людей основам информационных технологий. В настоящее время обучение проходит в соответствии с программой «Азбука Интернета», разработанной в сотрудничестве с ПАО «Ростелеком» и Пенсионным фондом Российской Федерации. Пожилые люди имеют возможность записаться на эти курсы, заполнив электронную форму на сайте Министерства социальной политики Нижегородской области. Для информационно-методической поддержки программы «Азбука Интернета» функционирует одноименный сайт, который позволяет скачать электронные версии курсов, а также задать вопросы по обучению работе с компьютерной техникой.

В соответствии с разработанными федеральными и региональными программами обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности возлагается на социальных работников — сотрудников Центров социального обслуживания населения. Содержание обучения включает в себя изучение базовых приемов работы с операционной системой Windows (использование мыши и клавиатуры, создание файлов и папок, их копирование), знакомство с основными функциями программы Microsoft Office Word, изучение возможностей работы в сети Интернет (поиск информации, использование коммуникационных возможностей, работа с порталом государственных и муниципальных услуги и сайтами органов государственной власти [1]. В процессе обучения пожилых людей основам компьютерной грамотности социальным работником решаются следующие социально-психологические задачи: адаптация пожилых людей к условиям обучения, установление позитивных отношений между обучающимися на период работы группы; поиск социальным работником индивидуального подхода к обучающимся.

Отличия пожилых людей, от других категорий обучающихся заключаются в том, что наличие собственного опыта позволяет им критически рассматривать преподаваемый материал и оценивать его с точки зрения полезности для себя. Указанное отличие опосредует отношения между социальным работником, ведущим компьютерные курсы и обучающимися, что выражается в ряде принципов, которые должны быть соблюдены при организации и проведении занятий. Ю. И. Богатырёва, А. Н. Привалов, В. В. Соломатова, А. Н. Шмелев выделяют следующие принципы обучения пожилых людей: во-первых, принцип равенства, который выражается в форме обращения ведущего курсов к пожилым людям, его позиции во время проведения занятий, способе расстановки мебели и проч. Содержание этого принципа таково, что сама обстановка в классе, где происходит обучение, должна обеспечивать психологический комфорт для обучающихся и создавать для них равные условия. Во-вторых, принцип активного творчества, согласно которому необходимо строить обучение таким образом, чтобы пожилые люди могли вывести часть проблем и способов их решения самостоятельно на основе уже имеющихся знаний. Это означает, что материал, преподаваемый в ходе занятий должен активно обсуждаться в группе, что способствует его лучшему усвоению. В-третьих, принцип личностного подхода, которые требует учитывать психологические особенности пожилых людей в процессе обучения. В-четвертых, принцип комфортности, согласно которому занятия в группе должны сопровождаться позитивными эмоциями, а сам темп занятий должен быть таким, чтобы обучающиеся имели возможность обдумывать получаемую информацию. В-пятых, принцип доступности, согласно которому обучение должно идти от известного к неизвестному и от простого к сложному. При этом учебный материал должен соответствовать индивидуальным возможностям обучаемых [3].

Н. Н. Сергеева указывает на необходимость учета психических процессов пожилых людей при организации занятий. Это означает, что предлагаемый материал должен представлять интерес для аудитории, а его подача должна осуществляться по различным каналам восприятия. Продолжительность одного занятия не должна превышать более 1,5 часов, а его структура должна учитывать время включаемости в работу (20 мин.), период максимальной работоспособности (30–40 мин.) и период спада активности (30 мин.) [4].

Сложности в обучении пожилых людей основам компьютерной грамотности объясняются таким факторами как: боязнь сломать или повредить компьютер; стереотипы о вредности или опасности компьютерных технологий; стереотипы о том, что старость это время, когда уже поздно учиться чему-то новому.

Характер организуемых курсов также порождает определенный круг проблем: содержание занятий не учитывает разнообразных образовательных потребностей обучаемых, в результате чего пожилые люди не имеют возможности определить собственную образовательную траекторию при обучении основам компьютерной грамотности; возможности применения мультимедийных технологий в процессе обучения пожилых людей ограничены; программа курсов недостаточно учитывает физическое состояние обучаемых и их психологические особенности [2].

Для непосредственного исследования специфики деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам компьютерной грамотности было проведено эмпирическое исследование на базе ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г. Арзамаса, Нижегородской области. Методами исследования стали интервьюирование социальных работников Центра, в количестве 10 чел., проводящих обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности, и анкетирование обучающихся в количестве 14 чел., метод анализа документов.

