Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка — воздух» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 08.12.2016

Статья просмотрена: 1277 раз

Библиографическое описание:

Хайченко, В. Н. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка — воздух» / В. Н. Хайченко, Г. Г. Нечепаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 718-720. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36239/ (дата обращения: 10.05.2024).



Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивающие задачи:

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность. Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности. Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.

Образовательные задачи: Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер — это движение воздуха). Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха. Формировать познавательный интерес. Обобщить ранее полученные знания о свойствах воздуха. Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Воспитательные задачи: Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми возможными способами. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей в группу.

Воспитатель: Ребята, вы любите сюрпризы? (Ответы детей)

— Я вам сегодня приготовила сюрприз. Утром я позвонила вашему другу Петрушке и пригласила его к вам в гости. Вы хотите с ним встретиться?

Дети: Конечно, хотим, только где он, наверно спрятался от нас.

Воспитатель: Давайте поищем Петрушку.

Дети ищут Петрушку, зовут его. Входит Петрушка — в руках он держит сдутые шарики.

Ребята здороваются с Петрушкой.

Воспитатель: Петрушка, что случилось с твоими шариками?

Петрушка: Я приготовил подарки детям, воздушные шарики, даже сам надул их, посмотрите ребята — скажите, что с ними случилось?

Ответы детей: В шариках нет воздуха и они сдулись.

Петрушка: А, что такое воздух?

Воспитатель: Петрушка, подходи к ребятам, и они расскажут тебе много интересного о воздухе.

— А кто из вас, ребята, видел воздух? (Ответы детей).

— Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

— Посмотрите, дети, у нас в группе есть мини — лаборатория. Хотите с Петрушкой позаниматься исследованиями?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Пройдёмте в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия. Для опытов в нашей лаборатории я приготовила вам халаты.

— Оденьте их, пожалуйста. (Дети надевают халаты с бейджиками)

— Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями. Узнаем много интересного и нового о воздухе.

Опыт 1. Как увидеть воздух?

На столе стоят прозрачные 2 ванночки с водой. Воспитатель предлагает детям взять трубочки и подуть на свою ладошку.

Воспитатель: Дети, что почувствовала ваша ладошка?

Дети: Тёплый ветерок.

Воспитатель: Ребята, воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. — А можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем, проведём опыт.

Дети погружают трубочку в ванночку с водой и дуют. На воде появляются пузырьки.

Воспитатель: Ребята, откуда взялись пузырьки?

Дети: Это воздух, который мы выдыхали.

Воспитатель: Куда плывут пузырьки — поднимаются вверх или опускаются на дно?

Дети: Поднимаются вверх.

Воспитатель: Воздушные пузырьки плывут вверх, потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков в ванночке не будет.

Воспитатель: Вот мы и доказали, чтовоздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.

Воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дети: Мы его вдыхаем через нос.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики — вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Дыхательная гимнастика «Разноцветные ленточки»

Дети берут разноцветные ленточки и дуют на них.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием и Петрушка всё правильно делал.

—Петрушка, скажи нам, пожалуйста, что будет, если в воду бросить бумагу.

Петрушка: Она размокнет.

Воспитатель: Дети, а можно ли достать бумагу сухую из воды?

Дети: Конечно, можно. Сейчас Петрушка, мы покажем тебе этот опыт.

Опыт 2. Сколько места занимает воздух?

На столе стоят 3 таза с водой и стеклянные стаканы, на дно которых прикреплен кусочек салфетки. Воспитатель предлагает детям убедиться, что салфетка в стакане сухая.

Дети быстро переворачивают стакан вверх дном и опускают его в воду.

Воспитатель: Ребята, попробуйте, какой стала бумага?

Дети: Бумага сухая.

Воспитатель: Дети, почему бумага сухая?

Дети: Встакане был воздух, и он не дал воде намочить бумагу. (Дети повторяют опыт вместе с Петрушкой)

Воспитатель: Воздух хотя и невидим, но занимает место!

— Ребята, а вы любите трудиться?

— Чем вы любите заниматься? (Варианты ответов детей)

— Дети, а воздух тоже работает. Я вам предлагаю посмотреть, как работает воздух.

Опыт 3. Воздух работает.

Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Возьмите веер и помашите перед своим лицом. Что вы почувствовали?

Дети: Лёгкий ветерок.

Воспитатель: Ребята ветер — это движение воздуха.

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать, как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.

Просмотр слайдов.

1 — слайд. По небу плывут облака.

2 — слайд. Колышутся листочки на деревьях.

2 — слайд. Качаются ветки деревьев.

После просмотра воспитатель уточнят с детьми, почему это происходит.

Ответы детей (Воздух может двигаться).

Воспитатель:

— Дети, а как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?

(Ответы детей)

Опыт 4. Воздух можно услышать.

Воспитатель: — Ребята, а можно ли воздух услышать? (Ответы детей)

— Музыканты, которые играют на духовых инструментах, очень часто его слышат. Как вы думаете почему?