Интервьюирование показало, что основной проблемой обучения социальные работники считают несоответствие учебных материалов, представленных в пособиях, действительному уровню развития компьютерных технологий. Так, анализ материалов пособия «Азбука Интернета», показывает, что иллюстративный материал предполагает использование операционной системы Windows 7, которая уже снята с производства. Это означает, что пожилым людям, приобретающим персональные компьютеры уже после окончания обучения придется приспосабливаться к особенностям интерфейса Windows 8.1 или Windows 10, значительно отличающемуся от примеров, представленных в пособии. При этом недостаточно учитывается возможность использования пожилыми людьми таких устройств как планшетные компьютеры, что выражается в отсутствии соответствующих учебных материалов. Однако реальная практика обучения показывает, что пожилые люди достаточно часто обращаются с вопросами, обусловленными использованием именно этого вида компьютерной техники. Дешевизна и высокая мобильность этих устройств будут обуславливать их высокую востребованность в будущем. Следствием указанной проблемы является то, что пожилые люди вынуждены периодически обращаться к социальным работникам Центра для получения консультаций по работе с компьютером. При этом консультации требуются даже тем, кто на занятиях показывал высокий уровень усвоения материала, но оказался в затруднении, столкнувшись с непривычным оформлением современных операционных систем.

Еще одну проблему представляет комплектование учебных групп. Существующая система обучения не учитывает исходный уровень знаний обучаемых, их психологические особенности, а также склад характера. Это означает, что в больших группах, когда несколько обучающихся используют один компьютер, могут возникать конфликтные ситуации, обусловленные стремлением отдельных обучающихся ускорить работу своих коллег. Разность темпераментов приводит к тому, что некоторые пожилые люди достаточно негативно реагируют на попытки подсказать порядок действий при выполнении учебного задания.

Развитие информационно-коммуникативных технологий в настоящее время идет очень динамично, при этом время, отводимое на обучение их использованию, остается неизменным. Это приводит к тому, что пожилым людям приходится усваивать все больший объем материала, что порождает дискомфорт у тех из них, кто начинает обучение «с нуля». Недостаточное количество практических занятий обуславливает низкий уровень сформированности различных навыков, необходимых при работе на компьютере. Результатом этого становится закрепление в представлении пожилых людей отрицательного стереотипа о собственной неспособности освоить такой сложный инструмент как компьютер. Для преодоления этого стереотипа социальному работнику приходится затратить много времени и сил, чтобы на примере личных достижений пожилого человека раскрыть несостоятельность большинства мнений об элитарности информационных технологий.

Анкетирование пожилых людей показывает их высокую степень удовлетворенности занятиями, что подтверждается анализом отзывов обучающихся в соответствующем журнале учреждения. При этом анкетирование выявило различие в уровне усвоения материала среди обучающихся. Это объясняется различиями в интересах пожилых людей, так как лучше всего воспринимается информация, которая удовлетворяет какие-либо конкретные потребности обучающихся, например, потребность в общении с родственниками через Skype.

Вместе с тем, анкетирование пожилых людей выявило ряд отрицательных моментов, связанных с использованием портала государственных и муниципальных услуг. К ним относится, прежде всего, сложный процесс регистрации и его растянутость во времени, что не позволяет обучающимся познакомиться с большинством услуг под руководством социального работника. У ряда пожилых людей отмечается страх перед указанием своих персональных данных в сети Интернет, что не позволяет им эффективно использовать отдельные услуги.

Следовательно, изучение специфики деятельности социального работника в процессе обучения пожилых людей основам компьютерной грамотности показывает, что в данной сфере имеется ряд проблем, решение которых требует поиска новых технологий. Решение данных проблем может осуществляться за счет более широкого применения мультимедийных средств и технологий дистанционного обучения. Это позволит наглядно и доступно представлять учебный материал, а также обеспечить индивидуализированный подход к каждому обучающемуся.

Литература:

  1. Азбука Интернета. Учебное пособие для пользователей старшего поколения: работа на компьютере и в сети Интернет. — М.: ОАО «Ростелеком», ПФР РФ, 2014. — 120 с.
  2. Лебедев, С. А. Особенности обучения информационным технологиям людей пожилого возраста / С. А. Лебедев // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2012. — № 2. — С.207–212
  3. Привалов, А. Н. Социально-педагогические аспекты обучения людей пожилого возраста использованию компьютера / А. Н. Привалов, Ю. И. Богатырёва, В. В. Соломатова, А. Н. Шмелев // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — С.283–289
  4. Сергеева, Н. Н. Организация обучения пожилых людей информационным компьютерным технологиям / Н. Н. Сергеева // Актуальные проблемы права, экономики и управления. — 2016. — № 12. — С.375–376
Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная грамотность, обучение пожилых людей, социальный работник, пожилое, время, компьютер, Нижегородская область, обучающийся, процесс обучения пожилых людей, социальная политика.


Похожие статьи

Особенности обучения компьютерной грамотности людей...

Особенности досуговой деятельности пожилых людей. Исследовательская деятельность в рамках обучения финансовой грамотности социально-ориентированной молодежи.

ИКТ в работе социального педагога с пожилыми людьми

Компьютер, клиент, работа, пожилое, занятие, группа, ИКТ, освоение компьютера, категория людей, красноярск, профессиональная деятельность, программное обеспечение, моя деятельность, компьютерная грамотность...

Возможности использования технологий социальной работы при...

Организация социальной работы с пожилыми людьми в процессе их адаптации к условиям дома-интерната. Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями.

Организация социальной работы с пожилыми людьми...

Эмпирическое исследование особенностей адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната, проведенное на базе ГБУ «Арзамасский дом-интернат для престарелых и инвалидов», д. Марьевка, Арзамасского района Нижегородской области, показывает, что у...

Актуализация человеческого потенциала лиц пожилого возраста...

Главной задачей самообразования пожилых людей является (ре)интеграция пожилого населения в активную жизнь общества. Важнейшими условиями решения этой задачи являются: активизация пожилых граждан, консолидация этой социальной группы с целью решения...

Компьютерная грамотность и информационная культура лиц...

компьютерная грамотность, Башкортостан, информационная культура, вычислительная техника, социальная защита населения Республики, компьютер, пожилой возраст, республиканская целевая программа, нефтекамск...

Специфика деятельности социального работника при обучении...

Библиографическое описание: Завражнов В. В., Сметанина С. М. Специфика деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам

Социально-педагогический потенциал произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

В 21 веке почти каждому человеку доступен компьютер и доступ в интернет, что делает распространение дистанционного обучения ещё быстрее и проще.

Подготовка персонала в области информационных технологий

В настоящее время большой проблемы с этим нет, уровень компьютерной грамотности

В настоящее время тенденция обучения своих сотрудников не теряет популярности.

Согласно соглашению, обучение с помощью специальной программы пройдет 1800 человек.

Особенности обучения компьютерной грамотности людей...

Особенности досуговой деятельности пожилых людей. Исследовательская деятельность в рамках обучения финансовой грамотности социально-ориентированной молодежи.

ИКТ в работе социального педагога с пожилыми людьми

Компьютер, клиент, работа, пожилое, занятие, группа, ИКТ, освоение компьютера, категория людей, красноярск, профессиональная деятельность, программное обеспечение, моя деятельность, компьютерная грамотность...

Возможности использования технологий социальной работы при...

Организация социальной работы с пожилыми людьми в процессе их адаптации к условиям дома-интерната. Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями.

Организация социальной работы с пожилыми людьми...

Эмпирическое исследование особенностей адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната, проведенное на базе ГБУ «Арзамасский дом-интернат для престарелых и инвалидов», д. Марьевка, Арзамасского района Нижегородской области, показывает, что у...

Актуализация человеческого потенциала лиц пожилого возраста...

Главной задачей самообразования пожилых людей является (ре)интеграция пожилого населения в активную жизнь общества. Важнейшими условиями решения этой задачи являются: активизация пожилых граждан, консолидация этой социальной группы с целью решения...

Компьютерная грамотность и информационная культура лиц...

компьютерная грамотность, Башкортостан, информационная культура, вычислительная техника, социальная защита населения Республики, компьютер, пожилой возраст, республиканская целевая программа, нефтекамск...

Специфика деятельности социального работника при обучении...

Библиографическое описание: Завражнов В. В., Сметанина С. М. Специфика деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам

Социально-педагогический потенциал произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

В 21 веке почти каждому человеку доступен компьютер и доступ в интернет, что делает распространение дистанционного обучения ещё быстрее и проще.