Дети: Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки.

Воспитатель: Правильно, ребята, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать — звуки не передаются.

Дети, возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.

— Что вы услышали?

Дети: Мы услышали звуки.

Воспитатель: Дети, звук возникает, когда происходит быстрое движение воздуха.

—Молодцы, ребята, и Петрушка молодец очень хорошо работали. Хотите немного отдохнуть?

Дети: Да, хотим.

Физминутка свыполнением движений.

Мы работали, устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам детвора.

Встали, дружно потянулись

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись

Всем друзьям мы улыбнулись

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

—Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? (Ответы детей)

— Дети, а ещё хотите поиграть с Петрушкой? (Ответы детей)

Дидактическая игра: «Кому нужен воздух»

Ребёнок берёт карточку с картинкой, называет предмет и говорит, нужен ли этому предмету воздух.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе.

– воздух легче воды;

– воздух есть внутри предметов;

– воздух есть внутри людей;

– без воздуха не возможна жизнь;

– воздух работает;

– воздух можно услышать.

Воспитатель: Петрушка, теперь ты знаешь, что такое воздух, и почему сдулись твои шарики.

Петрушка: Конечно, знаю. Спасибо, ребята, мне очень понравилось играть с вами. Вы мне поможете надуть шарики.

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Ну, а на прощание мы устроим праздник мыльных пузырей.

Дети с Петрушкой дуют мыльные пузыри.

Основные термины (генерируются автоматически): воздух, ребенок, воспитатель, Ответ детей, Петрушка, ребята, вод, опыт, ветка деревьев, движение воздуха.


Похожие статьи

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного...

воздух, лес, ребенок, запах, воспитатель, Ребята, свойство воздуха, правило поведения, свежий воздух, весенний лес.

Классный час «Береги свою планету!» | Статья в журнале...

Ответы детей. Рисунок прикрепить к доске. Правила поведения в природе.

ОПЫТ №2 (дети выполняют самостоятельно за столами).

 Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении.

Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева...

Экспериментируем в детском саду и дома с малышом

вод, ребенок, лед, воспитатель, стакан, воздух, экспериментальная деятельность, мелкая моторика, детский сад, опыт.

Сценарий занятия в старшей группе на тему «В гостях у Королевы...

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску

(одновременно дети с воспитателем поливают землю). В: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?

В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают).

Развитие познавательной активности у детей старшего...

Благодаря опытам и экспериментам у детей сформировалось понятие, что наш край очень ранимый и

— Давайте поставим эксперимент: ветер — фен, снег –пенопласт, дерево — длинная и короткая ветки. (Длинная ветка падает от струи холодного воздуха, короткая — нет).

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

Вопрос — ответ.

Учите детей любить природу. Автор: Беседина Александра Федоровна.

Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветки хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных.

Экспериментально-исследовательская деятельность детей...

Определить направление движения воздуха детям может помочь флюгер, флажки, мыльные пузыри.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы).

Конспект занятия «Юные путешественники» | Статья в журнале...

(Дети вместе с воспитателем готовят «волшебную» воду и наносят ее на послание).

Основные термины (генерируются автоматически): задание, ребенок, сундук, сокровище, слово, предложение, пират, музыка, друг, Слайд, Ребята, Ответ детей, III, тихая музыка...

Похожие статьи

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного...

воздух, лес, ребенок, запах, воспитатель, Ребята, свойство воздуха, правило поведения, свежий воздух, весенний лес.

Классный час «Береги свою планету!» | Статья в журнале...

Ответы детей. Рисунок прикрепить к доске. Правила поведения в природе.

ОПЫТ №2 (дети выполняют самостоятельно за столами).

 Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении.

Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева...

Экспериментируем в детском саду и дома с малышом

вод, ребенок, лед, воспитатель, стакан, воздух, экспериментальная деятельность, мелкая моторика, детский сад, опыт.

Сценарий занятия в старшей группе на тему «В гостях у Королевы...

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску

(одновременно дети с воспитателем поливают землю). В: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?

В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают).

Развитие познавательной активности у детей старшего...

Благодаря опытам и экспериментам у детей сформировалось понятие, что наш край очень ранимый и

— Давайте поставим эксперимент: ветер — фен, снег –пенопласт, дерево — длинная и короткая ветки. (Длинная ветка падает от струи холодного воздуха, короткая — нет).

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

Вопрос — ответ.

Учите детей любить природу. Автор: Беседина Александра Федоровна.

Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветки хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных.

Экспериментально-исследовательская деятельность детей...

Определить направление движения воздуха детям может помочь флюгер, флажки, мыльные пузыри.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы).

Конспект занятия «Юные путешественники» | Статья в журнале...

(Дети вместе с воспитателем готовят «волшебную» воду и наносят ее на послание).

Основные термины (генерируются автоматически): задание, ребенок, сундук, сокровище, слово, предложение, пират, музыка, друг, Слайд, Ребята, Ответ детей, III, тихая музыка...

Задать вопрос