Подготовка персонала в области информационных технологий

В настоящее время большой проблемы с этим нет, уровень компьютерной грамотности

В настоящее время тенденция обучения своих сотрудников не теряет популярности.

Согласно соглашению, обучение с помощью специальной программы пройдет 1800 человек.

Похожие статьи

Особенности обучения компьютерной грамотности людей...

Особенности досуговой деятельности пожилых людей. Исследовательская деятельность в рамках обучения финансовой грамотности социально-ориентированной молодежи.

ИКТ в работе социального педагога с пожилыми людьми

Компьютер, клиент, работа, пожилое, занятие, группа, ИКТ, освоение компьютера, категория людей, красноярск, профессиональная деятельность, программное обеспечение, моя деятельность, компьютерная грамотность...

Возможности использования технологий социальной работы при...

Организация социальной работы с пожилыми людьми в процессе их адаптации к условиям дома-интерната. Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями.

Организация социальной работы с пожилыми людьми...

Эмпирическое исследование особенностей адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната, проведенное на базе ГБУ «Арзамасский дом-интернат для престарелых и инвалидов», д. Марьевка, Арзамасского района Нижегородской области, показывает, что у...

Актуализация человеческого потенциала лиц пожилого возраста...

Главной задачей самообразования пожилых людей является (ре)интеграция пожилого населения в активную жизнь общества. Важнейшими условиями решения этой задачи являются: активизация пожилых граждан, консолидация этой социальной группы с целью решения...

Компьютерная грамотность и информационная культура лиц...

компьютерная грамотность, Башкортостан, информационная культура, вычислительная техника, социальная защита населения Республики, компьютер, пожилой возраст, республиканская целевая программа, нефтекамск...

Специфика деятельности социального работника при обучении...

Библиографическое описание: Завражнов В. В., Сметанина С. М. Специфика деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам

Социально-педагогический потенциал произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

В 21 веке почти каждому человеку доступен компьютер и доступ в интернет, что делает распространение дистанционного обучения ещё быстрее и проще.

Подготовка персонала в области информационных технологий

В настоящее время большой проблемы с этим нет, уровень компьютерной грамотности

В настоящее время тенденция обучения своих сотрудников не теряет популярности.

Согласно соглашению, обучение с помощью специальной программы пройдет 1800 человек.

Особенности обучения компьютерной грамотности людей...

Особенности досуговой деятельности пожилых людей. Исследовательская деятельность в рамках обучения финансовой грамотности социально-ориентированной молодежи.

ИКТ в работе социального педагога с пожилыми людьми

Компьютер, клиент, работа, пожилое, занятие, группа, ИКТ, освоение компьютера, категория людей, красноярск, профессиональная деятельность, программное обеспечение, моя деятельность, компьютерная грамотность...

Возможности использования технологий социальной работы при...

Организация социальной работы с пожилыми людьми в процессе их адаптации к условиям дома-интерната. Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями.

Организация социальной работы с пожилыми людьми...

Эмпирическое исследование особенностей адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната, проведенное на базе ГБУ «Арзамасский дом-интернат для престарелых и инвалидов», д. Марьевка, Арзамасского района Нижегородской области, показывает, что у...

Актуализация человеческого потенциала лиц пожилого возраста...

Главной задачей самообразования пожилых людей является (ре)интеграция пожилого населения в активную жизнь общества. Важнейшими условиями решения этой задачи являются: активизация пожилых граждан, консолидация этой социальной группы с целью решения...

Компьютерная грамотность и информационная культура лиц...

компьютерная грамотность, Башкортостан, информационная культура, вычислительная техника, социальная защита населения Республики, компьютер, пожилой возраст, республиканская целевая программа, нефтекамск...

Специфика деятельности социального работника при обучении...

Библиографическое описание: Завражнов В. В., Сметанина С. М. Специфика деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам

Социально-педагогический потенциал произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

В 21 веке почти каждому человеку доступен компьютер и доступ в интернет, что делает распространение дистанционного обучения ещё быстрее и проще.

Подготовка персонала в области информационных технологий

В настоящее время большой проблемы с этим нет, уровень компьютерной грамотности

В настоящее время тенденция обучения своих сотрудников не теряет популярности.

Согласно соглашению, обучение с помощью специальной программы пройдет 1800 человек.

Задать вопрос